Акимат города Актау поделился планами по упорядочению сферы пассажирских перевозок. В этом году планируется установка валидаторов для учета пассажирского потока, ввод субсидий для перевозчиков и повышение тарифов.
Актау не станет первым городом в западном регионе страны, где установят валидаторы — устройства для оплаты за проезд и учета пассажирского потока: они уже стоят в автобусах Атырау. Как стало известно от представителей СМИ Атырау, установка валидаторов в этом городе сопровождалась драмой — нововведениям сопротивлялись как работники пассажирского транспорта, так и население.
Болат Жамашов, директор ТОО «Смарт Қала», рассказал, с чем им пришлось столкнуться в Атырау и какие нюансы нужно учесть, чтобы не повторять негативный опыт.
ТОО «Смарт Қала» вошло на рынок Атырау в октябре 2018 года. Однако с того момента, как компания установила валидаторы и до того, как вся система начала нормально работать, прошло полтора года.
— Если опустить все перипетии, то сразу скажу — без дифференцированного тарифа внедрять электронное билетирование бессмысленно, потому что население в этом не заинтересовано. Еще больше в этом не заинтересованы работники компании-перевозчика. В первое время мы несли большие убытки, так как работники автопарков откровенно саботировали работу по внедрению валидаторов. Когда в прошлом году установили дифференцированный тариф, выяснилось, что некоторые кондукторы по 50 тысяч тенге клали в карман. Они говорили, что автобус двести человек за день перевозит, а на деле выходит — более трех тысяч, — рассказал Болат Жамашов.
Внедрение системы учета пассажирского потока позволило владельцам компаний-перевозчиков установить, что они лишаются 30–40% прибыли. Очевидный плюс электронного билетирования для города — это вывод из теневого оборота денежного потока. Совсем недавно компания начала установку валидаторов в Семее. Дифференцированный тариф там еще не введен, но прибыль перевозчиков уже увеличилась на 10%.
— В Семее было проще с учетом опыта Атырау. После ввода дифференцированного тарифа думаю, что еще прибыль поднимется. Проще говоря, менталитет населения Атырау и менталитет населения Семея — разные, кардинально люди отличаются. В Семее нашей системой население начало пользоваться цивилизованно и без дифференцированного тарифа. Процесс установки занял четыре месяца. Подписали контракт, через месяц полностью установили аппаратуру и начали работать, — рассказал Болат Жамашов.
До того, как начать бизнес, компания изучила опыт российских и европейских городов. В Москве, например, рассказали, что после ввода системы учета пассажирского потока, поступления в бюджет от перевозчиков увеличились на 200%.
Установка валидаторов обязательно должна сопровождаться вводом дифференцированного тарифа, считает директор ТОО «Смарт Қала», только после этого можно выделять субсидии для автоперевозчиков.
— Главная проблема в том, что автоперевозчики постоянно жалуются, что им не хватает денег и просят либо поднять тариф, либо предоставить субсидии. Но без электронного билетирования, то есть учета пассажиропотока, выдавать субсидии будет не эффективно. Есть опыт Актобе,
там из-за субсидирования потом полетели головы, — поделился Болат Жамашов.
Внедрение системы учета пассажиропотока позволило акимату и автопаркам начать закупать новые автобусы. После ввода электронного билетирования были приобретены 94 автобуса «Део», более двадцати газелей «Некст». Сегодня в Атырау валидаторами оснащены 478 автобусов, курсирующих в городе и пригороде.
Как сообщал ранее Серик Гусман, заместитель акима города Актау, на субсидирование пассажирских перевозок в этом году выделят 400 млн. тенге. Также решением Актауского городского маслихата от 12 декабря 2019 года утверждена стоимость проезда в размере 70 тенге. Повышение тарифов вступит в силу после установки валидаторов.
Как весь этот процесс пойдет в Актау, можно только догадываться. На первый взгляд кажется сомнительным, что оптимистичные ожидания городских властей оправдаются и процесс внедрения электронного учета пассажиропотока пройдет как по маслу. Однако всегда есть надежда…
ДЛЯ СПРАВКИ:
Валидаторы — электронное или механическо-
электронное устройство, предназначенное для отображения и/или проверки документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков), записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля над правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта. Часто совмещен c турникетом.
Преимуществом валидатора служит высокая степень учета пассажиропотока на транспорте, возможность точного контроля над посещением закрытых офисов и предприятий и сравнительно невысокая цена обслуживания устройства.
Дифференцированный тариф — тариф платы за проезд, зависящий от способа оплаты (наличный расчет или карта оплаты). Вводится администрацией города для стимуляции населения производить безналичный расчет. В этом случае человеку выгоднее расплатиться картой, чем наличными средствами.
Надежда ШУЛЬГА