В преддверии одного из значимых и священных для мусульман праздника – Курбан-айта (курбан-байрам) в областной мечети состоялся брифинг для представителей СМИ с целью разъяснения его смысла и значения.
Имам областной мечети Тыныштык Мырзаев, поздравив участников брифинга с наступающим Курбан-айтом (Курбан-байрам, Ид аль-Адха) – праздником жертвоприношения ради Всевышнего, рассказал о его истории и дал необходимые разъяснения по поводу правил жертвоприношения, особенностей совершения этого мусульманского обряда в условиях большого города.
– Это самый большой мусульманский праздник. Он отмечается с 10-го по
13-е число месяца Зуль-Хиджжа мусульманского календаря. В этом году эти дни выпали на 15-17 октября, – отметил он.
Он пояснил, что Курбан-айт завершает собою обряд хаджа – паломничества к святыням Ислама. Паломники отправляются к долине Мина, где бросают камни в три столба, как символ побития дьявола. В каждый из столбов бросается по 7 камешков.
Что касается истории появления праздника, то имам рассказал следующее. Традиция жертвоприношения, как акта поклонения Единому Богу, своими корнями уходит в далекое прошлое. Священная история Ислама выделяет Пророка Ибрахима (библейского Авраама), который, как отмечают ученые-теологи, стал примером для будущих поколений верующих. А одно из значительных событий его жизни положило начало многовековой религиозной традиции – обряду жертвоприношения ради Единого Бога.
Согласно Корану, ангел Джабраил (архангел Гавриил) явился к пророку Ибрахиму (Аврааму) во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву единственного сына Исмаила. Он отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, так как послушался отца и Аллаха. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож притупился, и тогда ангел Джабраил спустил с небес пророку Ибрахиму в качестве замены барана. После чего пророк Ибрахим получил степень «Друг Аллаха».
– Так Пророк Ибрахим доказал свою любовь и верность Аллаху. Праздник Курбан-айт показывает милосердие, величие Аллаха и то, что люди должны исполнять повеления Аллаха, какими бы трудными они ни были, – добавил Тыныштык хаджи.
Курбан-айт – это день жертвоприношения Аллаху. Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, совершив перед этим ритуальное омовение – «ғұсыл», надев чистую, опрятную одежду.
Айт-намаз должен начаться через 50-55 минут после восхода солнца. В нашем регионе это время приходится на восемь сорок утра. За час до этого начнется проповедь, которая будет читаться до самого начала айт-намаза. Сам айт-намаз продлится около 15-20 минут. После чего, поздравив друг друга с наступлением праздника, мусульмане поспешат домой для совершения обряда жертвоприношения, – рассказал Тыныштык Мырзаев.
Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем принести в жертву барана, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки. В жертву можно принести четыре вида животных: овцу, козу, корову или верблюда.
– Можно принести в жертву годовалого барана или козу, быка или корову, достигших полных двух лет, верблюда, достигшего полных пяти лет. У жертвенных животных не должно быть изъянов, которые плохо влияют на качество мяса. Нельзя приносить в жертву хромых, слепых на один или на оба глаза, больных животных, а также тех, у которых сломано больше половины рога или отрезано больше половины уха, или у которых отсутствует большая часть зубов, отсутствует или повреждено вымя. Но допускаются те животные, у которых поломаны лишь кончики рогов, отсутствует меньшая часть зубов, – пояснил имам. – Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить малоимущим из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом.
Важно еще и то, что тот, кто принёс жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного – ни мяса, ни шкуры, но он может сам пользоваться шкурой и другими её частями.
В этот день у каждого мусульманина в доме должен быть накрыт праздничный дастархан, так как в этот день принято принимать гостей и ходить в гости. Близким друзьям и родственникам на Курбан-айт (Курбан-байрам) принято дарить подарки.
Тыныштык Мырзаев также рассказал о том, как следует совершать этот обряд в условиях города.
– Мы живем в мегаполисах, многоэтажных домах, где кроме мусульман живут представители других конфессий. Поэтому особенно важно не обидеть и не ранить сердца других, скажем, не совершать жертвоприношение во дворах, чтобы не ранить психику детей. При виде крови они могут испугаться. Во-вторых, это антисанитария, потому что для стекания крови нужно выкопать глубокую лунку, чего многие не делают. Поэтому задолго до наступления Курбан-айта я обратился с письмом к акиму города Актау Едилу Жанбыршину, в которм попросил организовать для меня встречу с представителями санэпидстанции и правоохранительных органов. Эта встреча состоялась, мы нашли полное взаимопонимание. По многочисленным просьбам горожан, в специально отведенных точках увеличены места для совершения обряда жертвоприношения, усилится контроль над чистотой и порядком в тех местах. Таких специальных точек, как знают многие горожане, три: в районе базы «Каспий», на скотном рынке и в селе Кызылтобе. И еще, что тоже немаловажно, мы добились снижения оплаты за услуги – пояснил имам.
Тыныштык Мырзаев в завершение брифинга кратко рассказал о тех позитивных сдвигах, которые происходят в сфере социального положения работников мечетей области. Наша газета писала о том, что буквально на днях шестерым имамам районных и городских мечетей были подарены автомобили. События, которые произошли в ряде городов Казахстана, где были замешаны представители радикальных групп, прикрывающихся религией мира и добра – исламом, заставляют задуматься. Миссия мечетей – это распространение истинного ислама, и потому важно укрепить их материально-техническое положение и кадровый состав. Автомобили, врученные имамам, это первый шаг в этом направлении. По словам Тыныштыка Мырзаева, начиная со следующего года 25 имамов области будут получать зарплату. Кроме этого будет рассмотрен вопрос обеспечения особо нуждающихся служителей мечетей жильем.
– Мы также добились через муфтият направления на работу в наши мечети выпускников теологических факультетов. Им выплатят единоразовые подъемные, обещаем хорошую зарплату, – прокомментировал Т. Мырзаев.
В завершение имам областной мечети Тыныштык хаджи поздравил всех мусульман, а также жителей области со священным праздником Курбан-айт и пожелал им всяческих благ.