В конце прошлого года Парламент страны принял поправки в законодательство по вопросам государственных закупок. Важность и актуальность этого документа для эффективной жизнедеятельности республики очевидна. Об этом и о том, какие нововведения предлагает закон, – в интервью с депутатом Сената Парламента РК Михаилом БОРТНИКОМ.
– Михаил Михайлович, на декабрьском заседании Сената Парламента РК был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственных закупок». Расскажите, пожалуйста, о тех нововведениях, которые он предусматривает.
– При работе над проектом данного закона многие депутаты подчеркивали, что тема государственных закупок, точнее, процесс их организации, проведение и результаты вызывают много вопросов, особенно во время депутатских встреч в регионах. Это не случайно. Ведь именно в сфере госзакупок сохраняется высокий уровень коррупции, зачастую в бюрократических процедурах, конкурсных условиях, квалификационных требованиях кроются те «подводные камни», посредством которых отсеиваются неугодные поставщики, а в победителях оказываются «свои» компании. В результате теряется главная цель конкурса – рациональное и эффективное использование бюджетных средств, не обеспечиваются конкурентность, открытость и прозрачность процедур.
Разработка законопроекта проведена во исполнение поручений Главы государства, данных во время расширенного заседания Правительства в июле 2013 года. Также законопроект направлен на выполнение международных обязательств по соглашению о госзакупках в рамках формирования правовой базы Единого экономического пространства в части введения национального режима для всех государств – стран соглашения до 1 января 2014 года.
Необходимость изменений действующего законодательства стала еще более очевидной после критики Президента Нурсултана Назарбаева, высказанной им в адрес Правительства в октябре прошлого года. Поэтому в представленный в Парламент РК правительственный вариант проекта закона внесен ряд базовых изменений в действующий закон «О государственных закупках», в числе которых – создание единого организатора и единой информационной системы цен на товары, работы и услуги, уменьшение числа организаций, имеющих право на осуществление закупок вне действующего закона.
Важный аспект внесенных изменений – защита интересов отечественных бизнес-структур. Правительство наделяется широкими полномочиями, в том числе и по утверждению перечня продукции, услуг, производимых нашими предпринимателями, а затем приобретаемыми только у них в соответствующем порядке.
- Что предполагает использование понятия «национальный режим»? Данный режим прописан у всех государств-участников, или мы используем его только на уровне нашего государства?
– Введение понятия «национальный режим» предусмотрено в соглашении о государственных (муниципальных) закупках, ратифицированном законом в рамках вступления Казахстана в ВТО. Казахстан по этому соглашению должен ввести данный режим с 1 января 2014 года. Россия и Беларусь как стороны данного соглашения эту норму уже ввели в 2012 году. Национальный режим предполагает допуск к госзакупкам поставщиков России и Беларуси на равных условиях с отечественными поставщиками. После введения Казахстаном национального режима Россия и Беларусь при осуществлении своих госзакупок должны будут допускать на таких же условиях казахстанских поставщиков.
Однако я особо хотел подчеркнуть, что принятым законом в рамках национального режима Правительство может устанавливать три положения: первое – запрет на допуск, второе – ограничение допуска, третье – условие допуска.
– Поясните подробнее, что это означает.
– Введение запрета на допуск к госзакупкам – это когда закупки будут осуществляться только у отечественного поставщика, определенного Правительством по конкретному товару, работе, услуге, которые он будет поставлять. Но такое решение мы вправе установить на два года, с условием его одобрения сторонами в Комиссии Таможенного союза. Введение ограничения допуска к госзакупкам – это когда мы закупаем товары, работы и услуги только среди поставщиков трех стран Таможенного союза по перечню, который мы сами будем устанавливать. Введение условий допуска к госзакупкам – это когда участвуют поставщики всех стран, но преференции предоставляются только поставщикам трех стран Таможенного союза.
– Решит ли проблему закупок способом «из одного источника» предоставление права потенциальному поставщику донесение недостающих документов в течение трех календарных дней?
– Основанием осуществления закупок из одного источника является признание конкурса или аукциона несостоявшимся. В новой редакции закона предусмотрено предоставление права поставщику донести либо исправить документы, прилагаемые в заявке на участие в конкурсе или аукционе, что позволит сократить случаи отклонения поставщиков по формальным признакам, сократить случаи признания конкурсов несостоявшимися. Кроме того, это решит вопрос снижения уровня правонарушений, допускаемых как комиссией, так и поставщиками, и повысит предоставление поставщикам равных возможностей для участия в закупках. Установление такого права значительно сократит случаи признания конкурсов несостоявшимися, тем самым значительно снизив коррупционную составляющую.
– Как в рамках принятого закона будут решаться проблемы цены и качества?
– Внесенные в закон поправки предполагают новшества по критериям качества и цены при выборе победителя в конкурсе, а именно в первую очередь выбор экспертной комиссией наилучшей технической спецификации товаров, услуг, во вторую очередь – определение победителя с наименьшей условной ценой и наилучшей технической спецификацией товаров, услуг.
– В связи с этим интересно, как будет осуществляться государственный закуп питания в детских садах, школах?
– Для решения проблем приобретения качественного питания в детских садах, школах закон предлагает осуществлять приобретение по отдельным правилам закупок без применения норм закона о госзакупках.
– Предполагается ли нормами закона защита товаров и услуг, производимых общественными объединениями инвалидов, а также исправительными учреждениями?
– В результате учета опыта правоприменительной практики установлены преимущества следующим поставщикам: организациям, созданным общественными объединениями инвалидов РК, у которых будут закупаться в 50-процентном объеме все специфические товары для инвалидов, а также в стопроцентном объеме - работы и услуги, оказываемые инвалидами. Также преимущества установлены для исправительных учреждений. Не забыли мы и субъекты малого и среднего предпринимательства, для них также определены преимущества, предусматривающие осуществление закупа товаров и услуг в размере не менее 15% от общего объема средств, выделенных для закупок.
– Распространяется действие данного закона на закупки национальных компаний?
– Национальные компании выведены из-под действия закона о госзакупках. Они также не подпадают под действие упомянутого ранее соглашения о государственных (муниципальных) закупках.
– Спасибо за подробные комментарии.