© portaktau.kz
О транспортно-логистическом потенциале Мангистауской области рассказывает глава региона Серикбай Трумов.
О выгодном географическом положении Казахстана сказано немало. И это подтверждается реальными цифрами. Как сообщалось в ходе рабочей поездки членов комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству сената парламента в порты Актау и Курык, по итогам прошлого года доля перевозок, которые прошли по территории нашей страны в направлении Китай – Европа – Китай, составила 88% (годом ранее 77%). Такого роста удается достигать в том числе благодаря возможностям морской инфраструктуры, расположенной в Мангистауской области.
Актау по праву называют западной транспортно-логистистической столицей Казахстана. И роль города в развитии перевозок трудно переоценить. Этому способствуют международный аэропорт Актау, Актауский морской торговый порт, морской порт Баутино, порт Курык, Актауский морской северный терминал. В Актау нет железнодорожного вокзала, однако линия железной дороги заходит непосредственно в порт Курык, что сказывается на привлекательности и потенциале порта для клиентов из других стран. Курык особенно выгоден для сотрудничества еще и потому, что путь до него короче на 4 часа, чем до Актау.
- В порт Курык прибывают грузы из Ирана, Азербайджана, Турции, Румынии, Грузии. Для развитии транзитного потенциала Казахстана ведутся работы по созданию экономически привлекательного маршрута. Как ранее было установлено, в 2020 грузооборот порта Курык должен составить 2 млн тонн. И такие возможности у нас есть. Главное – показать свою конкурентоспособность на международном уровне и доказать целесообразность перевозок через Казахстан, – говорит аким Мангистауской области Серикбай Трумов.
Пока у страны нет собственных паромов, и это создает трудности. Однако новая программа развития инфраструктуры на 2023 предусматривает возможность их строительства. Кроме того, будет реализован проект по судостроению в Курыке.
Стратегическое значение для Казахстана имеет Актауский морской торговый порт, находящийся на перекрестке сразу нескольких транспортных хабов. В 2019-м порт принял более 3,5 млн тонн грузов, на 39 тыс. тонн меньше, чем годом ранее (снижение на 1,1%). Уменьшение наблюдается по зерну из-за санкций США в адрес Ирана, поскольку эта страна является одним из основным покупателей казахстанского продукта. А вот показатели перевезенных нефти и нефтепродуктов, напротив, выросли.
Увеличились показатели обработанных в порту Актау контейнеров почти в 6 раз – до 13,3 ДФЭ. Этому поспособствовал запуск фидерных перевозок из Актау в Алят (Азербайджан).
Как отмечает глава региона, в Актау сейчас переориентированы и новые виды грузов: полипропилен, калийные удобрения, техника, медь, строительные материалы. Причем клиентам предоставляют скидки, если они перевозят гарантированный объем.
Росту показателей перевозок в направлении Китай – Европа, несомненно, способствуют казахстанские тарифы железной дороги, которые в 2-3 раза ниже российских. Кроме того, почти 90% грузов перевозится ниже себестоимости (кроме транзитных сообщений).
В целом, как отметил Серикбай Трумов, по итогам 2019 грузовые перевозки по морю составили 5,8 млн тонн, при этом через порт Курык – 1,3 млн тонн, порт Актау – 3,5 млн тонн, Актауский северный терминал – 1 млн тонн. Кроме того, с помощью железнодорожного транспорта перевезено 3,8 млн тонн грузов.
- Для увеличения мощностей портов и наращивания объемов грузоперевозок необходимо создание качественной дорожно-транспортной системы. Поэтому важное значение мы уделяем ремонту автомобильных дорог, – объясняет глава региона.
Автодорожные преобразованияЧто касается автомобильных дорог в регионе, то их общая протяженность составляет почти 3 тыс. км, из которых 1 049 км – республиканского значения, 1 028,7 – областного и 900 км – районного.
Рассказывая о предпринимаемых мерах для повышения качества дорог, глава региона Серикбай Трумов отметил, что по итогам 2019 грузооборот всех видов автомобильного транспорта вырос на 100%, составив 8,5 млрд тонн. Такому росту способствует повышение качества инфраструктуры в регионе.
В рамках программы «Нұрлы жол» завершена реконструкция дорог республиканского значения общей протяженностью 158 км.
- Это 85 километров трассы Бейнеу – Акжигит – граница Узбекистана и 73 километра дороги Жетыбай – Жанаозен. Также реконструируется порядка 126 километров на дороге Земля Жынгылды – Шайыр – Шеркала и ведутся работы второго этапа на дороге «Атажолы», – отметил Серикбай Трумов.
В 2019 завершены работы по четырем важным направлениям общей протяженностью 150 км и стоимостью более 9,95 млрд тенге. Самый дорогостоящий из проектов – реконструкция дороги от Курыка до порта Курык протяженностью 22 км и стоимостью 8,2 млрд тенге. По остальным трем проектам предусмотрен средний ремонт.
Завершить реконструкцию еще 8 автомобильных дорог протяженностью 275,4 км власти Мангистауской области планируют в этом году. Также будет продолжена работа еще по 6 проектам протяженностью 60 км.
Уделяется внимание и улучшению качества дорог районного значения для повышения качества жизни сельчан: на 24,3 км проведен средний ремонт, на 7,5 км построена новая дорога. В этом году запланировано строительство дорог протяженностью 44,4 км стоимостью 4 млрд тенге и средний ремонт 52,2 км дорог.
- Также в этом году мы хотим решить вопрос ремонта дороги Курык – Жетыбай протяженностью 64 км. Жители постоянно поднимают эту проблему. Мы занимаемся поиском финансирования, – объяснил аким Мангистауской области.
***
Во всем мире сейчас наблюдается спад деловой активности по общеизвестной причине. Однако, как только пандемия закончится, наибольший объем работы придется именно на сферу грузоперевозок ввиду отложенного спроса. И Казахстану важно не потерять завоеванную нишу в этой отрасли, а необходимые транспортно-логистические возможности для этого в стране имеются.
Источник forbes.kz