«Я призываю нашу молодежь активно осваивать рабочие специальности.
Надо осваивать рабочие профессии. В свое время я тоже начинал с рабочей спецовки, стоял у горнила доменной печи.
Берите пример! Пройдут годы, но этот жизненный опыт обязательно вам пригодится, какую бы судьбу вы не изберете».
(Из Послания Президента страны народу Казахстана)
Модернизация профессионального образования является одним из ключевых направлений современной образовательной политики нашего государства. Это не случайно, ибо именно система профессионального образования в регионе ответственна за формирование его кадрового потенциала, качество которого во многом определяет развитие региона и страны в целом. Однако наша система профессионального образования пока еще не обеспечивает требуемого качества подготовки рабочих кадров и специалистов. Проблема дефицита нужного количества квалифицированных рабочих рук и специалистов. Пути взаимодействия бизнеса и организаций профессионального
образования региона рассматривались на встрече, собрав за одним столом руководство области, экспертов региональной палаты предпринимателей «Атамекен» и руководителей профессиональных технических учреждений области.
Главная цель встречи – решить вопросы трудоустройства молодежи, создать условия для обучения их рабочим профессиям, а также усилить работу между бизнесом, властью и образовательной сферой.
Интеграция образования и производства, будучи ориентирована на достижение конкретного результата, имеет в своей основе ярко выраженную региональную специфику. В отрыве от конкретных социально-экономических условий отдельного региона невозможно точно выстроить глубинные взаимосвязи между рынками труда и образовательных услуг, определить проблемные и перспективные моменты, разработать прикладные управленческие решения в этой сфере. В целях приближения структуры подготовки кадров к реальным запросам рынка труда в регионах реализуются различные модели. К примеру, в Мангистауской области разработана и успешно реализуется программа «Жана серпин». Кроме того, активно внедряются госпрограммы «Занятость-2020», «С дипломом в село» и другие.
На сегодня в Мангистауской области функционируют 26 профессиональных технических учебных заведений, из них 15 государственных и 11 негосударственных. Из них около 20 % находятся в сельской местности.
Как отметила заместитель акима Мангистауской области Шолпан Ильмуханбетова, главной проблемой на сегодня остается отсутствие тесного взаимодействия между учебными учреждениями и местными предприятиями. В частности, было упомянуто и о предприятиях, которые расположены на территории специальной экономической зоны «Морпорт Актау» и о необходимости запрашивать, более того, обучать новым рабочим специальностям, необходимым определенному предприятию.
– К примеру, в наш регион, где созданы благоприятные условия для развития бизнеса, приходит инвестор, заинтересованный в создании здесь своего предприятия. Конечно, ему потребуются определенные рабочие кадры, которые, понятно, нужно, прежде всего, найти среди местного населения. В этой связи каждое профтехучреждение должно вплотную работать со специалистами, изучать потребность в трудовых ресурсах, запрашивать предприятия, в том числе и те, которые планирует разместить свое производство на территории СЭЗ «Морпорт Актау». Вы инвесторов должны знать в лицо. Уверена, что ни один из вас не был на территории СЭЗ и не знает, какие там работают производства, а какие в перспективе появятся, – отметила Шолпан Лазаревна.
Как отметила руководитель отдела технического и профессионального образования областного управления образования Альмара Сулименова, до сих пор не определились с трудоустройством 936 человек, из них по госзаказу – 591 человек, что составляет 23%. Общее трудоустройство и занятость выпускников ТиПо составляет 78%, из них по госзаказу – 76 %.
– В 2017 году в Мангистау стартует проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». У молодых мангистаусцев появится возможность получить бесплатное техническое и профессиональное образование по рабочим квалификациям. Выпускники 9 и 11 классов, не имеющие рабочей специальности, смогут обрести ее бесплатно на базе колледжей. Кроме того, участник данного проекта – студенты колледжей области – будут обеспечены общежитием, спецодеждой для прохождения производственной практики на базах, в мастерских и лабораториях учебных заведений, бесплатным горячим питанием. Данный проект направлен на социальную защиту малоимущих слоев населения и создание условий для освоения рабочих профессий. Уверена, что количество обучающихся по рабочим специальностям постоянно будет увеличиваться. Подготовительную работу мы уже проводим. К примеру, Каракиянский профессиональный колледж ввел новую специальность «Судостроение и техническое обслуживание судовых машин» с двумя квалификациями: слесарь-судоремонтник и трубогибщик. При формировании государственного заказа на 2016-2017 учебный год уже увеличен заказ на подготовку рабочих специальностей: если в 2015 году госзаказ ограничивался 270 учащимися, то сейчас он предусматривает обучение 1 320 человек. В новом учебном году в колледжах области за счет средств местного бюджета обучаются 3 660 выпускников 9 и 11 классов, – отметила Альмара Сулименова.
В ходе встречи не остался без внимания и вопрос материально-технического оснащения профессионально-технических колледжей. А также необходимости внедрения новейшей системы обучения.
Как отметил заместитель директора по производственной практике политехнического колледжа Насуха Байпаков, в настоящее время создан и активно работает индустриальный совет. В него вошли 30 членов, в том числе и уважаемый гость – Мартин Гибсон, который также подключился к работе, представители областного управления образования и региональной палаты предпринимателей.
– Наша программа устарела, нам нужны ежегодно новые технологии, так как необходимо ориентироваться на изменения в социально-экономической жизни в реальном времени. Каждый год нужно внедрять обновленную программу обучения. Нужен пилотный проект. Эта проблема не только в наших колледжах, но и во всем Казахстане. Поэтому мы создали этот совет для модернизации системы профессионально-технического образования, – сказал Насуха Байпаков.
В ходе заседания была отмечена важность участия в этой работе региональной палаты предпринимателей «Атамекен», на базе которой должна создаваться площадка для планомерного сотрудничества между учреждениями технического и профессионального обучения области и непосредственно крупными предприятиями региона, в целях трудоустройства выпускников профессионально-технических колледжей.
И действительно, предприятие должно быть заинтересовано в том, чтобы работник обладал определенными знаниями и навыками (иногда специфическими). И в существующих сегодня условиях работодатель должен вносить вклад в обучение специалиста. Профессиональная ориентация обучающихся и инвестиции в образование будут эффективными, если удастся организовать целенаправленную, систематическую работу по повышению популярности и социального статуса различных профессий в обществе, в том числе среди обучающейся молодежи. Таким образом, будет формироваться мотивация к профессиональной деятельности, психологическая готовность к работе в условиях рыночных отношений, к конкуренции.
Участник встречи сошлись во мнении, что обучающиеся должны владеть информацией о различных специальностях. Этому могут способствовать ранняя практика для школьников, встречи с успешными производственниками, стажировка студентов.
Что касается решения конкретных профессиональных задач, то здесь необходимо использовать возможности дополнительного образования, переподготовки и т.п. В сложных условиях экономического развития следует настраивать выпускников образовательных учреждений на активную жизненную позицию, создавать мотив для их здоровых амбиций, стимулировать желание работать в малом и среднем бизнесе.
– Только система, основанная на взаимной (в первую очередь экономической) выгоде, может быть по-настоящему продуктивной. В первую очередь необходимо развивать систему образования и подготовки кадров для бизнеса по принципу «от школы к производству». Считаю, что взаимодействие всех заинтересованных структур, включая образовательные учреждения общего, дополнительного и профессионального образования, а также частные предприятия, должно быть направлено на: повышение престижа инженерно-технических специальностей и популяризацию предметов естественно-научного цикла с соответствующей профессиональной ориентацией школьников и молодёжи, – сказала начальник отдела человеческого капитала РПП «Атамекен» Гульжан Шаймерденова.
В завершение круглого стола, участникам были поставлены важные задачи, от разрешения которых зависит полноценное трудоустройство молодежи, привлечение ее к обучению профессиональным техническим специальностям. Именно от рабочей молодежи зависит будущее благосостояние экономики страны. А внедрение дуальной системы образования, на примере других стран, способствует высоким результатам в сфере индустриального развития.
Новый путь развития Казахстана связан с развитием экономики знаний, эффективным использованием интеллектуальных ресурсов, формированием инновационной среды. Профессиональная ориентация молодежи на основе тесного взаимодействия системы образования с бизнесом призвана помочь учащимся обоснованно, осознанно выбрать профессию, реализовать профессиональные планы. Это, в свою очередь, обеспечит необходимый баланс на рынке труда. Следует также признать, что повышение престижа рабочих профессий позволит молодежи реализовать себя в общественно полезной и актуальной сфере, стать в ней лучшими. Таким образом, возможно разрешение проблемы нехватки рабочих кадров в стране. Все это требует новых подходов к подготовке необходимых специалистов, установления прямых результативных коммуникаций между образованием и бизнесом.