Оказывается, для оказания своевременной медицинской помощи и нормального функционирования объектов здравоохранения – без жалоб, нареканий и тьфу-тьфу, несчастных случаев совсем не обязательны современное оборудование и высококвалифицированные специалисты. Это главный постулат японской философии «кайдзен». На днях администрация Мангистауской областной больницы смогла ознакомиться с основными положениями этой философии в ходе двухдневного семинара, вел который Хаджиме Сузуки, дипломированный эксперт из Японии.
По большому счету, «кайдзен» предназначена для улучшения менеджмента, а в целом, эффективности работы данного медучреждения. Философия, как оказалось, начинается с простых вещей – правильной организации рабочего стола, соблюдения столь нужной для медучреждения чистоты, эффективной работы на вверенном участке и даже отсутствия столько привычных в наших больницах острых углов. Им Хаджиме посвятил отдельную главу в своей презентации. Пожалуй, они действительно действуют не самым лучшим образом и на самих пациентов и на посетителей (фэн-шуй, согласитесь, с каждым годом набирает обороты сторонников). Правда здесь, как ни крути, доктора перед архитекторами бессильны…
– В больнице важно поддерживать гигиену, правильно лечить пациентов и предотвращать несчастные случаи, – отметил Хаджиме Сузуки, эксперт японского агентства международного сотрудничества. – Западные технологии сконцентрированы на самих технологиях и деньгах, а наша философия позволяет увеличить эффективность при имеющемся оборудовании и технологиях. Она ориентирована на человеческие ресурсы. Чтобы эффективно управлять оборудованием, помещением, людьми и нужно поменять управленческую технологию, подходы к людям и их обязанностям. «Кайдзен» меняет мышление людей, а они, подходя к работе с новым мышлением, повышают эффективность работы, – отметил он.
К слову, аналогичные семинары продолжительностью две-шесть недель он уже проводил в Шри-Ланке, Коста-Рике, Мексике, Узбекистане и Вьетнаме, на Филиппинах, а долгосрочными проектами (по шесть лет) занимался в Сингапуре и Таиланде. Там он занимался проектами развития производительности.
Данное обучение стало возможным благодаря международному проекту между Казахстаном и Японией, реализация которого курируется японским центр г. Алматы, куда приезжают эксперты, направляемые японским агентством международного сотрудничества. Основные расходы по организации данных семинаров, а Хаджиме Сузуки побывал в Алматы и Актау, несет японское правительство.
Стоит подчеркнуть, что инициатива проведения таких семинаров была высказана руководством нашей больницы, которое решило объединить весь коллектив одной идеей. Причем, она стала первой в Казахстане, инициировавшей подобный эксперимент. В прошлом году подобный семинар уже проводился, но казахстанскими специалистами, которые прошли обучение в Японии. А сам японский эксперт для проведения такого семинара приехал в Актау впервые.
– Мы проанализировали все наши проблемы и жалобы и, оказалось, что они носят чисто психологический характер. То есть нашим врачам, понятно, что работа не легкая, но давая клятву Гиппократа, они соглашались с ее издержками, не хватает терпения, вежливости. Доходило до смешного: чтобы улучшить работу, в протоколах диагностики и лечения первым шагом мы прописывали необходимость улыбнуться пациенту, – отметил директор ГКП на ПХВ «Мангистауская областная больница» Нурлан Тлепов. – Затем решили объединить весь коллектив одной идеей – ею стала философия «кайдзен». Мы действительно хотим выполнять нашу миссию и оправдать наше высокое призвание, оказывать своевременную квалифицированную медпомощь. Сейчас, уже после семинара, мы создадим группы, которую займутся созданием специальных критериев работы. Когда отделы и отделения больницы (еще не решили) будут достигать определённых результатов и увеличивать эффективность своей работы (это подразумевает и снижение количества жалоб) мы будем сотрудников премировать. Вопрос поощрения будет тщательно проработан, – отметил он.
Если резюмировать сказанное Нурланом Сериковичем, то можно выразиться так: он настаивает на качественном отношении к служебным обязанностям и заинтересованности в их выполнении. Не так уж много, как вы считаете?