Договор аренды является, пожалуй, самой распространённой сделкой в процессе управления государственной собственностью. Приоритетная роль аренды на современном этапе объясняется способностью данной сделки удовлетворить самые широкие потребности участников гражданского оборота. Аренда объектов государственной собственности формирует современный тип экономических собственнических отношений между государством, его органами, с одной стороны, и обширной совокупностью хозяйствующих субъектов, граждан, с другой, что соответствует рыночному типу хозяйства. При этом, аренда является возобновляемым источником пополнения бюджетных доходов.
Аренда определяется как право пользоваться чужим имуществом временно и на определённых условиях за плату. Вместе с тем, на практике арендные отношения могут представлять собой сложную конструкцию и выступать эффективным инструментом повышения заинтересованности собственника, арендатора (а также инвестора), в улучшении объекта аренды, особенно в случае, когда им является объект недвижимости. Именно поэтому это гибкий и действенный инструмент управления объектами государственного имущества.
В случае, когда государство или его субъект не только не имеет возможности самостоятельно использовать принадлежащие ему имущественные объекты и получать от этого соответствующий доход, но и не видит целесообразности в их отчуждении, необходимость эффективного использования государственной собственности порождает арендную плату как один из видов неналогового дохода. Важно и то, что арендные договора могут сопровождаться различного рода обременениями, позволяющими органам власти определять и контролировать направления использования объектов государственного имущества.
В настоящее время арендная плата имеет существенный вес в структуре неналоговых доходов республиканского бюджета от управления государственной собственностью на территории Мангистауской области
Так, по состоянию на 1 августа 2023 года на территории Мангистауской области было сдано в аренду 98 объектов республиканской государственной собственности на общую площадь 3,463 тысячи квадратных метров. Поступления в республиканский бюджет от сдачи в аренду объектов республиканской государственной собственности составили:
за 2020 год – 18 006,81 тысячи тенге;
за 2021 год – 27 123,48 тысячи тенге;
за 2022 год – 33 181,713 тысячи тенге;
а за период чуть больше полугода 2023 года – 17 999, 053 тысячи тенге.
Общий порядок передачи государственного имущества в имущественный наём (аренду) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» и утверждён приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 212. Правила, утверждённые указанным приказом, определяют и регулируют не только сам порядок предоставления балансодержателем государственного имущества информации уполномоченному государственному органу об объекте, предлагаемому к аренде, размещения информационного сообщения на веб-портале государственного реестра по адресу www.gosreestr.kz, порядок заключения и подписания договора, но и фиксируют расчёт ставки арендной платы и размеров применяемых к ней коэффициентов, учитывающих тип строения, вид нежилого помещения, степень комфортности, территориальное расположение, вид деятельности нанимателя, организационно-правовую форму нанимателя. Такой фиксированный подход, по понятным причинам, является намного предпочтительнее взятия в аренду у частника такого же объекта, или близкого по характеристикам.
Арендодатель, устанавливая определённый порядок расчёта арендной платы, может стимулировать арендатора к рациональному, бережному использованию объекта, а также к его развитию. В качестве стимула может выступить закреплённое в правилах условие, по которому арендатор, предварительно получив письменные согласия балансодержателя государственного имущества и арендодателя в лице уполномоченного государственного органа, может производить улучшения арендованного объекта.
При этом, отделимые улучшения объектов, произведенные арендатором, являются его собственностью, а стоимость неотделимых улучшений объекта, произведенных арендатором с разрешения наймодателя и балансодержателя, компенсируется за счёт средств соответствующего бюджета в порядке, установленном правилами.
Таким образом, развитие арендных отношений создаёт весомый потенциал наращивания неналоговых поступлений республиканского бюджета, который в настоящее время раскрыт ещё не полностью. Увеличение денежных поступлений в бюджет и развитие арендных отношений может быть обеспечено за счёт:
выявления интересных и перспективных для развития предпринимательской активности объектов государственной собственности;
уменьшения доли объектов в неудовлетворительном состоянии в общей структуре государственных объектов, в том числе за счёт их приватизации (продажи) или реконструкции, в том числе и за счёт привлечения частного капитала;
повышения эффективности ставок арендной платы.
Мангистауский департамент государственного имущества и приватизации
Отдел по работе с юридическими лицами и по распоряжению имуществом