Основной причиной роста цен на услуги такси послужило бездействие местных исполнительных органов по организации перевозок пассажиров на такси, отрицательно повлиявшее на конкуренцию и отсутствие подведомственного контроля со стороны уполномоченного органа и других государственных органов в пределах их компетенций, передает mangystaumedia.kz со ссылкой на антимонопольный департамент.
Рынок по перевозке пассажиров на такси осуществляется через информационно - диспетчерские службы, создаваемые перевозчиком и посредством мобильных приложений (Яндекс, Indriver и др.), которые пользуются повышенным спросом у населения.
Местными исполнительными органами (за исключением Каракиянского района) ненадлежащим образом ведутся реестры перевозчиков такси, не обеспечивается организация и оборудование стоянок такси на площадях, проспектах и улицах.
Ввиду отсутствия условий и равенства прав при осуществлении работ и услуг по перевозке пассажиров, за период с 2020 по 2021 годы, свою деятельность прекратили около 10 перевозчиков такси (круиз, саяхат, vit, удача и др.).
Работа большинства перевозчиков такси (за исключением «Taxi Suncar») носит формальный характер, т.е. не обеспечивается предрейсовый технический осмотр автотранспорта, предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителей такси, что напрямую влияет на безопасность жизни и здоровья людей.
Деятельность перевозчиков такси необходимо привести в строгое соответствие с требованиями законодательства, поскольку перевозка пассажиров перевозчиком, не заключившим договор обязательного страхования ответственности перевозчика, не допускается.
Результаты анализа показали, что совокупный доход российских агрегаторов такси (Indriver - доля на рынке 89,2%, Яндекс - доля на рынке 10,8%) по Мангистауской области, с учетом средней стоимости поездки в размере 500 тенге за 2 года примерно составил свыше 670 миллионов тенге.
Стоит отметить, что указанные мобильные агрегаторы такси не обеспечивают соблюдение режима труда и отдыха водителей такси и взымают плату в размере 7-20% от стоимости поездки, при этом не несут значительных расходов по предоставлению услуг такси (техобслуживание автотранспорта, газ/бензин и прочее).
Некоторые перевозчики в Мангистауской области выступают на рынке лишь посредниками, взымающими комиссию в размере 2,5% с каждой поездки, и фактически не выполняют функции перевозчиков. Учитывая среднюю стоимость поездки в размере 500 тенге за анализируемый период их доход примерно составил свыше 240 млн. тенге.
Принимая во внимание высокую прибыль от деятельности, согласно информации органов государственных доходов, сумма налоговых отчислений в 2020 году составила – 0 тенге, а 2021 году всего 377,4 тысяч тенге (ТОО «Mangistau taxi» – 326,6 тыс.тг., TOO «Таскопарк такси» - 50,8 тыс.тг., ТОО «Каспий 12» – 0 тг.).
Препятствием на рынке по оказанию услуг такси для граждан являются: отсутствие мобильного приложения, связи, интернета, завышенная комиссия на услуги агрегаторов такси, некорректное выставление счета за поездку в размере 2500-3000 тенге за расстояние, которое составляет менее одного километра и высокая цена в определенное время суток.
Поэтому необходимо развивать и поддерживать местные информационно- диспетчерские службы и перевозчиков такси (таксопарки).
Надлежащая работа по организации перевозок пассажиров на такси, даст возможность антимонопольному ведомству сформировать обоснованную цену на рынке услуг такси, а также применять инструменты мягкого права путем заключения комплаенсов с перевозчиками такси о недопущении необоснованного роста цен.
Учитывая туристический потенциал региона, необходимо принять меры по созданию благоприятных условий для стимулирования развития рынка услуг такси, которые в дальнейшем положительно повлияют на социально-экономическое положение общества, обеспечат его доступность и качество предоставляемых услуг, а также пополнят местный бюджет.
За бездействие должностных лиц, внесены акты антимонопольного реагирования в адрес местных исполнительных органов районов, городов областного значения и направлено предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции в управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Мангистауской области.
О результатах анализа будут проинформированы органы внутренних дел, транспортная инспекция и органы государственных доходов.