Дорогая редакция, пишет вам постоянная читательница и подписчица, прошу Вас опубликовать мое письмо в газете, очень хочется на всю область рассказать о том, что нам пришлось пережить в конце отпуска. Это же письмо я отправляю в Атыраускую областную газету, чтобы и там знали, что может произойти с человеком, купившим билет на поезд Атырау – Мангышлак….
С тремя детьми и свекровью, то есть бабушкой своих деток, я купила этим летом билеты в Атырау и обратно. Отпуск пришелся на конец летних каникул, и я рассчитала время отдыха так, чтобы успеть подготовить двух старших детей к школе. Билеты были приобретены на поезд Атырау – Мангышлак № 313, вагон №4, на 08. 08. 2013 года – туда и на 16.08.2013 – обратно. В кассе 7 мкр (12 дом), было выкуплено полное купе, то есть два нижних и два верхних места, первые из которых должны были занять свекровь и я с маленьким ребенком, два верхних – старшие дети. Однако спустя пару дней нашей бабушке пришлось сдать свой обратный билет, так как в Атырау возникли неотложные дела, и она не могла бы поехать домой с нами.
Так вот, когда бабушка сдавала билет из Атырау в Актау, кассир посоветовала ей поменять билет внучки на свой, потому что девочке досталось место на верхнем ряду, а для десятилетнего ребенка это небезопасно. Обрадовавшись, бабушка сдала билет внучки, отдав ей свое бывшее место. При этом переоформления билета, как такового не было, так как фамилия у бабушки и внучки одна, а инициалы, по всей видимости, кассир сочла не столь важными, она лишь попросила доплатить полторы тысячи тенге. Женщина, разумеется, поинтересовалась у кассира, не возникнет ли проблем, ведь внучка маленькая, ее билет должен быть не полным, то есть детским, а после обмена он получился взрослым (полная стоимость), кассир заверила, что проблем не будет.
Следует пояснить, что при покупке билетов, а делалось это заблаговременно, мы столкнулись с тем, что все билеты на прямой рейс были распроданы, и обратные билеты нам пришлось взять на рейс через Кульсары.
До Атырау добрались нормально, а ровно через семь дней нам предстояло вернуться домой.
И вот позади отдых, мы на вокзале в Кульсарах, бабушка приехала нас проводить. Перед входом в поезд – проводница, проверяющая билеты и документы. Она заметила, что в билете другие инициалы, и возмущенно показывая пальцем на десятилетнюю девочку, громко заявила, что этот ребенок никуда не поедет! Мы в недоумении начали объяснять ситуацию, бабушка, на которую был изначально оформлен билет, стояла здесь же, мы ссылались на кассира, которая заверила, что все будет нормально…. Но проводница не хотела ничего слушать, вертела головой и кричала, что это не ее проблемы.
Я решила еще раз обратиться к ней по человечески, вежливо попросить понять нас, ведь мы не знаем, как лучше поступить в такой ситуации, может нужно оплатить штраф, или обратиться к начальнику поезда, и посмотрела на бейдж, чтобы узнать имя проводницы, но она быстро перевернула бейдж обратной стороной, так что ни имени, ни фамилии прочесть я не смогла.
Удивленная, я спросила, как к ней обращаться, как ее зовут? Она же в грубой форме еще раз ткнула в ребенка пальцем и несколько раз прокричала, что именно эта девочка никуда не поедет, а потом быстро поднялась в вагон. К ней подошел мужчина (по-видимому, тоже проводник), который тоже не обратил абсолютно никакого внимания на бедных женщин, и рыдающих детей. Они закрыли дверь перед нашим носом. Двери в других вагонах были еще открыты, проводники стояли на улице…
Поезд на этой станции стоит всего 10 минут, мы судорожно соображали, что делать: даже если оставить ребенка без доверенности на бабушку, она не сможет потом ее привезти, и все же решили поступить так, а доверенность потом передать с кем-нибудь из знакомых. Но тут начали закрываться двери других вагонов…
Мы в отчаянии стучались ладошками в дверь вагона, проводница равнодушно смотрела мне в лицо. Поезд тронулся… Две женщины и трое рыдающих детей еще какое-то время бежали за отъезжавшим поездом. У нас на руках были билеты!..
Примечание редакции: эта история похожа на сюжет отвратительного фильма про безразличие, бесчеловечность и убивающее равнодушие. Думается для ответственных лиц должно стать долгом чести выяснить, кто была эта проводница и на каком основании она оставила на перроне мать с тремя детьми, и билетами на руках.
В бытовом разговоре, кто-то озвучит версию, что сейчас конец лета, билетов не хватает и проводники, дескать, на этом делают деньги! Возможно. Но свидетельствует этот случай совершенно о другом: если рядовая проводница самым откровенным и хамским образом позволяет себе нарушать чужие конституционные права, значит в обществе действительно что-то не так. Такое поведение на рабочем месте свидетельствует о полном отсутствии страха за свои действия, а чтобы его потерять, нужно поднатореть в практике. Видимо подобное происходит так часто, что проводницу уже просто не впечатляют человеческие страдания. Ее не смутило, что на руках у людей официально приобретенные билеты, ни дети, а главное, у нее поразительное хладнокровие, она спокойно довела все до конца. Бесконтрольность и попустительство здесь укоренились давно и масштабно. А в основе любого рецидива, как известно, лежит безнаказанность.