Недавний приказ Министерства образования и науки, содержащий требование о недопустимости включения элементов религиозной одежды в школьную форму, вызвал довольно широкий резонанс в казахстанском обществе. Сегодня мы беседуем на эту тему с председателем Конгресса религиоведов, доктором философских наук Айдаром Абуовым.
– Айдар Паркулович, в приказе, касающемся школьной формы, некоторые верующие родители увидели ущемление прав на свободу вероисповедания. Тогда как учителя школ и многие представители общественности, напротив, приветствуют такое решение. А каково ваше мнение?
– Хотелось бы начать с того, что Казахстан является полиэтничной и многоконфессиональной страной, и именно поэтому нам суждено стать светским государством. Как известно, одной из важнейших особенностей такого государства является светскость системы образования. В этой связи стоит напомнить, что требования к школьной форме и раньше присутствовали во всех уставах образовательных учреждений. В них изначально учащимся было рекомендовано отказаться от ношения религиозной атрибутики в стенах школ. И эта норма воспринималась большинством родителей и детей совершенно спокойно.
Нынешнее же решение министерства, по сути, лишь утвердило эту данность в форме нормативно-правового акта государства, имеющего обязательную силу на территории страны. Я как один из авторов учебника по основам религиоведения довольно часто встречаюсь с педагогической общественностью, поэтому знаю, что это решение было продиктовано многочисленными обращениями со стороны директоров и учителей школ.
Дело в том, что сегодня растет интерес молодежи к религии. В целом это неплохо. Но часто низкий уровень религиозной грамотности мешает ей правильно действовать в условиях сосуществования светских и религиозных принципов жизни. А в это время деструктивные религиозные течения активизируют свои попытки искусственно обострить влияние этого фактора в обществе, противопоставить граждан с одной стороны, и государство – с другой.
Шумиха вокруг запрета на ношение хиджаба в школах как раз из этой серии. А потому руководителям и учителям школ был просто необходим этот документ, чтобы еще раз четко закрепить значение светских подходов к организации образования и воспитания детей.
На мой взгляд, наличие единой школьной формы препятствует социальному, имущественному, этническому, религиозному или иному разделению между учащимися. Они должны быть свободны от религиозных рамок, запретов и условностей. Детям необходимо быть максимально открытыми для получения широких знаний, общения со сверстниками, представляющими различные культуры и мировоззрения.
Я бы хотел призвать родителей не поддаваться на различные рода инсинуации и не становиться жертвами тех, кто пытается спекулировать на религиозных чувствах людей. Мы должны четко понимать, что на кону стоят мир и согласие в нашей стране.
– Если мы правильно поняли, в нашей стране есть определенные круги, которые заинтересованы в искусственном раздувании ажиотажа вокруг околорелигиозных тем. Что это за группы?
– Уверен, что против запрета на ношение элементов религиозной одежды в школах выступают в первую очередь люди, заинтересованные в отходе Казахстана от светских принципов развития. Как правило, подобные цели преследуют представители нетрадиционных течений ислама – их объединяет неприятие светских устоев государства.
На родителях лежит большая ответственность за будущее детей. Порой, изменяя свою жизнь в соответствии с канонами веры, взрослые пытаются сформировать соответствующее религиозное сознание и у своих чад. Зачастую подобные решения принимаются ими самими – без учета желания, психики, склонности детей. А попытки учителей и психологов вмешаться в данный процесс, защитить интересы ребенка воспринимаются родителями в штыки.
Если вернуться к религиозным элементам в одежде, то стоит отметить, что они не являются сутью религии, это всего лишь внешняя форма ее проявления.
– Есть ли у нас достаточная правовая база, регламентирующая светскость системы образования?
– Считаю, что казахстанское законодательство в полной мере соответствует светским подходам. Наша Конституция гарантирует свободу вероисповедания, но вместе с тем не дает права агрессивного навязывания своих убеждений другим людям. Это касается не только образовательной системы, но и других сфер жизни общества.
Особо подчеркну, что на законодательном уровне система образования и воспитания в Казахстане, за исключением религиозных организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений. В светской школе нет места для прямой или косвенной пропаганды той или иной религии. Обучать основам религии можно только в учебных заведениях религиозных объединений, где самостоятельно устанавливается форма одежды учащихся.
– Как известно, Духовное управление мусульман Казахстана тоже отреагировало на ситуацию вокруг школьной одежды. Что вы можете сказать по поводу его позиции?
– Муфтият оперативно и очень взвешенно высказал свою позицию в данном вопросе, рекомендовав девушкам и женщинам страны одеваться согласно традициям казахского народа. Он обратил внимание верующих на то, что государство не запрещает женщинам ношение платка. Государство лишь ограничивает его ношение в светской школе. Родителям предложено искать компромисс с руководителями учебных заведений и обратить особое внимание на получение девочками полноценного светского образования. Им рекомендовано проявлять благоразумие, соблюдать нормы законодательства страны и уставов общеобразовательных школ.
Полагаю, что такая позиция ДУМК в значительной степени снизила накал эмоций вокруг решения министерства.
– Согласны ли вы с мнением многих экспертов о том, что хиджаб является нехарактерной для казашек одеждой?
– Действительно, как мы знаем из истории, казахские девушки никогда не надевали хиджаб. Как правило, молодая женщина покрывала голову только после замужества. В девичестве же вольная дочь степей не прятала косы под хиджабом, паранджой или платком.
Выступая на II съезде молодежного крыла "Жас Отан" в ноябре 2012 года, Президент страны отметил: "…казахи были кочевым народом, они должны помнить свою культуру… не должны одевать казахских женщин в хиджаб". Я хотел бы присоединиться к этим словам и призвать молодежь не допускать проникновения в наше общество идеологии, противоречащей национальному менталитету, а также культурным и религиозным традициям казахов.
Следует прислушаться к мнению великих мыслителей, таких как Ходжа Ахмет Яссауи, Асан Кайгы, Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердыулы, Магжан Жумабаев, которые призывали людей к постижению Всевышнего через обретение знаний и осуждали невежество.