«Особое внимание следует уделить развитию въездного и внутреннего туризма
для использования нашего богатого природного и культурного потенциала.
Принятая на саммите в Актау Конвенция о правовом статусе Каспийского моря
открывает новые возможности сотрудничества с прикаспийскими странами».
(Из Послания Президента страны народу Казахстана)
Круизные туры по Каспию планируют запустить к 2020 году. Об этом заявил руководитель федерального агентства по туризму России Олег Сафонов.
Морские круизы пользуются большой популярностью среди туристов, так как сочетают в себе сразу несколько видов отдыха. За время такого путешествия можно посетить несколько стран, совершить прогулки по портовым городам, а затем вновь вернуться на лайнер. Осуществление морских круизов по Каспию обсуждается уже не первый год. Об этом говорилось и на прошедшем в августе пятом саммите глав прикаспийских государств, когда президент России Владимир Путин отметил, что курорты Каспийского моря потенциально могут принимать более миллиона отдыхающих ежегодно. «Профильные ведомства пяти стран могли бы подготовить программу совместных проектов области туризма», сказал президент России. – Например, надо ускорить развитие туристических кластеров в прибрежных зонах, возводить новые отели и базы отдыха».
Эту же тему поднимали главы двух государств и в ходе приграничной встречи президентов Казахстана и России в Петропавловске, и на 13-ом заседании Комиссии по сотрудничеству между Сенатом Парламента РК и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. И вот по итогам этих переговоров, заявлений, высказываний стало известно, что российская круизная компания «Мостурфлот» запустит первые трансграничные круизы уже в 2019 году.
Руководитель федерального агентства по туризму России Олег Сафонов обозначил перспективные направления российско-казахстанского взаимодействия.
– Сотрудничество в области туризма между нашими странами активно развивается, о чем красноречиво говорят следующие цифры. Более 3 миллионов российских граждан ежегодно приезжают в республику Казахстан, более 3,5 млн. казахстанцев путешествует по территории Российской Федерации. Но я считаю, что мы находимся только в самом начале очень важного и значимого для нас пути. Наши страны неразрывно связаны культурными аспектами, родственными связями, историей, языком, традициями и т.д. и, конечно же, все это говорит о том, что мы должны еще активнее работать над развитием туризма. Мне представляется очень важным, что мы вместе разрабатываем и уже приступили к реализации нового турпродукта, которого ранее никогда в истории ни Казахстана, ни России не было. Я сейчас говорю о проекте круизного туризма по Каспию. Начиная с 2015 года, в Российской Федерации начато строительство двух судов. Одно судно строится в Астраханской области, другое – в Нижгородской, – отметил Олег Сафонов.
По словам руководителя федерального агентства по туризму России, предположительно уже с 2020 года эти суда начнут осуществлять круизы по Каспию. Таким образом, туристы смогут посетить сразу пять стран.
– Судна будут посещать порты Российской Федерации, Казахстана, Азербайджана, Ирана и Туркменистана. Эту работу мы проводили и в рамках всемирной туристской организации, и в рамках двустороннего сотрудничества и, кстати, поддержку получили со всех стран. Мы считаем этот проект очень важным и интересным, – продолжил Олег Сафонов.
«Петр Великий» на Каспии
Предназначенный для круизов по Каспийскому морю теплоход нового поколения «Петр Великий» строится на верфях завода «Лотос» в Астраханской области. Он будет спущен на воду уже в 2019 году. Теплоход будет в распоряжении круизной компании «Мостурфлот».
Круизное расписание будут готовить в компании уже предстоящий зимой без уверенности в том, что теплоход сможет осуществить первый международный рейс по Каспийскому морю.
Данный теплоход специально заказывался компанией под проект каспийских круизов. Это будет новейший теплоход класса «люкс» с расположенным на нем бассейном, фитнесс-залом, SPA-салоном, несколькими ресторанами, каютами увеличенной площади с балконами и другими современными удобствами для пассажира круизного судна.
В Мостурфлот отметили, что «почти решён вопрос с заходом в порт Баку – столицы Азербайджана».
«Смогут принять теплоход и в порту казахстанского Актау, а также в двух портах Ирана. А вот с портами Дагестана и Туркменистана не все так просто. Неясна степень готовности причалов в Туркменбаши, строить которые вроде бы решили менее года назад», – подчеркнули в компании.
Временно исполняющий обязанности губернатора Астраханской области Сергей Морозов в рамках XV форума межрегионального сотрудничества между РК и РФ в Петропавловске рассказал о дальнейших перспективах в сфере туризма.
В числе приоритетных задач для развития туризма Морозов назвал повышение доступности международных пассажирских перевозок и наземными видами транспорта.
– Жители Казахстана наверняка оценят этот шаг, так как ежегодно Астраханскую область посещают тысячи казахстанских туристов. Кто-то приезжает в регион с культурно-познавательной миссией, а некоторые выбираются заграницу, чтобы пройти лечение в местных клиниках, оснащенных самым современным медицинским оборудованием. К примеру, в 2017 году за медпомощью к астраханским врачам обратились более четырех тысяч граждан Казахстана, — сказал он.
Вопросы развития взаимоотношений с Астраханской областью особо отметил и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, акцентировав внимание на развитии морских круизов на Каспии и медицинского туризма.
Глава Ассоциации туризма Азербайджана Нахид Багиров также приветствует новый вид туризма на Каспийском море.
– Обсуждение реализации данного проекта идет не первый год, так как технически это немного сложная тема. Ведь необходимо исследовать технические параметры – позволяет ли дно и берег моря принимать теплоходы, выбрать самые оптимальные маршруты для курсирования и многое другое. В нашей стране порты существуют с советского времени, сегодня они модернизированы и готовы присоединиться к таким проектам. Мы давно слышим о таких планах российской стороны, и если этот проект заработает, то думаю, многие захотят им воспользоваться, чтобы посетить Баку. Новым круизным маршрутом захотят также воспользоваться и туристы, которые находятся в Азербайджане и такая поездка станет прекрасным дополнением к их отдыху, – отметил Нахид Багиров.
Напомним, что первые переговоры с представителями прикаспийских государств относительно транскаспийских круизов на теплоходе "Петр Великий" уже дали свои результаты. Еще в декабре прошлого года в Баку между Азербайджанским Каспийским морским пароходством (АКМП) и Московским речным пароходством (МРП) был подписан меморандум о сотрудничестве по круизному судоходству в Каспийском регионе с использованием круизного судна «Петр Великий».
Стороны договорились, в частности, совместно проработать оптимальные круизные маршруты «Петра Великого». Пока в списке таковых: порты Черного моря – внутренние водные пути РФ – Астрахань – порты Каспийского моря; Москва – Баку; Астрахань – Махачкала – Баку; Баку – Анзали – Ноушехр – Туркменбаши – Актау – Астрахань и другие.
Представители пароходства двух стран также договорились о будущих совместных инвестициях в постройку новых круизных судов для развития морского туризма по маршрутам, описанным выше. Пароходства договорились выработать план развития необходимой береговой инфраструктуры для организации круизных туров, в том числе оборудования причалов, постов пограничного, таможенного и санитарного контроля, бункеровки и снабжения, а также оптимизировать портовые сборы.
Старт круизному отдыху, как ожидается, будет дан через два года, а уже на следующий год начнется реализация первых билетов на каспийский теплоход. Как ожидается, новый вид отдыха на Каспии будет весьма популярен среди любителей круизного отдыха и даст новый толчок развитию туризма в прикаспийских странах.
Три первых маршрута «Петра Великого»
Спуск на воду судна «Петр Великий», строящегося на судоверфи «Лотос», запланирован на 2019 год, – сообщила Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизной компании "Мостурфлот" (которая и будет эксплуатировать новое судно).
Согласно информации заместителя генерального директора по туризму круизной компании «Мостурфлот» Светланы Гончаровой, в первый год теплоход будет работать на Каспийском море – преимущественно с российскими и индивидуально – с зарубежными туристами (пока групповых контрактов еще не подписано).
Уже известны примерные маршруты круизов навигации 2019-2020 гг. По плану, сначала в 2019 г. теплоход отработает программу «Сокровища Востока» (11 дней/10 ночей) с остановками Баку (Азербайджан) – Бэндер-Энзали (Иран) – Ноушехр (Иран) – Туркменбаши (Туркменистан) – Актау (Казахстан) – Астрахань – Махачкала /Дербент – Баку.
Затем, как предполагается, на зиму теплоход уйдет на Черное море, выполняя круизную программу «Приключение на трех морях» (14 дней/13 ночей) с остановками: Баку – Махачкала – Астрахань – Никольское – Волгоград – Волгодонск – Ростов-на-Дону – Азов – Керчь – Новороссийск – Сочи.
Затем, как предполагается, на зиму теплоход уйдет на Черное море, выполняя ту же круизную программу.
В марте 2020 года «Петр Великий» вернется по этому же маршруту обратно на Каспий, где будет выполнять круизы по Каспию, а затем пройдет маршрут «Великий Шелковый путь» (12 дней/11 ночей) от Баку до Москвы с остановками: Баку – Дербент – Астрахань – Волгоград – Саратов – Ульяновск – Казань – Нижний Новгород – Ярославль – Углич – Москва.
– Со второго года мы планируем работать с иностранными туристами со всего мира – уже сейчас, по данным МРП, каспийские круизы привлекают туристов из США, Австралии, Европы и Китая. И, естественно, с российскими туристами. Как видно, задуманы разные маршруты, проложенные по рекам и морям. Но, подчеркну, что все это пока планы: на сегодня нет четкого понимания, какие российские порты смогут в 2019-20 гг. выполнять функции международного морского порта с соответствующей инфраструктурой. Сейчас только два российских города – Астрахань и Махачкала – могут претендовать на то, чтобы стать морским пассажирским портом на Каспии. В Махачкале есть возможность строительства пассажирского терминала на базе существующего грузового. В Астрахани запланировано строительство морского вокзала, – подчеркнула Светлана Гончарова.
«Петр Великий» будет ходить по Каспийскому морю с заходом в порты 5 стран – России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана в рамках круиза "Сокровища Востока", с которого и планируется начать первый сезон.
Как рассказала Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизной компании «Мостурфлот», наиболее активно сейчас продвигается сотрудничество с Азербайджаном, который уже обладает всей пограничной инфраструктурой и очень ждет круизных туристов. «Можно сказать, что вопрос с заходом в порт Баку решен полностью», – говорит она.
Также свои намерения по приему туристов «Петра Великого» регулярно подтверждают Казахстан (порт Актау) и Иран (2 порта – Бэндер-Энзали и Ноушехр). У этих государств есть необходимая инфраструктура для приема иностранных туристов в портах.
В отношении Туркменистана (Туркменбаши) было принято предварительное соглашение о безвизовом пребывании россиян в течение 72-х часов, но по-прежнему не ясен вопрос готовности причалов, о строительстве которых шла речь почти год назад.
Не менее сложная проблема, отмечает г-жа Гончарова, есть и в самой России – с заходом в порты Махачкалы и Дербента. В Махачкале есть все условия приема для грузовых иностранных судов, но пока не решен вопрос частичной переориентации порта на пассажирские теплоходы. Вопрос с инфраструктурой Дербента тоже неясен и находится в стадии обсуждения с губернатором. Астрахань готова в большей степени, там даже запланировано строительство морского вокзала.
Все эти острые вопросы «Мостурфлот» намерен обсудить на декабрьском форуме в Астрахани, который будет посвящен предстоящим круизам и пройдет с участием всех заинтересованных прикаспийских стран. Возможно, после этого состоится подписание соответствующих соглашений.
– Разумеется, точная дата спуска на воду теплохода не известна, – говорит госпожа Гончарова. – Но этой зимой мы в любом случае должны будем составить круизное расписание, и если ничего не решится, то «Петр Великий» просто будет заходить туда, где его готовы принять. Помимо Каспия у нас есть еще два моря и реки, – отметила она.
Соединит Каспий с Мировым океаном
В предстоящем сезоне новый теплоход, согласно планам «Мостурфлота», действительно побывает в трех морях – Каспийском, где помимо круиза «Сокровища Востока» он совершит несколько 8-дневных круизов, а также в Азовском и Черном. Переход запланирован в рамках одноимённого круиза «Приключение на трех морях».
– Уникальность нашего судна в том, что это, пожалуй, единственный теплоход в мире, который способен выйти из одного моря, пройти все реки и каналы, войти в другие моря и потом вернуться обратно, – говорит Светлана Гончарова. – Тем самым он соединит Каспий с Мировым океаном.
Кто поедет в круиз и сколько это стоит?
Уровень цен на предстоящие каспийские круизы определить пока невозможно, поскольку нет ни точного списка портов с их условиями и сборами, ни окончательной стоимости топлива.
Тем не менее, уже сейчас ясно, что комфортабельный «Петр Великий» предпочтут не те туристы, которые из года в год ходят в стандартные речные круизы на других российских кораблях, говорит г-жа Гончарова.
Скорее всего, он заинтересует тех наших соотечественников, которые вместе с иностранцами путешествуют на таких люксовых речных теплоходах, как «Княжна Виктория» и «Александр Грин». Стоимость подобных круизов, как правило, выше «стандартных» речных на 70% или даже в 2 раза.
Это оправдано: по сути, «Петр Великий» – это пятизвездочная плавучая гостиница с большими каютами с собственными балконами, современными удобствами, Wi-Fi, бассейном, зоной SPA, ресторанами и т.д. Здесь изначально более дорогое оснащение и больше обслуживающего персонала.
В каспийские круизы поедут и те, для кого круизный туризм еще внове, но которые уже «заразились» им и хотят от таких поездок новых впечатлений с повышенным комфортом.
– В навигацию 2018 года около 50% наших туристов впервые ездили в круиз, – говорит госпожа Гончарова. – Их отзывы о поездках очень хорошие, и есть определенная уверенность, что они будут и дальше отдыхать с нами, повышая уровень комфорта в плавании и географию круизных маршрутов, выбирая, в том числе и круизы по Каспию.
Цены на каспийский круиз должны быть демократичными.
– Например, недельный круиз по Черному морю по программе «все включено» сейчас можно купить от 26 тысяч рублей на человека. Цены на недельные каспийские круизы, вероятно, могут стартовать от 30 тысяч рублей в зависимости от класса размещения и потребностей туристов, – отметил вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
Чем интересен Мангистау?
В регионе помимо пляжного туризма планируют развивать и другие виды экшн-туризма. Многие из них уже пользуются популярностью – это аква-такси, кайт- и винд-серфинг. Всеми этими видами, учитывая силу ветра, можно заниматься на Каспии.
Но помимо надводного, в Актау планируют развивать и подводный спорт. Напомним, что пять лет назад в море у мыса Меловой был создан искусственный риф. За это время его заселили рыбы, появились водоросли и, по словам любителей подводного плавания, там есть, что посмотреть. Поэтому уже в ближайшие годы на море вблизи города планируют создать дайв-парк. Территория в 7 гектаров уже выбрана. Она расположена напротив мыса чуть дальше в море. Глубина – от 8 до 12 с половиной метров. На месте будущего дайв-парка на морском дне уже установлены две фигуры.
– Есть предложения – разбить на различные тематические зоны: кораблекрушение, история, карты. Хотелось бы, чтобы дайв-парк остался в собственности государства. Тем более, от дайв-парка основную прибыль и получает государство за счет развития туризма, – рассказывал Олег Морозов, автор проекта дайв-парк.
Как говорят эксперты, у дайвинга в Актау – большое будущее. Ведь на Каспии есть огромное количество мест, интересных для погружения с аквалангом.
В 2017 году количество туристов выросло на 7% в сравнении с 2016 годом, и достигло 205 904 человека. На 5% увеличился и объем оказанных местами размещения услуг, достигнув цифры в 4,2 млрд тенге. Теперь доля туризма в ВРП составляет 1,2%. Надо отметить, что в общей сложности в регионе насчитывается 78 мест размещения, из которых 16 - это сертифицированные отели.
Большие надежды местными властями возлагаются на облагораживание пляжной линии Актау.
Как ожидают в областном акимате и в комитете индустрии туризма, в 2019 году благоустройство пляжей региона достигнет стопроцентного показателя. Особое внимание в этом плане уделяется проекту «Скальная тропа» – это пешеходный переход через отвесные скалы, который соединяет городской променад с пляжной городской зоной, протяженностью в 2,2 км. Эксперты уверены, что этот участок не только подчеркнет красоту города и обеспечит ее самоидентификацию, но и внесет большую пользу для развития туризма.
Сегодня идет строительство 5-звездочного лечебно-диагностического и оздоровительного комплекса «Нур» на 250 номеров. Общая стоимость проекта оценивается в 2 млрд. тенге, ожидается, что объект заработает во втором квартале 2019 года. В целом, в прошлом году бизнесмены проинвестировали 14 проектов на сумму 8,8 млрд. тенге - это позволило создать 193 рабочих места.
До 2023 года планируется направить на развитие инфраструктуры для туризма 18,5 млрд. тенге и привлечь 20 млрд. тенге частных инвестиций на строительство 32 новых отелей и баз отдыха. Этол в свою очередь позволит увеличить номерной фонд с 2857 до 4357 номеров, привлечь в регион до 600 тысяч туристов, довести показатель объема оказанных услуг до 280,0 млрд. тенге, что в свою очередь составит 4% от регионального ВРП.
Для развития туристических маршрутов Мангистауской области планируется создание четырех основных визит-центров: «Бейнеу», «Устюрт», «Когез» и «Актау».