Как же изменилось содержание профессии библиотекаря! Даже не за тысячелетия, когда уважаемые и самые грамотные люди были хранителями книг, а буквально на глазах. А уж за последний «ковидный» год — особенно. Ведь жизнь всего мира в прошлом, 2020 году изменил коварный вирус. Ограничительные мероприятия введены в разных странах, в различных отраслях хозяйства. Первыми «под раздачу» попали учреждения, работа которых связана с массовым посещением граждан. Не стали исключением и библиотеки.
— Не могу сказать, что мы растерялись, и уж, конечно, не испугались работы в совершенно новых условиях, — рассказывает об этом непростом для всех времени директор центральной библиотеки города Жанаозена Айнагуль Джумалиева. — Но был период, когда, в удаленном формате, учились работать в режиме онлайн. Главное для нас — не потерять читателя.
Скажем сразу: удалось и первое, и второе. Ни один из библиотечных работников даже в те периоды, когда вход читателям был запрещен, без дела не сидел, так что отправлять в отпуск без содержания никого не пришлось.
Несмотря на режим вынужденной изоляции, библиотеки ни на минуту не прекращали свою работу, продолжая ежедневно общаться с читателями: консультируя их в онлайн-режиме, проводя выдачу книг в электронных библиотеках, организуя флешмобы и челленджи в социальных сетях, а также выходя в прямые эфиры. При переходе в онлайн библиотеки расширили спектр своих услуг и географические границы общения с читателями.
Часть новых читателей — соседи и знакомые горожан, кому книги привозили на дом. Поначалу думали, что такая акция для пожилых читателей будет носить, если не разовый, то кратковременный характер. Но, когда стали звонить люди с ограниченными возможностями здоровья, мамы с малыми детьми, мы поняли, что «книжные десанты» это надолго.
Благо, что среди верных друзей библиотеки — волонтеры. Год назад десятки учащихся различных учебных заведений города стали участниками волонтерского проекта, в рамках которого вначале прошли обучение. Предложить свою помощь так, чтобы не вызвать настороженности, а тем более не обидеть человека, найти общий язык с самыми разными и порой проблемными людьми, приобрести навыки оказания первой медицинской помощи… На тренингах с опытными психологами, медицинскими работниками ребята эти навыки приобрели. А потом пошли с книгами к нуждающимся, в основном пожилым людям и инвалидам. Почитали, инсценировки по книгам показали, книги подарили. На просьбы: «Приходите еще», отвечали твердо: «Обязательно!», — рассказывает Айнагуль Карлибаевна.
Читатель ушел в онлайн, поэтому главной задачей стала организация обслуживания пользователей в удаленном доступе.
Эффективная «удаленка» стала для работников библиотеки не разовым явлением, не трендом, а новой реальностью. Библиотеке нужно было адаптироваться, перегруппироваться и очень быстро перестроить свою работу.
И пока в соцсетях преобладает режим онлайн. Именно в этом формате активно реализуется двенадцать проектов. Facebook, Instagram, сайты библиотек по всей республике… Здесь беседой «глаза в глаза» не обойдешься. Нужны новые формы и методы. Овладевать ими пришлось в кратчайшие сроки. Сумели. Независимо от возраста и от того, в каком отделе работают. За 2020 год в централизованной библиотечной системе города Жанаозена было организовано свыше 170 онлайн-мероприятий, их посмотрели более 5150 человек.
Информационные и рекомендательные публикации, онлайн-акции, прямые эфиры, онлайн-викторины… Все это лаконично, с красивым видеорядом, музыкальным сопровождением, настраивающим на нужный лад.
В библиостудии идет захватывающий разговор о произведениях Абая, Дулати, Есенберлина, аль-Фараби…
Герои оживляют книги, цитируя ключевые моменты, рассказывая о сюжетной линии повествования. И обязательно — ссылка на произведение. В период пандемии стало очевидным, что оцифрованный фонд и имеющиеся в нашем распоряжении электронные ресурсы — главное условие для обслуживания пользователей в период самоизоляции.
В недалеком будущем найти нужную книгу в цифровом формате проблем не составит. Будет проводиться работа по оцифровыванию фондов.
Как отметила Айнагуль Джумалиева, в планах у библиотеки прямые эфиры, когда красиво и грамотно будут читаться произведения классиков казахской литературы. Признаюсь, после пробных прямых эфиров, подготовленных залом периодических изданий, буквально «руки чесались», так хотелось пойти, посидеть в уютном зале, полистать любимые журналы…
Выводы из того, что показала пандемия?
Первое: библиотеки останутся, так как людям нужны книги, информационные ресурсы и общение.
Второе: библиотеки получили новые возможности для работы с пользователями удаленно, однако, чтобы не оказаться не у дел в период форс-мажора, они должны уметь очень быстро перестроить свою работу, а сотрудники — учиться на лету, развиваться в самых разных направлениях, вырабатывать критическое мышление и креативность, правильно анализировать ситуацию и быть стрессоустойчивыми.
Третье: чтобы быть востребованными, сотрудники должны показывать результат.
Период пандемии стал лакмусовой бумажкой и четко показал тех, кто остро нуждался в библиотеках. Так или иначе пандемия заставила нас переосмыслить подходы к работе, чтобы в будущем подобные события не смогли ее парализовать.
— Слова Президента Касым-Жомарта Токаева: «Результаты авторитетных международных исследований показывают, что у наших школьников не на должном уровне развиты читательские навыки. Поэтому привитие высокой культуры чтения, развитие читательской грамотности должно стать одним из приоритетных направлений. Интерес к чтению, познание окружающего мира через книги должны формироваться у детей со школьной скамьи. А библиотека должна быть местом средоточия этого интереса, проводником в увлекательный мир книг» обращены к нам, — говорят сотрудники областной библиотеки. — Больно видеть, как «стареют» наши читатели, большая часть которых — люди, выросшие в «доинтернетовскую эпоху».
Но тут же отмечают, что ситуация меняется. Приходят не только студенты-дипломники, но и молодые люди, пишущие магистерские, докторские диссертации. Видимо, система проверки на плагиат дает свои плоды.
Фантастику, хороший детектив люди предпочитают читать в бумажном варианте, классика стала пользоваться все большим спросом.
«У читающих родителей — читающие дети» — это, конечно, аксиома. Но хорошо, что есть люди, готовые помочь занятым родителям, чье детство выпало на трудные 90-е годы прошлого века. Книга — лучшая терапия. Веками доказано.
Между тем еще с 2018 года на базе библиотечного филиала № 1 был открыт коворкинг-центр. С первых дней работы этот центр превратился в коммуникативную площадку. Здесь жители города нефтяников проводят свой досуг, участвуют в различных мероприятиях: акции, интеллектуальные игры, творческие вечера, бизнес-школы и т. п.
С 1 января текущего года в центральной библиотеке открылся отдел по работе с незрячими и слабовидящими читателями. Согласно последним данным жанаозенского общества слепых и слабовидящих граждан, в нашем городе насчитывается более 150 зарегистрированных членов. Библиотека находится в тесном сотрудничестве с вышеназванным обществом. Организуется выдача книг, аудиокассет, проводятся различные праздничные мероприятия.
Максат ЖАНТОРЕ