Качество оказания медицинских услуг на сегодняшний день является одной из самых злободневных проблем в системе здравоохранения области, особенно, если учитывать то, что в регионе, как и в целом по республике стартовала 15 сентября кампания прикрепления населения к поликлиникам.
По информации департамента охраны общественного здоровья Мангистауской области, за восемь месяцев 2018 года зарегистрировано 100 обращений граждан по вопросам некачественного предоставления медицинских услуг. Из них, как отметила в интервью нашему изданию руководитель отдела контроля за медицинской деятельностью департамента Марияш Нургазыева, по четырем обращениям проверки приостановлены по встречным заявлениям граждан согласно п.7 ст.14 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», то есть поступили заявления от самих граждан с ходатайством о прекращении рассмотрения их обращений; восемь обращений перенаправлены в другие государственные органы, а по 34 обращениям даны разъяснения
– Кроме зарегистрированных в письменном виде обращений поступают жалобы и по телефону. За восемь месяцев по телефону поступило 19 обращений, из них семь случаев разрешены положительно, то есть были защищены права пациента, – сообщила Марияш Нургазыева, подчеркнув, что сорок процентов, то есть 19 жалоб, из поступивших за восемь месяцев текущего года обращений граждан признаны обоснованными.
Высокий процент среди обращений граждан составляют жалобы на предоставление первичной медико-санитарной помощи в медицинских учреждениях. Особенно часто поступают жалобы от жителей города Жананаозен и Мунайлинского района.
– Основной причиной обращений граждан является неудовлетворенность качеством лечения, обследованием и диагностикой. Второе место в структуре обращений занимают жалобы по вопросам этики и деонтологии. По сравнению с прошлым годом увеличилось количество обращений по вопросам лекарственного обеспечения, – сказала руководитель отдела контроля за медицинской деятельностью департамента охраны общественного здоровья.
Как отметили в департаменте охраны общественного здоровья, причины возникновения жалоб кроются в неумении врачей выслушать пациента; невнимательности медицинских работников, их недоступности и невозможности получения информации о состоянии пациента; непризнании совершенных ошибок медицинских работников.
– Жалобы возникают также как следствие излишней требовательности пациентов к системе здравоохранения, к врачам. К примеру, пациент ждет дома приглашения на продление срока инвалидности, хотя прекрасно знает, что срок действия инвалидности уже истекает и надо пройти переосвидетельствование, – отметила Марияш Нургазыева, подчеркнув, что в ходе рассмотрения жалоб выявляются такие нарушения как несоблюдение протоколов диагностики и лечения; состояние пациента оценивается неадекватно его фактическому состоянию; несоблюдение правил ведения медицинской документации.
Проверки были проведены в 54 медицинских организациях области. По результатам проверок частных медицинских кабинетов составлен протокол об административном правонарушении согласно Кодексу Республики Казахстан от 5 июля 2014 года «Об административных правонарушениях» по статье 80, часть 1 «Несоблюдение порядка, стандартов и некачественное оказание медицинской помощи» и статье 424, часть 1 «Незаконная медицинская и (или) фармацевтическая деятельность» и наложен административный штраф на сумму 96200 тенге. По итогам проведенных проверок и рассмотрения обращений граждан за восемь месяцев текущего года департамент охраны общественного здоровья для улучшения качества оказания медицинской помощи считает необходимым принятие следующих неотложных мер: совершенствование деятельности службы поддержки пациента и внутреннего контроля в медицинских организациях; повышение профессионального уровня медицинских работников; повышение уровня информированности населения о деятельности Call-центра и службы поддержки пациента и внутреннего контроля в медорганизациях, которые созданы для решения проблем и жалоб населения по принципу «здесь и сейчас»; повышение ответственности и профессионализма врачей с целью предотвращения более серьезных случаев нарушений при оказании медицинской помощи; работа над ошибками в форме обучающих видео-семинаров, трансляции сложных случае в медицинских организациях. А самое главное, отметили в департаменте, медицинские работники не должны забывать о своем профессиональном долге.