В 2019 году запланировано внедрение системы управления движением судов (СУДС) в порту Курык, а в 2020 – в морском торговом порту Актау. В перспективе зона действия СУДС должна покрывать весь казахстанский сектор Каспийского моря. Об этом и многом другом в интервью газете «Огни Мангистау» рассказал руководитель Морского навигационного центра государственного казенного предприятия «Қазақстан су жолдары» Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Вадим Викторович Евдокимов.
Стоит отметить, что совместное интервью с журналистом «ОМ», а также студентами и преподавателем Морской академии при Каспийском государственном университете технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова было организовано в рамках реализации программы «Рухани жангыру» и по проекту «100 новых лиц Казахстана». Руководство Морской академии планирует сделать такого рода встречи доброй традицией и на постоянной основе организовывать интервью с интересными людьми, так или иначе связавшими свою жизнь с морем. На этот раз старший преподаватель Мереке Аралбаева со своими студентами А. Толемисовой и Т. Султановым побывали в гостях у руководителя морского навигационного центра РГКП «Қазақстан су жолдары» Вадима Евдокимова.
– Вадим Викторович, расскажите вкратце историю создания «Қазақстан су жолдары», и какие задачи решает предприятие?
– 14 апреля 2015 года путем слияния республиканских госпредприятий «Восточно-Казахстанское предприятие водных путей», «Павлодарское предприятие водных путей» и «Семейское предприятие водных путей» было создано РГКП «Иртышское предприятие водных путей». 15 декабря 2016 года путем слияния госпредприятий «Иртышское предприятие водных путей», «Атырауское предприятие водных путей» и «Илийское предприятие водных путей» – создано РГКП «Қазақстан су жолдары». В течение 2017 года еще присоединилось РГКП «Балхашское предприятие водных путей».
Правительством Республики Казахстан с 1994 года введен в действие принятый Международной морской организацией Международный кодекс по управлению безопасностью движением судов, реализация положений которого требовала создания в прибрежных акваториях систем управления движением судов (СУДС) для максимального снижения риска возникновения аварийных ситуаций на море. В этой связи 30 октября 2017 года был создан филиал РГКП «ҚСЖ» - морской навигационный центр, под управлением которого и находится система управления движением судов.
В настоящее время РГКП «Қазақстан су жолдары» состоит из 9 филиалов: Павлодарского, Семейского, Верхне-Иртышского, Уральского, Каспийского, Илийского, Балхашского, филиала гидротехнических сооружений и морского навигационного центра. На предприятии работает 1724 сотрудника.
Кстати, генеральным директором предприятия «Қазақстан су жолдары» является известный в нашем регионе Уандыков Берик Кусманович, бывший депутат Мангистауского областного маслихата 4 и 5 созывов, академик Российской академии естественных наук, кандидат технических наук, автор свыше 200 научных трудов и публикаций.
Предметом деятельности предприятия является осуществление производственной деятельности для надлежащего содержания и развития внутренних водных путей, навигационных систем и судоходных гидротехнических сооружений в целях обеспечения безопасного плавания судов и составов в водных бассейнах РК и в казахстанском секторе Каспийского моря.
– Расскажите подробнее, для чего был создан морской навигационный центр? Какие задачи перед ним поставлены? Поделитесь информацией о том, что из себя представляет система управления движением судов.
– Морской навигационный центр осуществляет производственную деятельность, направленную на обеспечение безопасности плавания судов в пределах обслуживаемых границ; на содержание, развитие и эксплуатацию средств береговых электронных навигационных систем, используемых для сопровождения и мониторинга морских судов, с передачей на суда оперативной информации в режиме реального времени.
СУДС – это совокупность зданий, сооружений, технических средств, персонала и организационных мер, обеспечивающих решение основных задач в соответствии с требованиями международного морского законодательства – обеспечение безопасности мореплавания, повышение эффективности судоходства, содействие охране жизни на море и защите окружающей среды.
В работе СУДС используются береговые радиолокационные системы; системы судовых сообщений; АИС – автоматические идентификационные системы; телевизионные системы; электронные картографические системы и метеорологическую станцию.
В настоящее время СУДС функционирует в селе Баутино и обеспечивает безопасность мореплавания в Тюб-Караганском заливе.
В 2019 году запланирован запуск СУДС в порту Курык, а в 2020 году – в морском торговом порту Актау.
В перспективе зона действия СУДС должна покрывать весь казахстанский сектор Каспийского моря.
– Какие профессиональные качества понадобятся нашим выпускникам, чтобы в будущем стать работниками вашего предприятия?
– Деятельность нашего предприятия достаточно специфична и к персоналу предъявляются высокие требования. Необходимо иметь высшее или среднее профессиональное образование в области судовождения. Требуется опыт работы по специальности.
Например, сегодня на нашем предприятии работают специалисты со стажем – капитаны, помощники капитанов.
Нашему предприятию, как и всем, всегда требуются высококвалифицированные специалисты. Поэтому у тех выпускников вашего вуза, кто сможет проявить свои самые лучшие качества, такие как – отличные знания в своей области, интеллектуальные способности, коммуникабельность и высокий уровень самоотдачи, всегда есть возможность стать частью коллектива нашего предприятия.
– Какие вы видите перспективы сотрудничества между нашим вузом и вашим предприятием?
– В перспективе мы должны наладить совместное сотрудничество по предоставлению студентам ознакомительной практики на действующих объектах СУДС. Это позволит студентам расширить свой кругозор по специальности, получить практические навыки и знания под руководством наших опытных сотрудников.
– Вадим Викторович, в чем заключается ваша работа как руководителя предприятия?
– В мои обязанности входит решение вопросов стратегического развития и оперативного управления предприятием. Я несу ответственность за поддержание в работоспособном состоянии действующих объектов СУДС. Также занимаюсь планированием и осуществлением мероприятий по дальнейшему развитию деятельности предприятия.
– Расскажите немного о себе и о своей семье.
– Я родился и вырос в г. Актау. В 1996 году после окончания экономического лицея поступил на физический факультет МГУ им. Ломоносова в Москве. После окончания университета продолжил обучение в аспирантуре. В 2005 году получил второе высшее образование по специальности «экономика и управление на предприятии».
В 2012 году вернулся в г. Актау и продолжил свою трудовую деятельность в морском порту. В 2017 году был назначен на должность директора морского навигационного центра.
Женат. Воспитываю двоих детей. Сын – студент Петербургского государственного университета путей сообщения, дочь – ученица 7 класса IT-лицея г. Актау.
– Ну, и напоследок вопрос, который мы задаем в каждом интервью – как вы относитесь к морю. Что оно для вас значит?
– Море я очень люблю, да и, наверное, как и каждый из нас. Море манит своей магической красотой и загадочным величием, неудивительно, что оно является вдохновением для поэтов и художников. Море у большинства ассоциируется с отдыхом, летом и теплом, а у нас – еще и с работой (смеется). Я в силу своей деятельности видел море и с хорошим характером, и с плохим, но любить его меньше не стал. А еще, море лучше любого лекарства.
– Большое спасибо за такой содержательный рассказ о вашей работе. Надеемся нашим студентам удастся почерпнуть новые знания из этого интервью. А вам желаем дальнейшей плодотворной работы в таком ответственном деле, ведь получается, что зачастую, от работы вашего предприятия зависит не только безопасность судов, но и жизнь людей.