«82 шаг. Создание объединенной комиссии по качеству медицинских услуг
при Министерстве здравоохранения и социального развития РК.
Главная цель – внедрение передовых стандартов медицинского обслуживания
(протоколы лечения, подготовка кадров, лекарственное обеспечение, контроль качества и доступности)».
(План нации «100 конкретных шагов»)
О непрерывном управлении качеством медицинской помощи рассказал 30 июня на брифинге для представителей средств массовой информации руководитель департамента контроля медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Республики Казахстан по Мангистауской области Елдеш Космаганбетов.
Как рассказал Елдеш Саханович, качество медицинской помощи, согласно Кодексу РК «О здоровье народа и системе здравоохранения » это уровень соответствия оказания медицинской помощи стандартам, утвержденным уполномоченным органом в области здравоохранения и установленным на основе современного уровня развития медицинской науки и технологии.
– А простыми словами качество – это не случайность, а результат высоких побуждений, искренних усилий, умного направления и умелого исполнения методов лечения и диагностики, а так же соблюдение цикла качеств состоящих из определённых этапов во время лечения больного.
Качество медицинской услуги – это уход, лечение и услуги, сосредоточенные на пациенте, каждым медицинским работником для получения желаемого результата . Безопасность ухода – это, прежде всего, доверие медицинскому персоналу, заметил Елдеш Космананбетов.
Далее он рассказал, что одним из принципов качества является удовлетворённый пациент, который определяется определенными критериями, проводимыми независимыми консалтинговыми компаниями .
С этой целью для соблюдения прав пациентов и оперативного решения жалоб населения на месте их возникновения по принципу «здесь и сейчас» в каждой медицинской организации области на сегодняшний день должна работать «Служба поддержки пациента и внутреннего контроля медицинской организации ».
– Цель службы – проведение систематического анализа и улучшения качества оказываемых медицинских услуг. Для реализации системы непрерывного управления качеством медицинской помощи разработана «Дорожная карта» по организации и проведению внутренней и внешней экспертизы качества медицинских услуг, утвержденная Министром здравоохранения и социального развития Республики Казахстан 27 февраля 2015 года, – резюмировал руководитель департамента.
Как объяснил Елдеш Космаганбетов, каждый житель области в случае возникновения вопроса касательно качества медицинской помощи, при грубом отношении со стороны медицинского персонала или же с другими проблемными вопросами, связанными с порядком и качеством оказания медицинской помощи, может обратиться через «телефон доверия» медицинской организации, на блог-платформу первого руководителя сайта медицинской организации, через ящики по приему жалоб и предложений, так же непосредственно к руководителю службы или экспертам службы, и согласно графику «личный прием» первого руководителя.
По представленным данным первых руководителей медицинских организации «Телефон доверия» медицинской организации, размещенной на сайте департамента www.medfarm-aktau.kz в разделе информации департамента. «Телефон доверия» в каждой медицинской организации должен быть отдельной линией и ответственным медицинским персоналом, способным решить все возникающие вопросы.
– Важными функциями является выявление фактов нарушения порядка оказания медицинской помощи населению. Систематическое решение всех жалоб компетентными медицинскими работниками на месте их возникновения по принципу «здесь и сейчас» и оперативное реагирование на негативные материалы со всех возможных источников. А так же постоянная информационно-разъяснительная работа с населением. Обращение пациента по возможности должно рассматриваться в короткие сроки и не позднее пяти календарных дней должна быть предоставлена информация по результатам рассмотрения обращения, – подчеркнул он.
Как рассказал Елдеш Космаганбетов, Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым определены 100 конкретных шагов для реализации 5 институциональных президентских реформ.
– Один из шагов, а точнее 82 шаг гласит «О создании объединенной комиссии по качеству медицинских услуг при Министерстве здравоохранения и социального развития», это, несомненно, говорит о том, что вопросы здравоохранения населения страны на высоком контроле государства. С этой целью заранее подготовлены, т.е. прошли обучение каскадным методом в высшей школе общественного здравоохранения от Мангистауской области 30 компетентных медицинских специалистов, по вопросам внутреннего контроля качества медицинских услуг. Из числа обученных, в каждой медицинской организации создана служба поддержки пациентов и внутреннего контроля во главе с заместителем руководителя медицинских услуг медицинской организации. Объективность работы службы регламентируется нормативно-правовыми актами и приказами Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, а так же для удобства населения размещена информация на сайте департамента. За объективность, достоверность, своевременность работы и отдельной линии «телефон доверия» медицинской организации, блог-платформу первого руководителя, сайта медицинской организации, ящики по приему жалоб и предложений, а также службы поддержки пациентов и внутреннего контроля несет ответственность первый руководитель медицинской организации согласно своим должностям обязанностям. Согласно статье 14, Кодекса «О здоровье народа и системы здравоохранения» аккредитации в области здравоохранения подлежат субъекты здравоохранения в целях признания соответствия оказываемых медицинских услуг установленным требованиям и стандартам в области здравоохранения, а также для проведения оценки профессиональной подготовленности и подтверждения соответствия квалификации специалистов в области здравоохранения, – разъяснил Елдеш Космаганбетов.
В заключение руководитель департамента подчеркнул, что одной из целей аккредитации является признание конкурентоспособности медицинской организации и повышение доверия населения, повышение качества медицинских услуг и позитивный имидж в обществе.
– К сожалению, для сравнения в 2014 году в нашей области прошли аккредитацию всего две медицинских организации, в Западно-Казахстанской – 8, Актюбинской – 8 и в Атырауской – 4. Аккредитация – это процедура добровольная, но в связи с вышесказанным прохождение процедуры дает положительные эффекты, а для населения дает сравнительную информацию. Согласно плану работы МЗ и СР РК в августе 2015 года планируется проведение процесса аккредитации медицинских организаций по всей республике, по нашей области заявки подали всего три организации, – заключил руководитель департамента Елдеш Космаганбетов.
Обращаем внимание населения, что на сайте нашей газеты «ogni.kz» размещены телефоны доверия медицинских организаций Мангистауской области, по которым каждый житель имеет право позвонить на номер телефона своего района или города и получить ответ на все интересующие его вопросы.