В областном управлении здравоохранения под председательством заместителя главы региона Руслана Сакеева было созвано внеочередное заседание областного штаба по принятию неотложных мер по снижению младенческой смертности, в работе которого приняли участие все руководители лечебных учреждений области.
Причиной для проведения столь экстренного заседания послужила смерть семимесячного малыша, скончавшегося на днях в инфекционном отделении областной детской больницы. По результатам проверки-расследования трагического инцидента, проведенной специально созданной независимой комиссией, в состав которой вошли представители территориально-республиканского комитета общественного здравоохранения, специальной мониторинговой группы при департаменте Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции по Мангистауской области, управления здравоохранения, было выявлено, что смерть ребенка произошла вследствие управляемых причин, или, говоря языком медиков, ее можно было предотвратить.
По словам руководителя отдела координации медицинской помощи областного управления здравоохранения Нурсулу Мухамбетяровой, в ходе проверки был выявлен ряд нарушений организационного и лечебно-диагностического характера. При оказании медицинской помощи ребенку изначально была неправильно организована работа всей структуры лечебных учреждений. В частности, Актауской городской поликлиники №2, где малыш проходил лечение, и областной детской больницы, куда после в тяжелом состоянии его самостоятельно привезли родители.
– Врачи недооценили тяжелое состояние ребенка, не были проведены организационные меры по оказанию первой неотложной медицинской помощи. За две недели до поступления в больницу его осмотрел участковый врач-педиатр. К сожалению, лечение не дало ожидаемого результата. Врачи не довели оздоровление ребенка до конца, не провели соответствующего наблюдения за его состоянием на дому. Сыграла роль и малая информированность самих родителей. В результате ухудшения состояния малыша родители сами привезли его в воскресенье в областную детскую больницу. К сожалению, в этот день в больнице дежурили молодые специалисты – врачи с небольшим опытом работы, которые недооценили состояние здоровья ребенка. Не были проведены консилиум врачей для дальнейшего ведения его и диагностическая консультация профильных специалистов. И главное, не было оповещено само руководство больницы о поступлении в тяжелом состоянии ребенка, чтобы проконсультироваться о дальнейших мерах по оказанию помощи и дальнейшего лечения малыша. Врачи направляют ребенка в инфекционное отделение больницы, расположенное в первом микрорайоне, где поступивший туда в крайне тяжелом состоянии ребенок в тот же день (27 августа) в течение четырех часов, к сожалению, скончался. Для нас, врачей, смерть каждого ребенка, как и для их родителей, – трагедия, невосполнимая утрата, и нам всем есть над чем еще работать и работать для предотвращения подобных случаев, – заявила Нурсулу Мухамбетярова, возглавившая комиссию по расследованию трагедии.
Как оказалось, в день обращения родителей малыша в приемный покой областной детской больницы, график дежурства молодых специалистов совпал с выходным днем. Оба – и педиатр, и реаниматолог – были направлены сюда после окончания медицинского вуза. Первая проработала всего месяц, второй специалист – четыре месяца. Судьба малыша оказалась в руках специалистов, не имевших за плечами достаточной практики и опыта работы. График дежурства врачей, как приемного покоя, так и стационара, по словам председатель независимой комиссии, руководством областной детской больницы был составлен и утвержден без учета квалификации медицинского персонала.
– У нас имеется протокольное поручение как министерства, так и управления здравоохранения области, обязывающее в выходные и праздничные дни усилить персонал приемных покоев, особенно в отделениях родовспоможения и детства. Увы, этого не было сделано. Налицо – неисполнение приказов Министерства здравоохранения РК и областного управления здравоохранения и протокольных поручений коллегии акимата области, – констатировала Н. Мухамбетярова.
Справка: областная детская больница – единственный в области стационар – рассчитана на 145 коек. За восемь месяцев текущего года здесь получили лечение около четырех тысяч детей – на шестьсот больных больше, чем в прошлом году. За последние пять лет здесь не проводилось должного оснащения и укрепления материально-технической базы новейшим медицинским оборудованием. Остро стоит вопрос дефицита квалифицированных кадров – анестезиологов, реаниматологов, офтальмологов, онкогематологов, неанотологов, кардиологов, сурдологов. Если укомплектованность медицинскими сестрами более или менее достаточная – 88%, то обеспеченность стационара квалифицированными врачами составляет всего 45%. Особенно критическое положение сложилось в реанимационном отделении областной детской больницы, где сегодня работает всего три врача, работающих на износ и выходящих на дежурство через сутки.
Если в других регионах при стационарах детских больниц открыты и действуют учебные центры, где опытные врачи и специалисты из республиканских клиник проводят обучение молодых специалистов и своих коллег из районов по оказанию организационной и методической помощи детям раннего возраста, находящимся в критическом состоянии, то у нас, в области, открыть такой центр самому облздраву не по силам.
Низкий уровень социальной защиты, отсутствие жилья, невысокая зарплата – главная причина нехватки и текучести кадров. Многие врачи уходят в частные структуры здравоохранения, где их привлекают высокий сервис услуг и хорошая зарплата. Такова общая картина нынешнего состояния областной детской больницы (и не только ее). Как признаются в облздраве, без поддержки местных властей, государства, республиканских клиник, в частности, национального центра педиатрии и детской хирургии развивать нашу педиатрическую службу и оказывать помощь самому юному населению области им сегодня очень сложно.
Что касается статистики младенческой смертности, то, как констатируют в областном управлении здравоохранения, по итогам восьми месяцев текущего года показатель младенческой смертности составил 9,2 промиле на тысячу живорожденных детей: в возрасте от нуля до года умер 121 ребенок. Цифра, для нас, читателей, – удручающая. Специалисты же сами апеллируют к цифрам в разрезе регионов, приводя динамику последних трех лет, которая фиксирует тенденцию снижения младенческой смертности. Если в 2014 году показатель был 14,2 промиле, то за последние пять лет наблюдается ее снижение – 9,2, приближенное к европейскому показателю – 7,5. Тем не менее, признаются специалисты, здесь есть еще над чем поработать.
Высокие показатели младенческой смертности зафиксированы – после Актау (32) – в Мунайлинском (29), Бейнеуском районах (13) и городе Жанаозен (23).
В основном, как проанализировала Н. Мухамбетярова, умирают дети до семи дней жизни. Связано это с крайне низким индексом здоровья самих матерей, что крайне отрицательно сказывается на здоровье вынашиваемых ими детей, которые зачастую рождаются недоношенными – с критической массой тела. Как правило, они не выживают. 66% младенческой смертности отводится на таких детей. Проблемными для врачей являются и преждевременные роды. По частоте рождаемости лидируют Мунайлинский район, город Жанаозен и Бейнеуский район, где женщины рожают детей, одного за другим, каждый год подряд, не давая подорванному и истощенному после родов организму возможности восстановиться. «Растет рождаемость, и, как ни печально, растет, количество умерших детей», – выражают обеспокоенность состоянием здоровья многодетных матерей врачи.
35% детей умирают от врожденных, порой и множественных пороков, которые не оставляют ребенку шанса выжить. Это – пороки сердечнососудистой системы (сердца), печени, легких, непроходимости кишечника. Многие женщины, узнав о внутриутробных патологиях на ранней стадии беременности, выявленных на ультразвуковом исследовании и подтвержденных на повторных УЗИ, все же отказываются прерывать беременность. Увы, такие малыши не выживают. И это также вносит свой «вклад» в печальную статистику младенческой смертности.
Однако возвращаясь к теме заседания штаба, нужно признать, что в данном случае врачи поставлены перед фактом: ребенка можно было спасти, окажись на месте молодых неопытных врачей высококвалифицированные специалисты с многолетним опытом работы. Как было подчеркнуто на заседании, непременно будут приняты соответствующие меры в отношении виновных. В первую очередь, к руководителю областной детской больницы за отсутствие системной организационной координирующей работы по снижению младенческой смертности.
– Провести внешний аудит, комплексную проверку и подготовить информацию о деятельности областной детской больницы до 20 сентября этого года. По результатам проверки решить вопрос о соответствии руководителя этого лечебного учреждения занимаемой должности. Также принять меры и в отношении руководителя Актауской городской поликлиники №2 за неисполнение протокольного поручения акима области по разъяснению неотложных мер в целях снижения детской смертности, – дал указание руководству областного управления здравоохранения заместитель акима области Руслан Сакеев.
В ходе заседания были сделаны замечания и ряду руководителей районных отделов здравоохранения, вплоть до решения вопроса на соответствие ими занимаемой должности.
P/S: или Мысли вслух.
Безусловно, по итогам комиссии по расследованию причин, приведших к гибели малыша, соответствующие меры будут приняты: сняты с руководящих должностей ответственные лица, наказаны, а возможно, и уволены врачи. Вероятнее всего, будет наказан тот или иной опытный врач либо начинающий практику молодой специалист, по вине которого произошел тот или иной трагический случай. Но… Решит ли это проблемы нашего здравоохранения, которые куда более глубже, чем кажется на первый взгляд?.. Это нехватка квалифицированных кадров в самой тяжелой сфере, где речь идет о спасении жизни и укреплении здоровья самых дорогих нам людей – наших детей; текучка квалифицированных специалистов, которых руководство облздрава не может удержать и заинтересовать ни высокой зарплатой, ни жильем, ни бытовой устроенностью, ни соответствующим соцпакетом, потому что нет у него таких возможностей и рычагов воздействия на местные исполнительные органы; это невыносимые условия работы, которые выдержит далеко не каждый. А так называемая «оптимизация» на фоне постоянно меняющихся реформ минздрава с вытекающими отсюда последствиями! Можно сколько угодно говорить об оптимизации в системе здравоохранении, если бы одновременно с сокращением финансирования и коечного фонда развивалось бы амбулаторное звено медицинской помощи, внедрялись стационарзамещающие технологии. Согласитесь, только тогда, когда будут эффективно распределяться государственные средства в этой сфере, приниматься верные управленческие решения, когда государство – местные исполнительные органы, правительство – на всех его уровнях, системно подойдут к проблемам здравоохранения, создав все условия для привлечения и удержания специалистов на местах, – а это самая приоритетная задача, – в том числе достойной зарплатой (в Европе, например, зарплата только медсестры начинается от трех тысяч евро в месяц!), только тогда медицину перестанет лихорадить, бросать из одной крайности в другую, только тогда можно будет спрашивать с врачей по всей строгости закона, а трагических инцидентов станет куда намного меньше.
И последнее. Хотелось бы отметить и солидарную ответственность самих людей. Каждый из нас ответственен за здоровье сам. И, в первую очередь, женщины – продолжательницы рода человеческого. Прежде чем решиться родить ребенка, каждая женщина должна пройти обследование, и если выявятся патологии в организме, то обязательно пройти лечение, поправить свое здоровье. Чем крепче, здоровее сама мать, тем больше шансов родить здоровое потомство.