В наши дни, как и во все годы независимости суверенного Казахстана, одной из главных основ многонационального единства и согласия в республике, наряду с многокультурной общностью народа Казахстана, остается религиозная толерантность. Единство и сплоченность этносов и народов, стремление к миру и согласию лежит в основе и является залогом стабильности для всех людей, живущих на просторах страны Великой степи. Об этом сегодня мы поговорим на страницах «ОМ» с православным священником протоиереем Игорем Выриковым.
Начиная беседу, настоятель Благовещенского храма русской православной церкви в Актау протоиерей Игорь (Выриков) отметил, что тема межрелигиозной и межконфессиональной терпимости принимает особую важность и значимость.
– В этой связи хочу привести слова Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, сказанные им в приветственном послании участникам международной конференции «Укрепление религиозной терпимости», проходившей в Баку в ноябре прошлого года. В своем обращении Патриарх Кирилл отметил, что межрелигиозный и межконфессиональный мир все сильнее испытывается на прочность. Он подчеркнул, что лишь твердая солидарная позиция ведущих политических и духовных лидеров способна остановить эскалацию конфликтов на религиозной и национальной почве, серьезно угрожающих общемировой стабильности, – отметил протоиерей.
Принцип толерантности
В беседе с настоятелем Благовещенского прихода речь зашла о том, что же сегодня является залогом для сохранения мира и согласия в стране, что в этом главное?
– В основе казахстанского опыта сохранения межрелигиозного согласия в многонациональном и поликонфессиональном обществе лежит взвешенная государственная политика. Она основывается на базовых принципах, которые Лидер нации Нурсултан Назарбаев назвал принципами согласия. Это законодательное и институциональное обеспечение свободы совести и вероисповедания, создание государством равных и благоприятных условий для реализации конфессиями своих функций, стимулирование межконфессионального диалога, в том числе в рамках такого уникального института межнационального и межконфессионального диалога, как Ассамблея народа Казахстана, – рассуждает отец Игорь.
В нашей беседе он не раз приводит слова нашего Президента, Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева.
– Глава государства говорит: « ... наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий. Мы хотим, чтобы нас именно так воспринимали на международной арене». Ни для кого не секрет, что традиционные религии защищают человека от нравственного разложения, а значит встают на защиту национальной безопасности, – говорит отец Игорь.
По его словам, идеология взаимопонимания и взаимоуважения, мира между религиями, проведение съездов мировых религий, сочетается со стремлением Казахстана соотносить свое законодательство с международными нормами. Это позволит учитывать уже сложившееся религиозное многообразие в нашей стране и утвердить базовые принципы свободы совести для всех религиозных объединений.
– Сегодня мы наблюдаем духовное возрождение страны. Именно процесс идентификации нации и страны в современном глобальном мире, определение национальных ориентиров развития в формате общенациональной идеи является залогом успеха многих общественных и экономических процессов, происходящих в республике. В этих условиях особое место и особую позитивную роль могут и должны сыграть традиционные для Казахстана религии – ислам и православие. Две религии во все времена своего присутствия на земле Казахстана были основой мира и согласия для многих народов, неся идеологию мира, толерантности и межнационального согласия. За столетия сложилась уникальная культура общения и совместного сосуществования. Именно православие и ислам могут стать духовной основой становления национального сознания, стать гарантом мирного развития событий, стать основой совместного процветания народов республики и поддержать в итоге процессы развития в стране. Практика совместного сотрудничества православия и ислама может стать своего рода моделью взаимоотношений и взаимодействия между религиями в стране, – подчеркнул настоятель Игорь Выриков.
В продолжение беседы, протоиерей Благовещенского прихода сделал акцент на истинной вере в традиционной религии, на том, как уберечь молодое поколение от ложного пути, как не попасть в сети сектантов и террористов.
– Нам нужно друг друга уважать, опираясь на слова Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева: единство – в многообразии. В чем совпадают христианское и мусульманское мировоззрение? Мы все – за мир. Ведь, что ислам, что православие, называют грех грехом. В отличие от сегодняшней либеральной среды, или «пены» как ее еще называют, которая пытается узаконить грех, сказать, что грех это также хорошо, как и не грех. В этом случае ислам и православие называют грех грехом, а добродетель – добродетелью. Именно это и вызывает нападки на нас – мы просто пытаемся человека отвести от подобных заблуждений. Вы же видите, что происходит: грех, как явление, не только не осуждается, оно сегодня узаконивается. Сегодня в этом современном мире многие берут ориентиры на западные ценности, западную культуру… Ислам и православие этому противятся. Совпадаем ли мы в этом? Конечно, совпадаем. Ведь мы против однополых браков, мы – за крепкие семьи, мы за то, чтобы жить в мире. Президент нашей страны сказал, что ислам – против терроризма. Ведь посмотрите, что происходит: западная цивилизация сегодня делает так, чтобы в общемировом восприятии укоренилось определение, что ислам – это терроризм. В православии против этого. Я думаю, что и мусульмане против этого. Ведь ислам и православие – это две из трех монотеистических религий. Не нужно искать разделений, нужно искать совпадения, – рассуждает православный священник.
Он также поведал о том, что в православный храм Благовещенского прихода в Актау приходят люди разных национальностей, ищущие путь к Богу. И здесь, чем могут, помогают всем. Например, когда людям раздаются вещи, их никто не делит по расовой и религиозной принадлежности – их отдают всем нуждающимся.
– Сегодня в православной обители, впрочем, как и раньше, в мире и согласии вместе живут православные и мусульмане, которых никто не заставляет быть христианами. Мы ничего не делаем для искусственного раскола между людьми. Мы не проповедуем, что кто-то красивый и хороший, а кто-то плохой и убогий. И это – единство в многообразии. Хочешь быть мусульманином – будь мусульманином. Ведь как в христианстве, так и в исламе присутствует свободная воля человека. Поступай по законам ислама, если ты хочешь так делать. Хочешь быть христианином – делай так, как христианин. Это дело лично каждого человека – кто он, какой он выбрал себе путь. Православие и ислам ясно определяют – что есть грех, а что добродетель, – говорит Игорь Выриков.
Люди, народ страны видит, какая государством ведется политика и поддержка в отношении традиционных религий – ислама и православия.
– Зачастую, как в православии, так и в исламе, есть те, кто думает, что они мусульмане или христиане, но таковыми не являются. Для того чтобы таковым быть, нужно понимать учение, которому человек намерен следовать. Именно для того, чтобы следовать этому, чтобы показать человеку, кто такой христианин при Благовещенском приходе создано и действует молодежное объединение. Здесь мы крещеных людей пытаемся научить быть христианами. Ведь это не берется из житейского опыта – кто-то, что-то сказал и это нужно принять и следовать этому... Есть учение, которому более двух тысяч лет и ему нужно следовать, – поясняет отец Игорь.
Православный священник затронул в нашей беседе и тему семьи, где закладываются основы истинного жизненного пути.
– Семья – это основа. Тот, кто уважает свою религию, не будет позорить чужую. Мы, христиане, не осуждаем никого. Христиане, также как и мусульмане, даже не пожелают другому человеку зла, а не то, чтобы делать его. Сегодня западная цивилизация пытается разрушить устои семейных ценностей. А для чего? К примеру, информация, которая поступает извне в семью, чаще всего проходит отбор, фильтруется. Родители тщательно выбирают ту или иную информацию для ребенка, чтобы правильно подать ее, расшифровать то, что преподносится по телевизору, радио, и в особенности по Интернету. Идет воспитание. Многие думают, что воспитание – это одеть, обуть и накормить ребенка. Остальное даст школа и т.д. Нет. Воспитание – это своего рода создание скульптуры. Родители в сегодняшнее время Интернета, должны следить на какие сайты «заходит» ребенок, чем интересуется, внимательно относится к его окружению, поведению…, – рассуждает православный священник Игорь Выриков.
По словам священнослужителя, сегодня, прикрываясь псевдорелигиозными постулатами, религиозный экстремизм и терроризм и получил большое распространение, вовлекая в свои сети молодежь.
– Человеку, самой его природе, свойственно стремление к чистоте. Да, тем заблудшим, кто идет не по праведному пути, внушают, что в мире, есть разврат, порнография, процветает коррупция, молодежь забывает об истинных ценностях, цивилизация развивается не по тому пути, и эти «истинные исламисты или христиане» стремятся к лучшему. Они хотят чистоты, и прикрываясь, по их мнению, праведными помыслами, уничтожают ни в чем не повинных людей. В основе их идеологии создания справедливого общества, лежит стремление к чистоте, построению новой жизни. Но на самом деле, это стремление просто эксплуатируется, далеко не в мирных целях. А между тем, если бы они по-настоящему следовали своей вере, они бы никогда не шли убивать. По их мнению, и они уверенно так считают, убивая одних людей, для них не важно кого – они будут лучше жить. Но разве убийство человека, жестокость, когда вырезают сердца, рубят головы – это имеет какое-то отношение к вере? Абсолютно и категорически – нет. Если человек в чем-то сомневается, заблуждается – что в христианстве, что в исламе – нужно помочь выбраться ему из этих сомнений и заблуждений. И здесь нужна истинная сила убеждения. И чтобы всего этого не происходило, в нашем случае к примеру, нужно создавать воскресные школы для молодежи, в которых будут обучать, объяснять людям догмы, заповеди Христовы, чтобы потом это всё в семье культивировалось. Терпимость в христианстве означает терпимость к человеку-грешнику, которого ждет покаяние. Человек является носителем определенной культуры. Основой его жизнедеятельности служат жизненные смыслы и ценности. С моей точки зрения, они определяются религиозным воззрением человека. Толерантность в религиозных системах – это основной фактор укрепления общественных отношений. Ни в одной традиционной религии, ни в исламе, ни в христианстве, других – нет призывов к агрессии и нетерпимости. Еще раз повторюсь, как и все мировые религии, православие проповедует уважение к другим, призывает к дружбе и любви. Главным принципом отношения к другому человеку в христианстве является любовь. Христианство призывает любить не только своих друзей и родственников, но и своих врагов. В Евангелии от Матфея говорится: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...» (Матф. 5: 44). Представление о толерантности неотделимо от представлений о достоинствах, правах и свободе человека. Это прописано в декларации ЮНЕСКО в ст.1, п. 1.2. Согласно христианскому учению, природа человека не только сотворена Богом, но, в отличие от всех других живых существ, наделена Им свойствами по Его образу и подобию (Быт.1:26,27). Церковь ценит право каждого человека на жизнь, на образование, ценит гражданские, политические, социально-экономические права и прочее. При этом важно отметить, что достоинство, права и свободы человека христианство тесно связывает с нравственностью. Реализация их человеком должна содействовать благу, миру и процветанию человечества. Если права, свободы и достоинства противоречат закону Божьему, привносят раздоры, насилие и другие виды зла в общественную жизнь, то церковь не считает их подлинными в собственном смысле слова, – заключил протоиерей Игорь Выриков.