1. ФИНСЕКТОР:
Для достижения целей по ускорению темпов роста экономики Республики Казахстан, в том числе в рамках второй пятилетки ГПФИИР, необходимо обеспечить надежное и долгосрочное финансирование экономики, что ставит задачей - повышение эффективности финансовой системы РК. В этой связи, перед Холдингом наиболее важной является задача по обеспечению долгосрочного и эффективного финансирования приоритетных секторов экономики Казахстана.
На сегодняшний день коммерческие банки Казахстана не в состоянии в полной мере выполнять функции устойчивого источника финансирования инвестиционных проектов по развитию несырьевых отраслей промышленности и инфраструктуры. Текущая деятельность банков второго уровня направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей предприятий в оборотном капитале, реструктуризацию ранее полученных кредитов и потребительские цели населения. Наблюдаются низкие объемы долгосрочного кредитования БВУ, что объясняется как нехваткой «длинных» источников фондирования, так и качественных заемщиков. Серьезные проблемы с качеством активов также не позволяют банкам второго уровня наращивать кредитную активность в реальном секторе экономики. Концепция развития финансового сектора до 2030 года, разработать которую поручено Главой государства в рамках Послания будет призвана найти пути решения указанных проблем, в частности по обеспечению долгосрочного фондирования на оптимальных условиях.
При этом, считаю необходимым выделить несколько направлений, по которым необходимо повысить эффективность для выполнения финансовым сектором функции посредника между финансовыми ресурсами, доступными для инвестиций, и инвестиционными потребностями экономики.
Во-первых, необходимо оздоровление банковского сектора Казахстана за счет снижения уровня неработающих кредитов и восстановления кредитных рейтингов БВУ, что позволит снизить стоимость фондирования финансового института и соответственно процентные ставки по кредитованию бизнеса, тем самым расширив объем экономически окупаемых проектов в экономике.
Во-вторых, необходимо планомерное развитие фондового рынка путем стимулирования предложения за счет IPO национальных компаний, создания торговых площадок для средних предприятий с упрощенными требованиями листинга, привлечения крупных компаний из соседних стран, а также стимулирования спроса за счет предоставления налоговых и других льгот частным инвесторам, увеличения доли акций в портфеле ЕНПФ, популяризации KASE среди иностранных инвесторов, в том числе за счет усовершенствования и приведения к мировым стандартам инфраструктуры KASE.
В-третьих, необходимо повышение привлекательности рынков венчурного капитала (VC) и прямых инвестиций (PE). Это также потребует развития рынков капитала, так как развитые рынки капитала обеспечивают привлекательные возможности выхода из инвестиционных проектов для инвесторов. Кроме того, необходимо усиление механизмов защиты интересов инвесторов и увеличения прозрачности корпоративного управления, а также совершенствование корпоративного права и нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность фондов прямых инвестиций.
В свою очередь, институты развития Холдинга «Байтерек» станут эффективным каналом доведения долгосрочного финансирования до реального сектора экономики посредством финансовых инструментов.
Для обеспечения доступности финансирования для крупномасштабных промышленных проектов с высоким уровнем риска будут использоваться кредитные и лизинговые продукты АО «Банк Развития Казахстана», который со временем планирует расширить линейку инструментов для достижения достаточного уровня финансирования крупных проектов.
Проекты по созданию и развитию инфраструктуры будут осуществляться в форме государственно-частного партнерства, которое станет одним из ключевых механизмов реализации промышленной политики и поддержки проектов, направленных на создание и развитие инфраструктуры.
АО «Даму» продолжит осуществлять кредитование МСБ через обусловленное размещение средств в БВУ, субсидирование процентных ставок и гарантирование кредитов, что направлено на выполнение стратегической цели по росту доли МСБ в экономике Республики Казахстан.
Деятельность АО «Казына Капитал Менеджмент» и АО «НАТР» будет направлена на стимулирование использования прямых частных инвестиций и венчурного капитала в приоритетных секторах экономики. Деятельность будет осуществляться в форме инвестиций через фонды прямых инвестиций (PE) и венчурного капитала (VC), а также прямых инвестиций посредством предоставления грантов и проектного финансирования.
АО «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант» необходимо поддерживать экспортеров из несырьевых секторов через тесное взаимодействие с другими дочерними организациями Холдинга (БРК, ДАМУ, ККМ), а также в партнерстве с БВУ.
Задача АО «Жилстройсбербанк Казахстана», АО «Казахстанская ипотечная компнания» и АО «Казахстанский Фонд гарантирования ипотечных кредитов» заключается в предоставлении доступного жилья через программу индивидуальных сбережений с последующим получением займа для улучшения жилищных условий, программа аренды жилья с последующим выкупом, а также гарантирования БВУ ипотечных займов населения с низким уровнем доходов.
АО «Инвестиционный Фонд Казахстана» выполняет поддерживающую функцию дочерних предприятий Холдинга по высвобождению балансов от «плохих» активов.
2. ИНВЕСТИЦИИ
Перед страной стоит задача войти в 30-ку самых развитых стран мира. В своем недавнем Послании, Глава государства обозначил конкретные шаги, которые нам необходимо предпринять для достижения этой амбициозной цели. Важнейшей частью Стратегии страны, ее краеугольным камнем, является индустриально-инновационное развитие, которое должно обеспечить построение наукоемкой экономики.
Вместе с тем, создание новых отраслей экономики, развитие существующих требует дешевого и доступного финансирования. По расчетам экспертов, для устойчивого экономического развития страны в ближайшие 5 лет требуется порядка 430 млрд. долл. США. При сохранении текущей динамики частных и государственных, а также притока иностранных инвестиций, доступные инвестиционные ресурсы на этот период составят 380 млрд. долл. США, что на 50 млрд. долл. США меньше, существующих потребностей. Кто должен покрыть этот дефицит? Каким образом?
Основная роль Холдинга «Байтерек» в процессе индустриально-инновационного развития заключается в предоставлении экономике длинных и дешевых денег. Причем акцент здесь должен быть сделан на привлечении частных инвестиций, не государственных. В целом, исходя из своих возможностей, в ближайшие 5 лет Холдинг способен влить в экономику страны до 15 млрд. долл. США, что составляет порядка 30% потребностей.
Банком развития одобрено к финансированию 10 проектов общей стоимостью более 1,3 млрд. долл. США., в т.ч. строительство комплекса по производству ароматических углеводородов АНПЗ и модернизация газораспределительной сети ЮКО. В прошлом году при поддержке Банка начато строительство Актюбинского рельсобалочного завода, реализуется модернизация газораспределительной сети города Тараз. Кроме того, введено в эксплуатацию 7 проектов общей стоимостью 242 млн. долл. США. Среди них завод по выпуску сортового проката «ЕвразКаспианСталь», расширение мощности автосборочного производства «Азия Авто» и другие.
В рамках деятельности Казына Капитал Менеджмент произведены инвестиции в 3 новых проекта на общую сумму 31 млн. долл. США, включая расширение существующих производственных мощностей АО «Жамбыл Гипс». На данный момент освоение средств фондами прямых инвестиции в соотношении к обязательствам АО «Казына Капитал Менеджмент» составляет 31%, что на 15% больше, чем на момент создания Холдинга.
В целях привлечения инвестиций в индустриально-инновационное развитие страны, в текущем году Холдингом будет реализовано три проекта.
Во-первых, совместно с МЭБП РК будет создан Центр сопровождения проектов ГЧП. Основной задачей Центра станет оказание содействия Правительству Республики Казахстан в развитии рынка проектов ГЧП посредством их качественного сопровождения и реализации.
Во-вторых, планируется создание Фонда инфраструктурных проектов. Его деятельность будет направлена напривлечение инвестиций в проекты создания и развития инфраструктуры, в том числе на основе государственно-частного партнерства. Целевой размер Фонда на начальном этапе составит от 400 млн. долл. США, из них государство в лице АО «НУХ «Байтерек» (до 200 млн. долл. США) и крупные международные финансовые институты (ожидаемое участие свыше 200 млн. долл. США). В соответствии с общепринятой практикой работы фондов прямых инвестиций срок деятельности Фонда составит от 10 до 15 лет.
В-третьих, в структуре Холдинга ощущается острая нехватка инструментов, позволяющих финансировать проекты на начальной стадии. В связи с этим, ККМ занимается разработкой концепции Фонда стартовых проектов (далее – ФСП), который планируется создать с привлечением средств местных и иностранных институциональных инвесторов. Первоначальный капитал фонда планируется сформировать в размере 50-100 млн. долл. США с возможностью его дальнейшего увеличения.
3. МСБ
Необходимо усиление роли малого и среднего бизнеса (МСБ) в экономике путем стимулирования спроса на продукцию и услуги МСБ, развития управленческих навыков руководителей и владельцев МСБ и практик корпоративного управления, а также привлечение дополнительного акционерного капитала для улучшения соотношения долгового и акционерного финансирования.
Запущена Программа поддержки индустриально-инновационного развития путем финансирования банков второго уровня. В рамках Программы, БРК предоставит кредиты БВУ на сумму до 800 млн. долларов США. Эти средства будут выданы субъектам предпринимательства на срок до 5 лет со ставкой вознаграждения не более 11,5% годовых при среднерыночной 13-15%. Суммы займов предпринимателей составят от 0,5 до 4,5 млрд. тенге. Запуск программы восполнит дефицит финансирования частного бизнеса в приоритетных отраслях ФИИР и позволит БРК сосредоточиться на реализации крупных инвестиционных проектов.
В рамках развития МСБ в 2014 г. планируется:
Первое. Выделение субсидий на 32,4 млрд. тенге (128% к 2013 г.), гарантий в количестве 500 ед. (рост в 3 раза к 2013 г.)
Второе. Получение международных кредитных рейтингов для привлечения средств на финансовых рынках, привлечение второго транша АБР (23 млрд.). Открытие центров поддержки предпринимателей в райцентрах и реализация дистанционного консалтинга для повышения информированности об инструментах господдержки МСБ
4. ИННОВАЦИИ
Наша дочерняя организация АО «Национальное агентство по технологическому развитию» (НАТР), которое отвечает за инновационное направление в холдинге, в прошлом году реализовало два крупных проекта.
Первое. Мы договорились с Исламской корпорацией по развитию частного сектора (ICD) и частным инвестором о создании CentralAsiaRenewableEnergyFundLP. Он будет осуществлять инвестиции в проекты по возобновляемой и альтернативной энергии на срок от 8 до 10 лет. Целевой размер фонда – 50 млн. долл. США на первоначальном этапе и 100 млн. долл. США в дальнейшем. Фонд будет финансировать проекты только на территории Казахстана. Более 2/3 уставного капитала фонда будет сформировано за счет частных и иностранных инвестиций, государство в лице АО «НАТР» вложит менее трети от общего объема уставного капитала. Уже сформирован перечень потенциальных проектов, которые могут быть профинансированы фондом.
Второе. В 2013 году мы осуществили успешный выход НАТР из венчурного фонда Сентрас с прибылью в 91,34 млн. тенге. Общая доходность на госинвестиции в фонд составила 18,27%. С учетом высокой рискованности венчурного финансирования, показатели выхода из Фонда являются уникальными для стандартов отечественной индустрии.
В этом году НАТР планируется поддержать порядка 120 инновационных проектов. Кроме того будут отрабатываться вопросы совершенствования инновационной системы. НАТРбудет продолжена работа по совершенствованию законодательства в области инновационной деятельности. Кроме того, планируется проведение технологического форсайта, организация технологической экспертизы проектов внутри Холдинга «Байтерек», разработка системы аккредитации и поддержки государством частных технопарков и бизнес-инкубаторов. Будут расширены функции отраслевых конструкторских бюро и международных центров трансферта технологий, усовершенствованы механизмы предоставления инновационных грантов.
Кроме того, для реализации Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 4 июня 2013 года №579, Министерством индустрии и новых технологий Республики Казахстан начата работа по разработке Проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам стимулирования инновационной деятельности».
В настоящее время подготовлен проект Концепции законопроекта, которая предусматривает внесение изменений и дополнений в такие законодательные акты, как Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Законы РК «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», «О науке», «Об образовании», «О государственных закупках» и «О недрах и недропользовании».
В свою очередь, АО «НУХ «Байтерек» совместно с АО «Национальное агентство по технологическому развитию» подготовлен пакет изменений и дополнений по 9 основным направлениям в части оптимизации схемы предоставления мер государственной поддержки, развития региональных инновационных систем, стимулирования спроса на инновации, в том числе совершенствования механизма коммерциализации технологий, системы венчурного финансирования и другие меры.
В настоящее время основные подходы были одобрены на заседании Совета по технологической политике под председательством Премьер-Министра РК. Проект Концепции законопроекта находится на согласовании с государственными органами. Согласно поручения данный Законопроект будет внесен в Парламент в августе текущего года.
Информация к разделу по реализации инфраструктурных проектов, в том числе проектов ГЧП
В Послании делается акцент на необходимости развития инфраструктуры в Республике Казахстан, в том числе транспортной. Известно, что механизм государственно-частного партнерства в основном используется при реализации инфраструктурных проектов. В текущем году Холдинг совместно с МЭБП РК планирует создать Центр сопровождения проектов ГЧП. Основной задачей Центра станет оказание содействия Правительству Республики Казахстан в развитии рынка проектов ГЧП посредством их качественного сопровождения и реализации.
В среднесрочной перспективе Центр выступит связующим звеном между институтами развития, частным сектором и государственными органами. Такое посредничество, основанное на взаимовыгодном сотрудничестве по реализации инфраструктурных проектов, будет осуществляться и в целях налаживания диалога с потенциальными инвесторами.
Также планируется создание Фонда инфраструктурных проектов. Его деятельность будет направлена напривлечение инвестиций в проекты создания и развития инфраструктуры.
Приоритетными для инвестирования Фондом будут проекты в отраслях экономики РК, определяющих ее инфраструктуру и имеющих социальную значимость: энергетика, транспорт, городская инфраструктура и ЖКХ, здравоохранение и образование, жилищное строительство, а также туризм и спорт.
Целевой размер Фонда на начальном этапе составит порядка 400 млн. долл. США (в перспективе возможно увеличение капитализации до 1 млрд. долл. США), из них за счет капитализации Холдинга из средств Республиканского бюджета – около 130 млн. долл. США, за счет собственных средств АО «НУХ «Байтерек» - до 70 млн. долл. США.