МВД Казахстана напоминает, что за ложные сообщения об акте терроризма ужесточено наказание.
На сегодняшний день «телефонный терроризм» все еще остается одним из распространенных видов преступлений. Актау особо выделился по количеству ложного терроризма в 2014 году. Тогда только с начала учебного года было четыре сообщения о заложенных в учебных заведениях бомбах.
– В этом нет ничего удивительного, потому что чаще всего именно подростки обычно делают такие сообщения, чтобы сорвать уроки, – говорят полицейские.
Но родителям надо помнить, что уголовная ответственность за подобные преступления начинается с 14 лет и наказание за подобные деяния ужесточено. Например, мальчик, который «заминировал» школу №17 в Актау получил по суду один год лишения свободы условно.
Но можно получить и реальный срок по статье 273 Уголовного кодекса РК. Так житель Петропавловска за ложное сообщение получил один год колонии общего режима. А житель Текиле, который всего лишь напугал соседку, получил 9,5 месяцев колонии. Вообще статья 273 предусматривает наказание от штрафа 100 МРП до шести лет лишения свободы.
Подобные ложные звонки в правоохранительные органы наносят существенный вред и огромные материальные потери.
В сообщении МВД РК говорится: «в каждом случае для проверки информации о якобы заложенном взрывном устройстве, привлекается большое количество сил и средств правоохранительных и специальных органов, медицинских учреждений». Такие преступления наносят и большой материальный ущерб хозяйствующим субъектам, затрачиваются значительные бюджетные средства на выезд сил оперативного реагирования.
Данная сумма варьируется в зависимости от вида объекта, который подлежит проверке на наличие террористической угрозы, региона страны, а также населенного пункта (город, село). В то же время при поступлении ложных сообщений террористического характера в отношении крупных объектов транспортной инфраструктуры (аэропорты, вокзалы) и производства суммы ущерба значительно возрастают.
В 2015 году по ст.273 УК судами в качестве материального ущерба к взысканию с подсудимых определено более 4,8 млн. тенге.
С учетом общественной опасности «заведомо ложного терроризма» в 2012 году были существенно ужесточены санкции за такие преступления.
Преступление, предусмотренное статьей 273 УК (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), относится к категории тяжких и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ответственность наступает с 14 лет).
В результате на сегодняшний день за данные преступления виновные лица осуждаются к реальным срокам наказания в виде лишения свободы.
В настоящее время в учреждениях УИС по ст.273 УК отбывают наказания 36 осужденных, на учете в службе пробации состоят 23 человека.
В г.Усть-Каменогорске к 3,5 годам лишения свободы осужден А.Байбатыров, сообщивший в январе 2016 года заведомо ложную информацию об угрозах взрыва в зданиях автовокзала и средней школы города.
В результате мер, принятых органами внутренних дел, за последние пять лет удалось добиться заметного снижения преступлений, связанных с передачей заведомо ложных сообщений об акте терроризма (2011 г. – 123, 2012г. – 114, 2013г. – 91, 2014 – 84, 2015 – 86 и за 3 месяца 2016г. – 16).
За три месяца 2016 года за совершение таких преступлений уже установлено 13 человек, из них к уголовной ответственности привлечено – 10, освобождены от уголовной ответственности по не достижению возраста – 3.
Министерством внутренних дел уделяется большое внимание профилактике заведомо ложных сообщений об акте терроризма, развернута широкая разъяснительная работа в СМИ, проводятся лекции и беседы в учебных заведениях. Главная цель профилактической работы – формирование и укрепление в обществе сознания о неотвратимости наказания за подобные преступления.
В ДВД Мангистауской области уверяют, что для выявления лже террористов у полицейских есть вся необходимая техника. Например, уже упомянутый мальчик из семнадцатой школы Актау. После ложного звонка выкинул СИМ-карту своего телефона. Но, все же, был задержан в течение нескольких часов. А были случаи, когда лже-террорист не успевал закончить свое ложное сообщение, а у его двери уже стоял полицейский патруль.