Тотальное разрушение
- Деструктивные религиозные организации вредят обществу, разжигая религиозные и национальные конфликты, разрушая семьи, уничтожая человека как личность и делая из него послушного раба. Подобных случаев в моей практике немало. Каждый день приходится сталкиваться с людьми, потерявшими в таких псевдорелигиозных группах своих родных. Многие из них говорят, что это горе, с которым сопостовимо лишь горе, вызванное смертью близкого человека. Отцы, матери, жены, мужья, дети, как мертвых, оплакивают живых родственников, которым члены и лидеры деструктивной организации стали ближе, роднее, - рассказывает директор ОЮЛ «Ассоциация центров исследования религий», член Ассамблеи народа Казахстана, член Совета по связи с религиозными объединениями при правительстве РК Юлия Денисенко.
По ее данным, за два года работы «горячей линии 114» по вопросам религии было получено 1500 обращение от людей, реально нуждавшихся в консультативной или иной помощи. В том числе 130 граждан направлены на реабилитацию. Степень вреда в каждом случае огромна. От психического расстройства до самоубийства.
Как отмечает эксперт, невозможно сделать точные подсчеты, какие людские и финансовые потери несет Казахстан из-за таких организаций.
- Не ошибусь, если скажу, что счет уже давно перевалил за десятки миллионов долларов. И это только финансовые ресурсы. Ведь есть еще и пожертвования имуществом, различные схемы, когда члены таких групп берут на свое имя кредит для лидера, бесплатная рабочая сила, продажа литературы, различных атрибутов и многое другое, – перечислила она.
Ожесточённая война за душу, разум и кошелёк
Психологи вынуждены признать тот факт, что завербовать, а затем подчинить себе возможно практитчески любого из нас. Главное - найти место, время и вписаться в ситуацию.
Классический сценарий таков: сначала, как правило, один из супругов увлекается новой идеологией, потом приводит остальных членов семьи.
- Я считаю, что нет человека, которого невозможно привлечь в такого рода группы. У моих росийских коллег есть поговорка: «Если вы до сих пор не попали в культ – значит, его для вас еще не придумали». Человек не идет туда сам – его приводят. Но за что цепляют? За наши собственные амбиции, желания, нашу веру, на фоне каких-то проблемных ситуаций. Например, человек заболел, развелся, что-то не залаилось, умер кто-то близкий, любимый и так далее. Бывают и моменты, когда это связанно с возрастом – переломный момент, когда человек чувстует себя брошенным и никому не нужным. Очень часто в эти группы приходят неуверенные в себе люди, потому что там они находят поддержку и защиту. То есть вербовщики играют на слабых местах человека.
Разум когда-нибудь победит
Интересно, что отличить деструктивную организацию от миролюбивой очень просто. Разница в целях и идеалах.
- У деструктивных организаций в приоритете стоит власть и деньги. Далее гуруизм, то есть обожествление вождя и полная изоляция от информации извне, набор жестких правил поведения, контроль эмоций и общения в группе. Все вышеперечисленное – признаки того, что группа стремится к контролю сознания своих членов, - перечислила Юлия Денисенко.
И вот тут, как говорит эксперт, будет кстати вспомнить советский лозунг «Мы – не рабы, рабы – не мы!».
- Сомнения должны быть всегда. Истина их не боится. Вражда к разуму и любовь к трансу – примета порабщенного сознания. Основа же нормальной духовной жизни – это трезвение. Разум никогда не должен отключаться. Народная мудрость гласит: «входя в церковь, снимай шляпу, но не голову»,- подчеркивает эксперт.
К сожалению, профилактика дает результаты только в здоровой аудитории.
- Когда человек попал под влияние экстремистской группы, методы работы с ним совершенно другие. В первую очередь это социальная работа, помощь в устройстве на работу, налаживание отношений с родными. Психологически человеку тяжело возврощаться в мир, от которого он когда-то отказался. Этот страх нужно победить первым, потом уже легче, - уточняет она.
Сегодня Казахстану нужны сильные духовные лидеры, которых будет слушать современная молодежь, которые будут просто и доступно объяснять насущные проблемы. По мнению Юлии Денисенко, нужно работать креативно, люди устали от шаблонов. Ведь речь идет о душе человека.
- Сегодня перед государством стоит важнейшая задача – не допустить дальнейшего распространения радикальных идей, прикрытых религиозными лозунгами. Решение этой задачи, безусловно, будет строиться на системном сочетании всех имеющихся ресурсов и возможностей. Основываясь на своем профессиональном опыте, могу твердо сказать, что главное оружие в противодействии насильственному экстремизму – это социальные проекты. Я также являюсь членом Ассамблеи народа Казахстана, чьи основные задачи – поддержание мира в нашем обществе, в том числе и в религиозной сфере. За 20 лет ассамблея стала ключевым звеном Казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия, - отметила она.
История бывшего саентолога
Казахстанец Данил Тылевич вступил в открытое проивостояние с так называемой церковью саентологии и призывает присоединиться к нему тех, кто стал жертвой этого культа.
- Войдя в ряды саентологов в 24 года, я отдал этой организации 10 лет и 140 тысяч долларов в надежде получить услуги. Однако в конце прошлого года я и моя семья вышли из саентологии, так ничего и не получив. Я понял, что долгие годы нас обманывали, вытягивая из нас все материальные и моральые ресурсы, а взамен обещали мифическую свободу и даже уникальные способности, - рассказывает Данил Тылевич. – Я попал к саентологам, как и большинство, через своего приятеля-бизнесмена, который посоветовал мне прочитать книгу под названием «Дианетика». В тот момент я переживал эмоциальный кризис, и мне показалось, что в этой книге я нашел ответы на некоторые свои вопросы.
Что меня привекло в этой организации? Меня привекла цель саентологии: их цель «создание мира без преступности, войны, насилия и наркотиков, где честный может процветать, а способный может достичь больших высот». Разве не прекрасная цель? Саентологи утверждают, что у них есть технология, благодоря которой эта благая цель легко достижима. Они убедительно демонстрируют это с помощью манипулятивных фильмов, снятых в голливудских студиях.
По словам Тылевича, в саентологии выстроена целая система промывания мозгов. Адепты не замечают, как с приходом в сайентологию у них вырабатывается стойкая паранойя и фобия по отношению ко всем институтам общества: семье, образованию, здравоохранению, правительству, религии, психологии, правоохранительным органам. Якобы всё это подавляющие структуры, которые созданы, чтобы уменьшить природные способности человека, а единственный способ выжить в этом хаосе дает сайентология и технология Рона Хаббарда, которая позволяет вернуть себе сверхъестественные, но скрытые под грузом боли и негативного опыта качества.
В сайентологии вам предложат пройти так называемый мост к полной духовной свободе – это последовательность уровней (процессов и услуг) для индивидуума. Стоимость всего моста составляет 380 тысяч долларов, не считая «добровольных» пожертвований на благотворительные проекты, подконтрольные «церкви» Международной ассоциации сайентологов (МАС). Чтобы получить допуск к духовным услугам, каждый сайентолог обязан оплатить статус пожизненного члена МАС, что обойдется ему в 5 тысяч долларов. Это начальный уровень. Следующий статус «Патрон МАС», стоимость которого уже 50 тысяч долларов. И так далее, до статусов, стоимость которых превышает десятки миллионов долларов. Я знаю в Казахстане людей, которые пожертвовали на благотворительные проекты МАС за несколько лет до миллиона долларов. Но вместо благотворительности собираемые деньги направляются исключительно на поддержание роскошной жизни лидеров культа и на борьбу с такими как я – «отщепенцами», которых с каждым годом в мире становится все больше. По самым скромным подсчетам, только за 2015 год казахстанцы вывезли около 10 млн долларов в головное отделение сайентологов в США.
Сайентология в Казахстане существует уже 22 года. За это время утекли сотни миллионов долларов, а обещанные сверхспособности ни один казахстанский сайентолог так и не приобрел. Но людям вновь и вновь предлагают пройти очередной курс самосовершенствования.
- Что открыло мне глаза? У меня и раньше возникали сомнения, но сайентологический капкан продуман идеально. Я входил в команду из 300 человек, которая зачищала интернет-пространство СНГ от критической информации о сайентологии, - рассказывает наш собеседник. В сайентологии категорически запрещено смотреть любую негативную информацию о «церкви», общаться с критиками. Человеку, который нарушит это положение, будет назначена «исповедь» на детекторе лжи, которая стоит 10-15 тысяч долларов, и он рискует потерять все привилегии, а самое главное возможность получать духовные услуги на мосту и быть отлученным от «церкви», что для адепта самое страшное. Однажды я нарушил этот запрет и посмотрел фильм «Наваждение», снятый известным голливудским режиссером, который сам 35 лет был сайентологом. Этот фильм является табу в сайентологии. Я не нашел в нем ни одного факта лжи и это стало толчком к моему выходу.
Сейчас на меня издали приказ, объявляющий меня «подавляющей личностью» (то есть я попал в один список с такими врагами человечества, как Гитлер и Сталин). Сайентологам с такими людьми, как я, разрешено делать все, что угодно – лишить средств к существованию, оклеветать, устранить физически. Существует множество свидетельств по всему миру, что церковь сайентологии практикует такого рода преследования своих критиков и бывших адептов, но я считаю своим долгом предупредить казахстанцев об опасности, которая их подстерегает в лице сайентологических организаций.
По информации Данила Тылевича, в Казахстане находится 3000 сайентологов, из которых около 500 активных проповедников-рекрутеров. Наиболее активные миссии в Алматы и Павлодаре, планируется открытие отделения в Актау, Караганде, Кокшетау и Каскелене. Всего на территории Казахстана в данный момент действует 20 активных сайентологических структур в таких сферах, как бизнес-образование: компании «Performia», «WISE», бизнес-школа «Эсто», «Высоцкий консалтинг», «Продавай.ру» офисы прикладного образования: «ABLE», «Проясняй слова, Казахстан», «Учись самостоятельно учиться», общественные организации «Дорога к счастью Казахстан», «Центр самосовершенствования Алматы», «Добровольные священники», правозащитные организации: Гражданская комиссия по правам человека, «ОФ КоргауHR», и «Молодежь за права человека», несколько полевых одиторских групп «I-help», наркоманов и осужденных «Narconon и сriminon».
По данным Ассоциации центров исследования религий:
В 2012 году на 2 форуме религиоведов Казахстана «Церковь сайентологии» признали коммерческой структурой. После этого организация перестала считаться у нас религиозной и проходить регистрацию в таком качестве.
На территорий Казахстана сайентологическая миссия продолжает существовать в лице своих структурных филиалов и аффилированных с ней организаций, зарегистрированных как общественные: «Центр самосовершенствования», «Нарконон», «Перформия», «Рубикон», бизнес-школа «Эсто», «Студема» и многих других. Наибольшее распространение указанные структуры получили в гг.Алматы, Астана, Караганда, Павлодар, Семей.
Об опасности свидетельствуют факты, доказанные в суде. Вот некоторые из них:
1) По сообщению международной службы «Рейтер» от 22 ноября 1996 года, суд города Лиона (Франция) признал в ноябре 1996г. Жан-Жака Мазье, бывшего главу французской «Церкви сайентологии», виновным в убийстве Патриса Вика и приговорил его к тюремному заключению. Суд вынес обвинительное заключение еще 14 подсудимым, связанным с «Церковью сайентологии», по обвинениям от хищений до прямого мошенничества. Патрис Вик выбросился из окна через день после того, как Мазье предположительно посетил его и потребовал 30 тысяч франков (около 6 тысяч долларов) за «очистительную» процедуру.
2) В 2001 году к шести годам лишения свободы условно приговорена судом Центрального района Хабаровска руководитель региональных центра «Дианетика» Ольга Ухова. Такое наказание ей вынесено за незаконное предпринимательство и «отмывание» денежных средств в особо крупных размерах.
3) Имеются факты задержания сотрудниками правоохранительных органов Казахстана в октябре 2008 года руководителей РО «Церковь сайентологии» в Алматы, которые подозреваются в незаконной предпринимательской деятельности, позволяющей извлекать значительную прибыль, не облагаемую налогом. По данным следствия, члены организации системно занимались безлицензионной образовательной и медицинской деятельностью, извлекая значительную прибыль, не облагаемую налогом.
4) С санкции прокурора Алматы по известным адресам, принадлежащим сайентологам, проведены обыски, в ходе которых обнаружены и изъяты архив, где хранились в большом количестве досье с информацией личного и конфиденциального характера на лиц, имеющих отношение к сайентологии, а также импортные медикаменты, незаконно ввезенные в страну и не прошедшие сертификацию в Казахстане. Финансовая документация религиозного объединения направлена на экономическую экспертизу с целью определения размера ущерба, нанесённого государству.
5) В ноябре 2008 года в Павлодаре против центра «Нарконон» возбуждено уголовное дело. Выяснилось, что центр «Нарконон» незаконно оказывал медицинские услуги по лечению наркозависимых людей. Центр не располагает необходимыми лицензиями и разрешениями на проведение данных видов услуг. В момент проверки в здании «Нарконона» находилась шесть пациентов, кроме того, были найдены различные препараты, не зарегистрированные на территории Казахстана, и медицинские инструменты. Стоимость месячного курса лечения в центре составляла около 300 тыс. тенге. Кроме того, в здании была обнаружена различная религиозная литература и документы, свидетельствующие о связи центра с церковью сайентологии. По данному факту в отношении центра «Нарконон» заведено уголовное дело по статье 190, часть 2 УК РК (незаконная предпринимательская деятельность, связанная с извлечением доходов в крупных размерах, с причинением ущерба гражданам).
– По мнению ряда зарубежных и отечественных специалистов, сайентологическая претензия быть единственным источником правды порождает у своих членов вполне выраженное сознание по принципу «свой-чужой», которое иногда приводит к разрыву со своими семьями и друзьями. Для больных людей деятельность ЦС и отдельных сайентологов означает необоснованный отказ от своевременной и адекватной медицинской помощи, ухудшение здоровья в процессе непрофессиональных процедур «одитинга» и «очищения». И у больных, и у здоровых людей, поверивших в сайентологию, массово возникают серьёзные нарушения личного и социального благополучия, страдает карьера или учеба, возникают тяжелые формы социальной зависимости. В действительности сайентологией навязывается нерегламентированное, неподконтрольное и непрофессиональное применение различных психотехник и их безопасности клиентов, а также неквалифицированные и не прошедшие проверку и лицензирование образовательные медицинские услуги. Для сайентологии конкурентами и противниками оказываются практически все важнейшие социальные институты: наука, образование, медицина, семья, СМИ, любое правительство и правоохранительные органы, не позволяющие сайентологам беспрепятственно нарушать законы, – комментирует Юлия Денисенко.