Вопросом о том, почему женщина в семье терпит насилие надо собой, а иной раз и надо детьми, при это не уходит – задаются обычно те, кто не сталкивался с домашними тиранами. Психологи в интервью журналисту mangystaumedia.kz объясняют причины, почему для такой женщины проще остаться и терпеть, чем навсегда разорвать отношения с агрессором.
Журналист: Наверно, этим вопросом задается каждый, кто видел, слышал, читал про насилие. Почему она не уходит? Почему женщина, в отношении которой совершается насилие, при чем не обязательно физическое, может быть и психологическое насилие, и финансовое, остается с агрессором и терпит? Предвосхищая вопрос, который может у некоторых возникнуть - а почему должна уходить женщина, а не мужчина, отвечу, что мужчины в постоянном свободном доступе жертва, над которой можно изгаляться, как угодно. И какой же агрессор добровольно откажется от такого? По моему мнению, а оно может не совпадать с другими, если женщина остается в таких отношениях, то это значит, что ее там все устраивает. Но при этом, я не имею ввиду, что ей это нравится – нравится и устраивает, это все же немного разные вещи. Так почему же все-таки женщина не уходит из таких отношений?
Ольга Третьякова, психолог: Если уберем аспект правовой и социальной защищенности женщин, и будем говорить о психологических причинах, то скорей всего, в голове этой женщины нет другой альтернативы, нет другой реальности, она скорей всего не видит и не обнаруживает, что можно жить как-то иначе. Она не видит перед собой примеров женщин, которые сделали этот шаг, у них все получилось, и они справились с этим насилием. У нас очень много говорится о жертвах насилия, мы все очень много видим примеров, когда женщина живет и терпит, но у нас очень мало говорят о женщинах, которые, например, вышли из этого порочного круга, изменили свою жизнь. В психологии есть такое понятие, как опыт выжившего. И этого опыта выжившего, к сожалению, очень мало. Часто женщины видят, что так жила моя мама, бабушка, так живут мои родственники, и значит, у меня такая же судьба. Есть некое внутреннее смирение. Есть определенная нормализация насилия в обществе, к сожалению.
Вадим Третьяков, психолог: Женщина думает, что какой мужчина достался, с таким и жить приходится. У этого есть исторические корни, когда мужчины были ограниченным благом, и собственно на всех мужчин не хватало, а значит, женщина, которая осталась без мужчины, с ней что-то не так.
Журналист: Но сейчас, как говорится, на 10 девчонок по статистике 9 ребят. И уже пора не жить так, как жили наши мамы, бабушки и так далее.
Вадим Третьяков, психолог: Психика – это достаточно инертный инструмент, и она не меняется быстро. Чтобы поменяться, нужно время, нужен опыт, нужны какие-то альтернативные идеи. К примеру, опыт выжившего. Мы очень неохотно идем в неизвестное, нам лучше терпеть, но справляться, пусть плохонько, но мы как-нибудь дотянем.
Ольга Третьякова, психолог: Довольно часто такой образ жизни женщины поддерживается самими же женщинами, которые говорят – ну ничего страшного, ну потерпи, у всех так, он же деньги зарабатывает. Такие клише, которые уговаривают женщину ничего не менять. Женщине нужно преодолеть инерцию собственной психики и эту инерцию «ведра с крабами» – того окружения, которое точно ее не поддерживает, а наоборот, отговаривает. Вот это – не ходи к психологу, они тебя плохому научат - очень распространено в нашей работе. Если даже женщина приходит в терапию, в процессе изменения она начинает обнаруживать и называть насилие насилием, а не заботой и любовью, она сталкивается с осуждением своих же собственных родных, которые говорят, мол, ты пошла к психологу, он тебе мозги промыл, и ты начала как-то не так думать, делать. Я знаю, что муж потом попросит прощения или как-то загладит свою вину, нужно просто потерпеть. И никто не задумывается, что это терпение может закончится смертью. Он вышел из себя, у него на работе проблемы, он вспыльчивый, его так воспитали, он вообще не виновен – говорит себя женщина. Но никто из женщин всерьез не задумывается о том, что однажды это может закончится ее смертью.