(О поправках в Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»)
В настоящее время разработан проект поправок в Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». В рамках этого законопроекта внесено свыше 53 изменений и дополнений в 12 законодательных актов, и понятно, что это результат комплексной и систематизированной работы.
Изменения в первую очередь связаны с требованием времени. У нас религиозный фактор является актуальным, но религиозная ситуация сложна во всем мире. В нашей стране действует свобода совести, чувства верующих защищены государством соответствующими нормативными актами. Но по миру идет активизация насильственного экстремизма, и необходимо понять, что смысл изменений – это попытка отгородиться от этого негативного явления.
В докладе об основных положениях законопроекта перед депутатами Министр по делам религий и гражданского общества Н.Б. Ермекбаев отметил, что цель законопроекта – совершенствование государственно-конфессиональных отношений, конкретизация прав и обязанностей субъектов религиозной деятельности, а также регулирование религиозной сферы. Наиболее значимые нормы законопроекта направлены на исключение любой возможности использования религии в деструктивных целях, уточнение компетенции госорганов и упрощение деятельности религиозных объединений. Законодательно впервые вводится юридическое определение таких понятий, как «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм».
При этом в рамках законопроекта обеспечиваются равные права граждан вне зависимости от отношения к религии. Вносится поправка по правовому регулированию получения гражданами Казахстана религиозного образования за рубежом, а также уточняются условия привлечения несовершеннолетних к участию в богослужениях, религиозных обрядах, церемониях и собраниях. Предлагается базовое регламентирование поведения госслужащих и работников бюджетных организаций в религиозной сфере. Вносятся нормы по обеспечению прозрачности финансовой деятельности религиозных объединений.
Министр по делам религий и гражданского общества также отметил, что в процессе разработки законопроекта его нормы прошли широкое общественное обсуждение на площадках различного уровня с участием представителей религиозных объединений, экспертного сообщества, неправительственных организаций. Дальнейшее обсуждение законопроекта будет продолжено в рабочей группе, которую возглавил член Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности М.Т. Ерман.
Первый блок направлен на недопущение использования религии в деструктивных целях. Предусматривается ряд мер, включая запрет на ношение в общественных местах предметов одежды, скрывающих лицо, а также запрет на использование и публичную демонстрацию атрибутов и внешних признаков деструктивных течений, распространение их идеологии.
Что же конкретно предлагается в этом законопроекте разрешить или запретить?
Одним из обсуждаемых в обществе вопросов является вопрос ношения религиозной одежды. Законопроектом предлагается ограничить в общественных местах ношение одежды, препятствующей распознаванию лица. В связи с чем вводится норма ответственности за нарушение этого ограничения – предупреждение или штраф. Размер штрафа – 50 месячных расчетных показателей. При повторном нарушении в течение года – 100 МРП.
Важно понимать, что запрещается не хиджаб, а черное облачение, скрывающее человека полностью. Называется оно НИКАБ. Можно распознать лицо женщины в хиджабе, красивый праздничный платок или скромный будничный только украшают женщин, умеющих, кстати, по-особому их повязывать, следуя не только канонам ханафитского масхаба, но и светской моде.
А что никаб или паранджа? Мрачные бесформенные фигуры только пугают детей, это чуждая нам одежда, никогда казахские женщины не надевали на себя черное глухое покрывало. Запрет на никаб и паранджу – наш ответ на вызовы времени. Сегодня известно, что на территории Сирии и других стран среди террористических организаций принято паранджой маскировать совершенно иных лиц. Например, в городе Банну (Bannu) на северо-западе Пакистана, как сообщает Associated Press, 15 человек были убиты и еще 22 ранены, одетый в паранджу террорист-смертник взорвал бомбу.
Закон соответствует ханафитскому мазхабу, определяющему основные параметры внешнего вида – женский платок с открытым лицом и борода у мужчин не длиннее кулака. Так что борода, брюки и хиджабы остаются на своих местах, никто их не запрещает! В самом законе нет детализации этих внешних признаков – в тексте законопроекта нет ни слова о бороде или штанах. Внешние признаки принадлежности к деструктивному религиозному течению предлагается закрепить подзаконным актом – совместным приказом уполномоченного органа, органов национальной безопасности и внутренних дел. В ходе разработки приказа признаки будут тщательно обсуждены с религиозными объединениями, теологами, религиоведами и экспертами. Важно, что укороченные брюки, длинная беспорядочная борода будут характеризовать принадлежность к ДРТ в комплексе с идеологическими, организационными, ритуально-обрядовыми и поведенческими признаками.
Министерство по делам религий и гражданского общества (МДРГО) совместно с другими заинтересованными организациями будет проводить семинары для представителей правоохранительных органов во избежание перегибов.
Существенные и необходимые поправки внесеныновым законопроектомотносительно бракосочетаний, семейных отношений. Закон должен защищать своих граждан и для этого в государстве принимаются адекватные меры. О сложившейся ситуации, требующей вмешательства на государственном уровне, рассказала недавно председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК ГульшараАбдыкаликова:
— По статистике министерства юстиции республики, за последние 10 лет в стране браков, заключенных по религиозным обрядам и церемониям, было зафиксировано более 30 тысяч! Исследования выявили факты принудительных браков, особенно с несовершеннолетними девочками. В Казахстане около 5 процентов девушек в возрасте от 15 до 18 лет уже состоят в браке, при этом многие из них выходили замуж по принуждению, хотя это является уголовным преступлением.
Всем понятен вред ранних браков: они лишают девочек детства, препятствуют их развитию, получению образования, ставят под угрозу их здоровье. Вывод один – подобные союзы, не зарегистрированные официально, находятся вне закона. При этом исследования свидетельствуют о том, что незаконные бракосочетания, в том числе с несовершеннолетними, часто проводятся среди представителей деструктивных религиозных течений. Зачастую такие «брачные союзы» расторгаются простым устным заявлением мужчины. В результате молодые женщины остаются без средств к существованию, с малолетними детьми. Кроме того, есть случаи, когда женщин передают от одного мужчины другому.
Жертвой такого обмена, к примеру, стала 35-летняя жительница Атырау Куляш. За последние 5 лет она 9 раз побывала замужем и столько же раз разводилась. Сегодня она воспитывает сына, но не знает, от кого его родила. И это только один из многочисленных случаев.
На сайте информационного агентства «365info.kz» опубликована статья «Беременные школьницы Шымкента – национальная традиция?».
По сведениям, приведенным в данной статье, ежегодно примерно 600-800 девочек-подростков уже в стенах школы ходят беременными, это является следствием их раннего замужества. Такие браки официально не регистрируются. Среди членов нетрадиционных религиозных групп зачастую брак заключается в частном порядке посредством религиозных обрядов и церемоний. Новым законопроектом вводится административная ответственность лиц, включая священнослужителей: нарушение брачно-семейного законодательства Республики Казахстанвлечет штраф на физических лиц в размере пятидесяти, на юридических лиц – в размере двухсот месячных расчетных показателей.
Знание – сила
К числу безусловно значимых поправок относится введение условий получения религиозного образования за рубежом.
Доля иностранных учебных заведений в решении кадровых вопросов Духовного управления мусульман Казахстана, составляет 7-8%. Подавляющее большинство религиозных служителей высшее образование получали в отечественных учебных заведениях. В настоящее время в нашей стране функционируют 9 медресе (в т.ч. 5 медресе-колледжей) и высшее учебное заведение – университет «Нур-Мубарак». Для повышения квалификации служителей Духовного управления мусульман Казахстана государством уделяется особое внимание увеличению количества грантов, выделяемых университету «Нур-Мубарак» по специальностям «исламоведение» и «религиоведение». Например, на 2017-2018 учебный год государством выделено 218 грантов. На сегодняшний день в университете обучаются 1180 человек, в том числе 1093 на бакалавриате, 62 – на магистратуре, 25 – на докторантуре.
С 2003 по 2017 год университет окончил 1231 студент, из них 991 (80,5%) был принят на работу в систему ДУМК. Кадровый состав имамов в Духовном управлении составляет 3800 человек. Из них 19% имеют высшее образование, 27% – среднее образование, 54% прошли курсы повышения религиозной грамотности. Очень важно организовать обучение религиозных служителей, в первую очередь, в нашей стране, чтобы у них сформировалось религиозное сознание, совместимое с казахстанскими традициями и культурой, нашей духовностью. В дальнейшем они могут продолжить обучение в зарубежных учебных заведениях для углубления своих религиозных знаний и изучения языка.
Но не все действующие у нас в стране религиозные объединения имеют свои учебные заведения, идля них сделаны соответствующие исключения. Духовное управление мусульман Казахстана также может направлять при необходимости молодежь в ведущие исламские вузы, но на основе международного договора (соглашения). Такие соглашения должны быть заключены уполномоченным органом в сфере образования или в сфере регулирования религиозной деятельности. Кроме того, получив высшее образование в стране, желающий может продолжить образование и в ином теологическом вузе. Введением этой нормы решаются два вопроса: развитие отечественной религиозной школы и установление заслона на пути проникновения чуждых и деструктивных идей, носителями которых часто становятся молодые люди, рано выехавшие за рубеж и получившие там религиозное образование.
В законопроект введена новая норма, предусматривающая административную ответственность за оскорбление чувств и достоинства, как верующих, так и неверующих. Она разработана с целью приведения нашего законодательства в соответствие со статьей 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая защищает теистические, нетеистические и атеистические убеждения, а также право исповедовать или не исповедовать никакой религии или убеждений.
Зачастую граждане, не выполняющие в полном объеме религиозные обряды, подвергаются оскорблениям, упрекам в «безбожии», «греховности», что является проявлением религиозной нетерпимости.
Дополнение Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» соответствует опыту большинства западных стран, где гарантируется свобода вероисповедания, в том числе свобода не причислять себя ни к одной религии.
В Этическом кодексе государственных служащих РК имеется ряд требований к правилам поведения государственных служащих. Это нормальная практика во всех странах. Граждане, поступающие на государственную службу, добровольно и сознательно принимают присягу и определенные ограничения. В законопроекте предлагается норма, частично вводящая эти требования на уровне закона. Это касается запрета на использование служебного положения в интересах религиозных объединений, принуждения иных лиц к участию в религиозной деятельности, так как может быть создана почва для злоупотреблений. Также госслужащий не вправе быть инициатором создания или членом религиозного объединения.
Предлагается ввести соответствующую норму в Закон «О государственной службе РК»: «Государственный служащий не вправе: использовать служебное положение и связанные с ним возможности в интересах религиозных объединений; принуждать иных лиц к участию в деятельности религиозных объединений; быть инициатором создания, а также участником (членом) религиозного объединения». Кроме того, нормами ограничительного характера предлагается охватить и работников организаций, финансируемых из госбюджета и средств бюджета Национального банка РК. Это логично, так как сотрудник учреждения, получающий заработную плату из бюджета, не должен допускать действий, расходящихся с интересами государственной политики.
Вместе с тем, эти нормы не затрагивают базовых прав данной категории граждан на свободу совести. Они могут участвовать в религиозных обрядах, богослужениях и других мероприятиях в свободное от работы время наравне со всеми. Более того, работники бюджетных организаций могут также быть учредителями и членами религиозных объединений.
Сегодня важно знать о каждом из 53 изменений и дополнений в 12 законодательных актов Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности. С 2011 года усилился уровень негативных тенденций, связанных с религией и религиозной деятельностью. Учитывая это, был проведен анализ причин и последствий, выявлен ряд угроз, которые необходимо решать государственным органам сообща с религиозными организациями. Были приняты комплексные меры в отношении отдельных граждан, имеющих радикальные религиозные взгляды. Важно повысить религиозную и правовую грамотность религиозной части населения и профилактику религиозного радикализма и экстремизма. Поправки в механизмы правового регулирования религиозной деятельности призванные не допустить противоправных действий, а также обеспечить свободу совести, предусмотренную в Конституции страны.