На территории порта Актау состоялось IX совместное пятистороннее заседание администраций морских портов прикаспийских государств.
В заседании участвовали первые руководители портов и морских администраций России, Азербайджана, Ирана, Туркменистана и Казахстана. Принять участие в заседании изъявили желание первые руководители портов Курык, Актауского морского северного терминала, специальных экономических зон Ирана, а также генеральный секретарь транспортной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут» и другие официальные лица.
Напомним, что ежегодные совместные заседания руководители портов прикаспийских государств ежегодно проводятся в одном из портов Каспийского моря после достижения соответствующего соглашения в Астрахани в 2008 году. В ходе встреч стороны обсуждают вопросы связанные с работой портов, а также вырабатываются меры по оптимизации торговли, экологической защите и поддержанию безопасности.
Главными темами повестки дня стали вопросы по упрощению транспортных процедур между портами, создание общего интернет-ресурса по обмену производственной информацией. Вэб-ресурс будет обеспечивать прямой доступ и обмен информацией между грузоотправителями и судоходными, портовыми и иными транспортными организациями, участвующими в оказании услуг в процессе грузоперевозок в бассейне Каспийского моря.
Президент порта Актау Абай Турикпенбаев отметил, что огромный транзитный потенциал Каспия, обусловленный его выгодным географическим положением на стыке континентальных маршрутов Восток – Запад и Север – Юг, объективно диктует необходимость координации усилий соседних государств в стратегически важном секторе, дальнейшего наращивания сотрудничества в области морских перевозок пассажиров и грузов, а также эффективной логистики.
– Символично, что данная встреча проходит на территории Казахстана, где проходил Великий шелковый путь, объединяющий страны Востока и Запада. Это исторический маршрут, являющийся мостом между цивилизациями, который сегодня продолжает развиваться, объединяя страны и народы. И именно здесь, в Актау, 12 августа текущего года была подписана Конвенция по правовому статусу Каспийского моря, которая сегодня дает возможность для полноценного и более углубленного сотрудничества на Каспии. Ежегодно проводимое совместное заседание администрации портов Прикаспийских стран является основой для долговременного и прочного сотрудничества в сфере развития экономических взаимоотношений между странами, а также укрепления партнерских связей. В настоящее время транспортными ведомствами стран-участниц уделяется большое внимание вопросам развития морской транспортной инфраструктуры, грузоперевозкам морского транспорта, безопасности мореплавания в Каспийском регионе. При этом закладывается прочный потенциал для раскрытия транзитно-транспортных возможностей прикаспийских государств, – отметил Абай Турикпенбаев.
Иранская сторона предложила портам пересмотреть тарифную политику для контейнерных грузов, а также проявила инициативу в развитии туристических маршрутов на Каспии.
Туркменская сторона сообщила о возможностях инфраструктуры нового порта Туркменбаши. Его пропускная способность – 17 миллионов тонн грузов в год. Грузовой и пассажирский терминалы могут обслужить 300 тысяч пассажиров и 75 тысяч автотранспортных средств. Контейнерный терминал ежегодно справится с 400 тысячами TEUконтейнеров.
Представитель бакинской администрации сообщил о скором вводе в эксплуатации порта Алят – это современный транспортный узел, связывающий запад (Турцию и ЕС), юг (Иран и Индию) и север (Россию). Мощности нового Бакинского международного морского торгового порта в поселке Алят после завершения первой фазы строительства составят 15 миллионов тонн грузов в год, и в том числе через Баку могут проходить даже грузы из Японии. А российская сторона проинформировала о запуске нового масленичного терминала в порту Оля.
Напомним, что в рамках V Каспийского саммита глав прикаспийских государств в Актау президент России Владимир Путин предложил соседям по Каспию разработать пятистороннее соглашение по морскому транспорту. «Развитию международных перевозок, обеспечению равных унифицированных условий для транзита по Каспию могла бы способствовать и разработка пятистороннего соглашения в сфере морского транспорта. Эксперты пяти стран могли бы теперь более плотно заняться проектом такого соглашения», – заявил Путин на заседании пятого Каспийского саммита.
Кроме того, российский лидер убежден, что межправсоглашение о сотрудничестве в сфере транспорта на Каспии будет способствовать формированию общей интегрированной инфраструктуры. «Транспортная взаимосвязанность – один из ключевых факторов обеспечения устойчивого роста и укрепления кооперации наших государств», – сказал лидер России.
Владимир Путин также проинформировал коллег, что в РФ реализуется стратегия развития морских портов в Каспийском бассейне до 2030 года, в которой определены перспективы модернизации морских коммуникаций, железнодорожной и автомобильной инфраструктуры. «В частности, запланировано до 2025 года строительство нового глубоководного порта в районе Каспийск, который будет способен принимать большегрузные суда с полезной нагрузкой от 15 до 25 тысяч тонн», – подчеркнул он.
В ходе заседания также было отмечено, что в рамках основополагающих документов, принятых лидерами пяти прикаспийских стран на саммите в Актау, выработаны конструктивные предложения по текущему состоянию дел в портах Каспийского моря и их дальнейшему развитию.
Лейтмотивом всех выступлений было стремление участников заседания к наращиванию взаимовыгодного сотрудничества между портами на Каспии.
По итогам заседания принято решение о разработке и реализации мер по решению задач рассмотренных в ходе заседания. Достигнутые многосторонние договоренности скреплены подписанием протокола, в котором нашли отражение достигнутые договоренности по широкому спектру вопросов взаимодействия в области развития судоходства и портовой инфраструктуры стран Прикаспия.
Заседание руководителей администраций портов прикаспийских государств прошло в атмосфере взаимного понимания и конструктивного диалога.