В один из дней в 28 микрорайоне я увидела скопление мальчишек в возрасте от пяти и более лет, забрасывавших камнями что-то впереди себя. Почувствовав неладное, я ускорила шаги и подошла к ним. То, что я тогда увидела, ужаснуло меня до глубины души: на асфальте лежало бездыханное тело котенка, закиданное камнями, а под ним растекалась лужица крови. Загорелые маленькие бесенята в шортах с гиканьем бросились от меня врассыпную. Как добралась до дома – не помню, слезы застилали глаза. Несколько дней подряд перед глазами стояла эта ужасная картина. Мне очень хотелось тогда увидеть родителей этих детей и узнать, как же воспитываются эти дети? Прививают ли им дома уважение к людям, доброту и бережное отношение к братьям нашим меньшим? Какими они вырастут в будущем?
Мы, поколение детей военной поры, сполна познали голод и холод. Наверное, потому никогда не пройдем мы мимо голодного животного. Уверена, что и нынешние дети, подростки, правильно воспитанные родителями, не обидят животных почем зря. Хочу привести слова английского писателя-натуралиста Джеральда Даррелла Леалколле из его статьи, опубликованной в газете «Моя семья»: «Помните! У растений и животных нет депутатов, им некуда писать и жаловаться, за них некому заступиться кроме нас, людей, которые вместе с ними заселяют эту планету».
Мое детство проходило в тесном общении с домашними животными. Были у нас и кошки, и собаки, и коровы, кролики, ежи… Помню, в доме стоял большой самодельный аквариум с живыми рыбками. И не было случая, чтобы мы, дети, могли обидеть животных.
В Актау я живу с 1964 года. Тогда он назывался Гурьев-20, после был переименован в Шевченко. Тогда в городе не было кошек, собак, по крайней мере, бездомных. Через четыре года в нашей семье появился первый котенок – крохотный, беззащитный. Муж принес его за пазухой. Какая это была радость детишкам! Выходить из дома наш Рыжик рискнул спустя несколько месяцев. Улица, видимо, ему понравилась, и он стал часто уходить из дома. Жили мы тогда на первом этаже галерейного дома, что для нашего Рыжика было очень удобно. Через два года он превратился в огромного пушистого умника-красавца с глазами-топазами. К тому времени он весил 8 килограммов. Иногда пропадал по нескольку дней, возвращался худой, грязный, в « боевых» ранах. Мы его купали, лечили. Рыжик отсыпался, наедался, общался с детьми. Мужа побаивался, меня обожал, с детьми был снисходителен. Так он прожил с нами 8 лет. Потом нам дали 3-хкомантную квартиру в другом микрорайоне. И наш Рыжик загрустил, будто почувствовал расставание с родным микрорайоном. Конечно, мы забрали его с собой. Наш кот несколько дней безвылазно сидел на лоджии, ничего не ел. Я тогда была молодой и особенно не задумывалась над его трагедией, но, как оказалось, переезд для него действительно был трагедией. Пока мы обустраивались, не обратили внимания, что Рыжик исчез. Не возвратился он домой и на следующий день. Нашли его возле дома, откуда мы съехали. Но каждый раз наш кот проявлял верность прежнему месту, уходя каждый раз от нас. Потом я как-то прочитала, что коты привыкают сначала к людям, а потом к месту.
Сейчас я живу с дочкой. С нами живут две кошки – Пулька и Белка. Одной 11 лет, вторая на год старше. С тех пор, как мы подобрали их, худых и блохастых, и выходили их, они так и не вышли ни разу на улицу. Выходят только на лоджию, посидят и возвращаются в комнату: улица их не тянет. Видимо, до сих пор помнят несладкую, бездомную жизнь.
Подкармливаем мы и трех кошек, которые живут возле нашего дома. Рыжего кота мы назвали Рыжиком, черненькую красавицу– Багирой, а серенькую с одним глазом – Серкой. Видимо, один «добрый» человек так ее пнул, что у нее вылетел глаз. Подкармливают их и работницы офиса «Алма-TV», что расположен с торца нашего дома.
На протяжении многих лет выписываю и читаю газету «Моя семья». В №47 2012 года прочитала интересную статью, в которой рассказывается о неординарном подходе властей итальянского города Специя к бродячим котам, которых в городе было очень много. Конечно, недовольство горожан, которым по ночам не давало спать нескончаемое мяуканье кошек, понять можно. Но вместо того, чтобы оградить людей от вечного кошачьего «марта», городской совет принял совершенно противоположное решение. Власти Специи официально признали за котами неотъемлемое право жителей города. Кроме того животные получили право «существовать в соответствии и их собственными биологическими характеристиками». Теперь жителям города запрещается препятствовать свободной жизни котов или передвижению кошачьих колоний. Получили коты Специи право и на ветеринарное обследование и даже на социальные и культурные программы. Нашим же бедным котам остается только позавидовать своим итальянским собратьям.
В той же газете за № 17 в рубрике «Я и они» была опубликована не менее интересная статья о немецком приюте для котов в городе Одесса, который существует уже 7 лет. Организовали его немецкий посол в Одессе доктор Эберхард Хайкин и председатель немецкого союза защиты бездомных животных доктор Вольфган Анель. Это самый крупный приют, к котором на шести с половиной гектарах расположились 14 вольеров для собак. Есть и специализированный для мурок, четыре карантинных вольера для вновь поступающих питомцев. Имеется отделение и для хвостатых инвалидов. Здесь одновременно могут принять до 400 собак и 200 кошек. Это очень мало. Потому немецкий приют вынужден действовать не как учреждение для постоянного содержания животных, а как пункт их стерилизации, где собакам и кошкам, делают соответствующие операции, держат их здесь в течение семи дней, а затем возвращают в привычную для них среду обитания. Только так, за счет сокращения уровня рождаемости в наших условиях можно гуманным способом постепенно свести на нет количество беспризорных стай. Любящие животных люди возьмут на себя опеку за собаками и кошками, прошедшими стерилизацию. Немного корма, добрая рука, погладившая шерстку, миска воды в жаркий день – и вот уже жизнь этих бедолаг не будет такой «собачьей».
Вольфган Анель сказал, что любовь к животным должна быть заложена в генах человечества. Научить этой любви невозможно, если человек не живет в атмосфере любви, так же, как невозможно научить ребенка быть добрым, если он не живет в атмосфере добра.
А родителям хотелось бы посоветовать: чаще читайте детям книжки с рассказами о животных. Их можно приобрести в любом книжном магазине нашего города. Пусть наши дети растут гуманными.