Выступление
Бектенова О.А. на брифинге
в Службе центральных
коммуникаций
(2 октября 2013 г.)
Глава государства в своем Послании народу от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поручил: использовать новые правовые механизмы, информационные возможности для предупреждения и профилактики коррупционных нарушений.
В свете данного поручения, Председателем Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью профилактика преступлений обозначена как приоритетное направление деятельности органов финансовой полиции.
В структуре Агентства создано специализированное Управление профилактики и предупреждения коррупции и экономической преступности, а также Ситуационный центр, в областных департаментах – аналитические отделы.
Пересмотрены подходы к профилактической работе.
Наряду с организацией круглых столов, семинаров, лекций по антикоррупционной тематике, внедрена практика проведения профилактических мероприятий с т.н. «целевой аудиторией».
Наши сотрудники проводят встречи с работниками государственных органов, наиболее подверженных коррупционным рискам. Прежде всего, с теми, кто обладает контрольно-разрешительными полномочиями, находится в непосредственном контакте с населением, оказывает государственные услуги, либо имеет отношение к распределению бюджетных средств.
На этих встречах демонстрируются видеоматериалы о задержании госслужащих при получении взяток, разъясняются негативные последствия коррупции.
Большое значение в профилактике коррупции мы придаем работе с молодёжью. Агентством подписаны меморандумы о сотрудничестве с Ассоциацией студентов Казахстана, Конгрессом молодежи.
Наряду с мерами по формированию антикоррупционного мировоззрения, Агентством финансовой полиции проводится активная работа по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных и экономических преступлений.
Мы исходим из того, что недостаточно противодействовать преступности исключительно уголовно-правовыми мерами.
Необходимо устранять предпосылки совершения правонарушений, решать имеющиеся проблемы на системном уровне.
В данном контексте на основе опыта Гонконга, Сингапура и других стран, внедрена практика проведения углубленных исследований деятельности госорганов на предмет выявления законодательных лазеек и организационных упущений, позволяющих недобросовестным сотрудникам злоупотреблять должностным положением.
Т.е. сотрудники Агентства совместно со специалистами исследуемого госоргана выявляют «узкие места», нормы, несущие в себе высокие коррупционные риски.
Подобным образом Агентством проанализирована деятельность органов СЭС, ГАСК, дорожной полиции, противопожарной службы, налоговых органов, управлений земельных отношений, т.е. государственных структур, наиболее часто контактирующих с населением и предпринимателями.
По итогам исследований в данные госорганы внесены представления об устранении причин и условий, способствующих коррупции.
С Налоговым комитетом Министерства финансов утвержден совместный план мероприятий по противодействию коррупции в налоговых органах на 2013-2015 годы. В целом, с налоговыми органами налажено конструктивное взаимодействие по линии борьбы с лжепредпринимательством, пресечения ложного и преднамеренного банкротства и другим направлениям.
Наряду с этим, проведены аналитические исследования в сфере оборота нефти и нефтепродуктов, редкоземельных, вторичных металлов, зерна, рыбы, алкогольной продукции, по вопросу возмещения НДС экспортерам и другим актуальным проблемам.
По результатам исследований внесены предложения в Администрацию Президента, Правительство в части совершенствования действующего законодательства, выработки мер по снижению криминогенности в данных сферах.
Наши предложения находят должную реакцию со стороны государственных органов.
К примеру, по инициативе Агентства в августе т.г. распоряжением Премьер-Министра создана рабочая группа по деоффшоризации отечественной экономики.
Поддержано наше предложение о внедрении обратного механизма обложения НДС, что позволит избежать мошенничества при возврате НДС экспортерам.
Таким образом, усиление аналитической составляющей в деятельности органов финансовой полиции позволяет бороться с причинами, а не с последствиями преступности, что положительно сказывается на криминогенной ситуации.
* * *
В своем выступлении я также хотел бы остановиться на деятельности Ситуационного центра Агентства финансовой полиции.
Ситуационный центр представляет собой автоматизированный аналитический комплекс, позволяющий на основе имеющихся источников информации выявлять рисковые события, устанавливать схемы совершения преступлений, идентифицировать явные и скрытые связи между субъектами по родственным, социальным и другим признакам.
Работа с информационными источниками особо актуальна для финансовой полиции, поскольку все сведения о движении бюджетных средств, взаиморасчетах между хозяйствующими субъектами аккумулируются в государственных базах данных.
Мы исходим из того, что нет необходимости безосновательно начинать проверку предпринимателей, препятствуя их нормальной работе.
Можно, не выходя из кабинета, дистанционно собрать определенный объем информации, позволяющей сделать вывод о наличии или отсутствии признаков преступной деятельности, и уже точечно работать по конкретным рисковым субъектам и проблемным зонам.
Основной задачей Центра является выявление подозрительных с точки зрения финансовой полиции событий, субъектов с высоким риском совершения незаконных действий с целью предупреждения и своевременногопресечения преступлений, до причинения ущерба государству.
Не секрет, что реализация преступного умысла на хищение бюджетных средств при государственных закупках начинается еще на стадии формирования бюджета. В цену закупаемых товаров, работ, услуг изначально закладываются суммы т.н. «откатов».
В этой связи, в рамках Ситуационного центра проводится мониторинг планов закупок государственных органов и национальных компаний, в ходе которого мы выявляем факты необоснованного завышения закупочных цен.
Объявленная заказчиком стоимость закупаемого товара сопоставляется с рыночными ценами, и в случае завышения мы вносим представление об отмене конкурса либо пересмотре цены в сторону понижения, а также о привлечении к ответственности виновных сотрудников.
Уже есть определенные положительные результаты этой работы.
С начала года предотвращено нерациональное использование более 3 млрд. тенге бюджетных средств.
Наиболее часто выявляются факты завышения стоимости при приобретении ГСМ, продуктов питания, оргтехники.
К примеру, в августе т.г. предотвращен запланированный одним из районных отделов сельского хозяйства Акмолинской области закуп бензина АИ-92 по 325 тенге за литр. Своевременная реакция финансовой полиции позволила сэкономить более 1 млрд. тенге бюджетных средств, которые в случае проведения конкурса с большой долей вероятности были бы похищены.
Природный резерват «Ертис Орманы» планировал закупить автосельхозшины по 3,5 млн.тенге за единицу при рыночной стоимости 10 тыс.тенге. По требованию финансовой полиции конкурс отменен.
Мониторинг государственных закупок проводится в ежедневном режиме. Подобных примеров достаточно по каждому региону.
Таким образом, с созданием Ситуационного центра мы получили возможность работать на опережение, не допускать причинение ущерба государству.
* * *
Наряду с предотвращением хищений, использование передовых методов прогнозно-аналитической работы позволяет значительно повысить эффективность выявления уже совершенных коррупционных и экономических преступлений.
Если прежде органы финансовой полиции опирались только на традиционные агентурно-оперативные методы работы, то сейчас у нас появились дополнительные современные инструменты.
По материалам Ситуационного центра с начала года возбуждено более 250 уголовных дел. Причем акцент при проведении анализа делается на выявлении фактов системной коррупции, пресечении деятельности организованных преступных групп.
Аналитические методы работы активно используются и по линии противодействия финансированию экстремизма и терроризма.
С использованием возможностей Ситуационного центра выявляются бизнес-структуры, потенциально задействованные в финансировании деструктивных сил.
Приведу конкретные примеры работы центра.
* * *
Аналитическим путем выявлены факты хищений бюджетных средств в Национальной компании «Казахстан гарыш сапары», акиматах Актюбинской, Южно-Казахстанской, Мангистауской областей.
К примеру, аналитиками Ситуационного центра была выявлена группа аффилированных компаний, которые на протяжении нескольких лет доминировали в госзакупках на территории Актюбинской области.
Аналитическим путем был установлен фактический владелец группы компаний – Ширяев. Также был определен круг его родственников и знакомых, вовлеченных в преступную деятельность.
Это наглядно видно на экране.
Были выявлены наиболее подозрительные конкурсы с повышенным риском хищения бюджетных средств.
На схеме вы можете видеть конкурсы, в которых принимали совместное участие компании, подконтрольные Ширяеву. Таким путем создавалась видимость конкуренции.
Благодаря предварительной аналитической подготовке, следователям и оперативным сотрудникам при выезде на место не нужно было проводить повальные проверки всех конкурсов и компаний, принимавших в них участие.
В сжатые сроки была проведена точечная работа по уже идентифицированным наиболее подозрительным договорам и предприятиям.
К тому же еще до выезда на место было установлено приобретенное на преступные доходы имущество, что позволило своевременно наложить на него арест для последующего возмещения ущерба государству(арестовано 279 транспортных средств, 13 квартир, 51 земельный участок, а также имущество компаний, принадлежащих Ширяеву, стоимостью более 3,5 млрд.тенге).
* * *
Возможности аналитического поиска успешно используются при выявлении организованных преступных групп, занимающихся лжепредпринимательской деятельностью.
Так, на основе материалов Ситуационного центра пресечена деятельность обнальных групп на территории Костанайской, Карагандинской, Атырауской, Актюбинской, Северо-Казахстанской, Акмолинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской областей, городов Астаны и Алматы.
Эффект от новых подходов к работе налицо.
Если за весь 2012 год по Республике было возбуждено 282 уголовных дела по фактам лжепредпринимательства, то только за 8 месяцев текущего года – уже 715. Т.е. показатели всего прошлого года уже превышены в 2,5 раза.
В этой работе есть значительный вклад Ситуационного центра.
К примеру, аналитическим путем выявлена группа лжепредприятий, на протяжении нескольких лет занимавшаяся незаконным обналичиванием денег на территории Костанайской области и других регионов страны. Только по данной группе возбуждено более 140 уголовных дел.
В сентябре т.г. обезврежена группа обнальщиков, действовавшая в южном Казахстане. В отношении организатора незаконного бизнеса Бейсеева возбуждено уголовное дело за создание и руководство преступным сообществом.
* * *
Ежегодный ущерб от деятельности лжепредприятий исчисляется десятками миллиардов тенге.
В этой связи, финансовой полицией принимаются меры по пресечению их деятельности на ранних стадиях, не дожидаясь пока преступники обокрадут государство.
В данном контексте прорабатывается алгоритм информационного обмена между заинтересованными государственными органами, который позволит выявлять потенциальные лжепредприятия еще на стадии их регистрации и устанавливать упреждающий оперативный контроль за ними. При обнаружении начальныхпризнаков противоправной деятельности мгновенно будут приняты меры по обезвреживанию преступников.
Таким образом, появится возможность предотвращать незаконное обналичивание денег.
Также мы готовы предоставлять информацию о лжепредприятиях и лицах причастных к их деятельности Национальному банку и банкам второго уровня.
Это позволит финансовым организациям самостоятельно выявлять «подозрительных» клиентов.
На наш взгляд, банки должны быть заинтересованы в чистоте своей клиентской базы и собственными силами принимать меры по недопущению незаконного обналичивания денег. В данном контексте большое значение для банков должен иметь репутационный фактор.
В настоящее время прорабатывается вопрос подписания меморандума о сотрудничестве по вопросам профилактики лжепредпринимательства.
* * *
Как я отметил выше, внедрение современных методов аналитической работы вкупе с принятыми мерами по организационному и кадровому укреплению всех подразделений позволило значительно повысить эффективность деятельности финансовой полиции.
Так, за 8 месяцев т.г. число выявленных преступлений возросло на 13 % (с 6481 до 7353). Сумма установленного ущерба составила более 107 млрд.тенге. С учетом арестованного имущества, обеспечено возмещение в бюджет более половины от общей суммы ущерба.
Но улучшение показателей достигается не за счет массированных проверок предпринимателей и государственных органов, а путем усиления прогнозно-аналитической составляющей и выверенной акцентированной работы только по т.н. «зонам риска».
В результате такого подхода, мы наблюдаем резкое снижение давления на бизнес.
Так, если в 1-ом полугодии 2011 года по инициативе финансовой полиции было проведено 1 139 проверок предпринимателей, то в аналогичном периоде 2012 года, с началом работы Ситуационного центра, число проверок сократилось вдвое – до 599.
В текущем году эта положительная тенденция усилилась, количество проверок сократилось до 143, или еще в4 раза.
Значительно снизилось число жалоб на наши действия. Не поступило ни одного обоснованного обращения на сайт «Президентская защита бизнеса».
Согласно указанию Председателя Агентства все подразделения финансовой полиции, начиная с марта прошлого года, работают в режиме моратория на проверки предпринимателей.
Проверки допускаются только в том случае, когда предварительный анализ достоверно указывает на наличие явных признаков противоправной деятельности.
Такой подход значительно снижает субъективизм и коррупционные риски в нашей работе.
Т.е. сотрудник финансовой полиции не может по своему усмотрению начать проверку предприятия, которое не относится к категории рисковых.
И наоборот, если деятельность предприятия вызывает обоснованные подозрения, увести его от ответственности становится значительно сложнее.
Благодарю за внимание.