12 декабря таможенные органы страны отмечают свой профессиональный праздник. Именно Указ Президента Республики Казахстан за №539 в 1991 года «Об образовании Таможенного комитета при Президенте Республики Казахстан» был одним из первых нормативно- правовых актов, подписанных Главой суверенного Казахстана.
Таможенная служба была и остается одним из атрибутов государственности, поэтому, глубоко символично, что свой профессиональный праздник таможенные органы отмечают почти в одно время с Днем независимости страны.
Значимость данного события заставляет оглянуться назад, увидеть и оценить пройденный путь.
Двадцать два года назад казахстанцы стали свидетелями и участниками одного из важнейших событий – рождения на карте мира нового государства.
За короткое по меркам мировой истории время, Казахстан стал лидером на постсоветском пространстве не только в проведении экономических реформ, но и в продвижении демократических преобразований и становлении гражданского общества.
За 22 года независимости произошли кардинальные перемены, страна переживает стремительное развитие. И сегодня есть все основания для реализации стратегических задач, определенных Президентом.
В тесном сотрудничестве с другими государственными органами, делая общее дело, обеспечивая экономические интересы нашей республики, таможенные органы вносят свой вклад в развитие нашего государства.
Становление таможенной системы осуществлялось в нелегких исторических и экономических условиях. С одной стороны – распад союзного государства и вместе с этим развал единого народно-хозяйственного комплекса, разрыв сложившихся экономических связей. С другой – обретение суверенитета и образование независимого государства.
С самых первых шагов и до настоящего времени таможенная служба преодолела ряд этапов реформирования.
Начальный период был очень непростым для таможенных органов, как в целом и для всей страны. Практически отсутствовала нормативная база, регулирующая внешнеэкономическую деятельность, правовой статус таможенных органов, задачи, функции, права и обязанности не были четко определены.
Отсутствовала материально-техническая база, не было подготовленных кадров. Большинство отечественных предприятий не имело опыта осуществления внешнеэкономической деятельности, уровень правовой культуры был низок.
Не была развита таможенная инфраструктура, отсутствовал рынок услуг таможенных представителей, не было складов временного хранения и т.д. Несмотря на эти трудности, за относительно короткий срок произошло становление таможенных органов страны по всем ее основным направлениям деятельности: производилось таможенное оформление грузов, взимались таможенные платежи и налоги, осуществлялись правоохранительные функции. Из года в год укреплялась материально-техническая база, создавалась инфраструктура, формировались кадры.
В 1995 году был подписан Указ, имеющий силу Закона «О таможенном деле в Республике Казахстан». Этот документ заложил правовую основу всему таможенному делу.
Совершенствованию таможенного администрирования способствовало дальнейшее развитие нормативно-правовой базы. В 2003 году был принят Таможенный Кодекс Республики Казахстан. А в 2010 вступил в силу обновленный Кодекс «О таможенном деле в Республике Казахстан», где основные Положения законодательных актов были усовершенствованы по направлениям упрощения и сокращения таможенных процедур и Таможенный кодекс Таможенного союза (общий для трех стран Таможенного союза – России, Белоруссии и Казахстана). Союзный Кодекс устранил имеющиеся несоответствия таможенных законодательств стран-участниц Таможенного союза, а все лучшее, что в них есть, было сделано совместным достоянием трех наций.
Автоматизация таможенного контроля и оформления, начатая в 2000 году, сыграла решающую роль в ускорении процессов таможенного оформления.
В 2004 году таможенная автоматизированная информационная система была модернизирована, и в рамках государственной программы «Электронное Правительство» введен в опытную эксплуатацию комплекс электронного декларирования «Веб-декларант», с помощью которого участники внешнеэкономической деятельности способны формировать электронные копии таможенных документов и направлять их в адрес любого таможенного органа через сети Интернета. А уже в этом году в рамках исполнения мероприятий ввода автоматизированной таможенной информационной системы и интегрированной системы тарифов введено электронной декларирование. Электронный таможенный сервис в настоящее время – это наш основной приоритет.
В перспективе объемы выполняемой работы будут расти. Значительно вырастет товарооборот. Это связано с динамичным развитием страны, требует от таможенных органов высокого уровня профессионализма, дисциплины, ответственности и большого напряжения.
Департамент таможенного контроля, основываясь на сегодняшних достижениях, работает над выполнением установок Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан по кардинальному улучшению деятельности таможенных органов, искоренению коррупции и повышению ответственности кадров.
Нашему коллективу, как и таможенной службе в целом, предстоит продолжать внедрение процессов автоматизации таможенного оформления и контроля, что позволит ускорить и упростить оформление товаров, сократить сроки подготовки документов, снизить степень привлечения людских ресурсов, уменьшить предпосылки для коррупционных проявлений.
Выполнение этих задач, естественно, требует наличия должного уровня профессионализма и квалификации кадров таможенной службы. Поэтому подготовка кадров будет также являться нашей приоритетной задачей.