Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства–разработана в 2012 году, задачами которой являются укрепления государственности и развития казахстанской демократии. А так же впервые в практике государства в целом, для повсеместного становления правопорядка в стране внедряется принцип «нулевой терпимости» к беспорядкам и мелким правонарушениям.
Нетерпимость к мелким правонарушениям – важный шаг в укреплении общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией.
Для формирования задач «нулевой терпимости» государство и общество должны единым фронтом выступить против правонарушений и коррупции. Так как, самое мелкое правонарушение, хулиганство и низкое правосознание граждан разрушает дисциплину и порядок, общественный покой и качество жизни.
Борьба с коррупцией государства и общества наиболее важный аспект для создания правового и развитого общества. Как отметил Президент страны коррупция – это не просто правонарушение, она подрывает доверие граждан и частных предпринимателей к государственным правоохранительным органам и государства в целом и является угрозой национальной безопасности.
Внося, важный вклад в укрепление и развитие правопорядка Комитет правовой статистики и специальным учетам Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан за последние годы в рамках правовой реформы внедрен целый ряд масштабных проектов, правовых рычагов надзора в уголовной, гражданской административно- правовых сферах, внедрение инновационных проектов позволило выработать механизмы по защите граждан и юридических лиц в сфере обращения в государственные органы а так же предпринимательства.
«Бизнес тірегі – Опора бизнеса» - предоставляет предпринимателю возможность узнать, зарегистрирована проверка в управлении Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, на каких основаниях и законно ли проводится проверка в отношении него. А также предприниматель может проверить в разделе информационного сервиса, размещенном на сайте www.pravstat.prokuror.kz «Информация о регистрации, проверок предпринимателей» по номеру регистрации на акте, введя его в соответствующее поле, тем самым убедиться в достоверности регистрации, наименования органа, вопрос и период проверки и данные о проверяющем лице.
Кроме того, предприниматель здесь же может ознакомиться с проверочным листом того органа, который пришел к нему на проверку и с памяткой, в которой отражен порядок проведения проверки, основные права и обязанности как проверяющей стороны, так и самого предпринимателя.
Вместе с тем, многие незаконные проверки и незарегистрированные обращения граждан остаются вне поля зрения органов прокуратуры.
В случае, если государственный орган не зарегистрировал акт, либо выходит за рамки своих полномочий, либо не рассмотрел обращение гражданина надлежащим образом, предприниматель или гражданин, вправе защитить свои права позвонив по телефону 115 «Сall – Центр Генеральной прокуратуры»;
Электронный талон - заявитель, набрав полученный уникальный номер электронного талона, может через интернет, call-центры и SMS-сообщения получить интересующую его информацию о принятии и регистрации заявления, ходе его рассмотрения и принятом процессуальном решении.
«Айкын» – предусматривает прозрачность процедуры регистрации заявлений в органах уголовного преследования, включая не только продвижение документа, принятие решения, но и факты нарушений сроков рассмотрения.
Данный проект предоставляет возможность физическим и юридическим лицам контролировать ход рассмотрения их обращений государственными органами в режиме реального времени. Обратившееся лицо при подаче заявления в государственный орган получает талон с 18-значным номером, по которому заявитель может получить информацию о ходе и результатах рассмотрения обращения следующими способами:
– позвонив (бесплатно) на номера 8 800-080-7777 (со стационарного телефона), 1414 (с мобильного) и продиктовав номер талон оператору;
– отправив SMS- сообщение с номером талона на 1012 (15 тенге на все операторы связи);
– войдя на сайт Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК http://service.kz, выбрав раздел «Обращения в государственные органы» набрать номер талона. В случае нарушение данного порядка заявитель может обратиться в Call- центр Генеральной прокуратуры на номер 115.
Уникальность проекта «Айқын» состоит в том, что впервые сами граждане и организации могут отслеживать ход рассмотрения своих обращений посредством интернета.
Особенность вышеуказанных проектов заключается в том, что, данные проекты реализуются на основе принципов удобства, срочности, быстроты и доступности, а также прозрачности деятельности на стадиях приема, учета, регистрации и рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Обеспечивается прокурорский надзор и ведомственный контроль на данных стадиях в режиме реального времени. Также у должностных лиц, принимающих данные заявления, отсутствуют какие-либо возможности удалить или не регистрировать их, что абсолютно исключает возможность их укрытия, а это в свою очередь влечет соблюдение принципа неотвратимости реакции государства на любые правонарушения, установленной Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года».
Бауыржан САТЫБАЛДИН,
прокурор по надзору за законностью в сфере
правовой статистики и специальным учетам
по Актаускому гарнизону ВУ КПС и СУ ГП РК
юрист 3 класса