Наше издание продолжает вместе с рабочей группой общественного контроля при Мангистауском областном филиале партии по мониторингу адаптации действующих объектов обследовать здания в городе Актау на предмет их доступности для людей с ограниченными физическими возможностями.
Напомним, что согласно Закону РК «О социальной защите инвалидов» и Конвенции ООН о правах инвалидов, а также Факультативному протоколу к Конвенции, которые Республика Казахстан подписала в 2008 году, объекты социальной инфраструктуры должны быть адаптированы к нуждам людей с ограниченными физическими возможностями. То есть Казахстан наравне со всеми странами-участниками Конвенции должен принять надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, предоставляемым населению.
Как же на самом деле исполняются законы в областном центре нефтяного региона, проверила в ходе очередного рейда по объектам города Актау рабочая группа общественного контроля, действующая с 2014 года при Мангистауском областном филиале партии «Нұр Отан». Эта группа, в состав которой входят депутаты областного маслихата, представители местных исполнительных органов и СМИ, в рамках партийного проекта «Кедергісіз келешек» («Будущее без барьеров») проводит ежеквартальный мониторинг по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
На этот раз комиссия во главе с председателем общественного совета по противодействию коррупции, депутатом областного маслихата Байшылыком Сарманом посетила в городе Актау реабилитационный центр «Шипагер» (санаторий «Шагала») и здание центра обслуживания населения.
Посетив реабилитационный центр «Шипагер», расположенный в первом микрорайоне города Актау, члены комиссии пришли к выводу, что шестиэтажному зданию центра требуется реконструкция входной группы здания, так как пандус не соответствует принятым нормам.
– При установке пандуса должно быть учтено все: необходимый наклон, ограничитель, двойные поручни, как для детей, так и для взрослых, достаточная ширина разворотной площадки, порог менее 5 см, то есть входная группа здания должна быть построена с учетом всех требований и доступна для людей с ограниченными возможностями. Здесь же при сооружении пандуса не учтен угол наклона, перила не двойные, а имеющиеся перила очень низкие, – проинформировал Байшылык Сарман.
По мнению главного специалиста управления государственного архитектурного строительного контроля Мангистауской области Думана Сагындыка, установка отвечающего всем нормам пандуса и реконструкция входной группы здания проблему доступности этого объекта для инвалидов не решит, так как необходимо оборудовать здание так, чтобы были созданы равные для всех категорий граждан условия. К примеру, установить отдельные санузлы для людей с поражениями опорно-двигательной системы, тактильные знаки для слабовидящих, парковочные места для автотранспорта людей с ограниченными возможностями.
На первом этаже шестиэтажного здания реабилитационного центра «Шипагер» идет прием пациентов специалистами, на втором этаже располагаются офисные помещения центра, а на остальных четырех этажах располагаются уютные одноместные и двухместные номера для пациентов, проходящих оздоровительно-реабилитационный курс. К сожалению, в центре не предусмотрены номера для проживания лиц с ограниченными физическими возможностями: отсутствуют специальные санузлы, да и сама ширина дверей не позволяет пройти инвалидным коляскам.
Главный администратор центра Айсулу Омарова признает, что здание не соответствует требованиям доступности для всех категорий граждан.
– Здание было построено более 30 лет назад и соответственно не приспособлено для нужд маломобильных групп населения. Об этом мы проинформировали в своем письме местные исполнительные органы. На сегодняшний день ввиду отсутствия условий мы не имеем возможности принять в центре инвалидов. К нам они обращаются, и если проходят лечение, то только при наличии сопровождающих. К примеру, сейчас в нашем центре проходит курс реабилитации ребенок из города Костанай с диагнозом детский церебральный паралич в сопровождении матери, – сообщила Айсулу Омарова.
Таким образом, двери реабилитационного центра «Шипагер» закрыты для представителей маломобильных групп населения. В ходе рейда выяснилось, что они еще долго будут закрыты для них, так как по информации, озвученной главным администратором, в ближайшем будущем реконструкция здания не планируется ввиду отсутствия финансовых средств.
Следующий объект, на котором побывала партийная комиссия, это здание центра обслуживания населения города Актау, которое было введено в эксплуатацию в 2011 году. Все познается в сравнении и поэтому, обследуя объект на предмет доступности для всех категорий граждан, комиссия пришла к выводу, что многие требования здесь учтены и констатировала, что здание в целом адаптировано для маломобильных групп населения. Об этом свидетельствуют имеющиеся парковочные места на автостоянке ЦОНа, пандус, отвечающий требованиям, достаточная ширина дверей, высота порогов, тактильные знаки. Специально для людей с ограниченными возможностями установлена при входе в здание кнопка вызова.
Как отметил исполняющий обязанности директора центра обслуживания населения г. Актау Айбек Музбаев, если человек с ограниченными возможностями пришел в ЦОН, то он может, не входя в здание, вызвать инспектора по этой кнопке.
– Прибывший по вызову инспектор сразу же даст необходимую консультацию и предоставит все возможности для получения государственной услуги. К тому же люди с ограниченными физическими возможностями могут, не выходя из дома, обратиться в call-центр по телефону 14-14. Их выслушают, проконсультируют, а затем уже специалисты ЦОНа выедут по их адресу и предоставят на дому необходимые госуслуги. Мы делаем все возможное, чтобы для обратившихся в ЦОН представителей маломобильных групп населения, чтобы получение госуслуг не составило для них труда. Все услуги пришедшим людям с ограниченными возможностями предоставляются на первом этаже трехэтажного здания ЦОНа. Необходимости подниматься на второй этаж им нет, а для слабослышащих предусмотрены услуги сурдоперевода, – подчеркнул Айбек Нургалиевич.
По словам руководителя отдела ЦОНа г. Актау Гаухар Турганбаевой, за первые четыре месяца текущего года число обращений в call-центр людей с ограниченными физическими возможностями составило 285, специалистами ЦОНа г. Актау было совершено 260 выездов на дом, предоставлено 465 госуслуг.
Как отметил председатель общественного совета по противодействию коррупции, депутат областного маслихата Байшылык Сарман, по результатам рейда рабочая группа общественного контроля составит свои рекомендации для руководства учреждений, здания которых были проверены на предмет доступности для всех категорий граждан, а результаты рейда будут переданы в местные исполнительные органы.
– Рабочая группа общественного контроля продолжит свою работу по мониторингу адаптации действующих объектов, – подчеркнул он.
Не секрет, что в городе Актау в зданиях, где входная группа оснащена пандусами, много недочетов: не соблюдены элементарные требования к высоте, уклону, ширине, поручням, антискользящему покрытию пандусов, не говоря уже о том, что и внутренние помещения зданий не адаптированы для представителей маломобильных групп населения.
При проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий необходимо предусмотреть для инвалидов условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями граждан. За пренебрежение строительными нормами по действующему законодательству налагается штраф в размере от 40 до 500 МРП.
Это по закону… А пока в городе Актау, к сожалению, люди с ограниченными возможностями не могут войти во многие здания ввиду либо отсутствия пандусов, как таковых вообще, либо при их наличии также не могут войти в здание без риска для своего здоровья. Создается такое ощущение, что пандусы в городе устанавливаются не для маломобильных групп населения, а для любителей экстремальных видов спорта. И поэтому наш вопрос: кто отвечает за приведение зданий в соответствие с требованиями доступности для инвалидов, также как и другой: а когда выполнение закона станет неукоснительным, в очередной раз повисает в воздухе, точнее становится очередным малозаметным сотрясением воздуха, потому что, оказывается, законы у нас существуют для того, чтобы их нарушать.