В новом учебном году 360 тысяч казахстанских детей впервые сели за парты. Поступление в школу в корне меняет жизнь ребенка. Как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям? Что необходимо для того, чтобы первые шаги, сделанные малышом в школьный мир, стали для него самого и его семьи радостным и приятным событием? Об этом и шла речь на состоявшейся Единой республиканской родительской конференции «Казахстанские родители XXI века».
Десятого сентября, в преддверии Дня семьи – праздника, учрежденного Указом Президента Республики Казахстан, институт семейного воспитания провел Единую республиканскую конференцию для родителей первоклассников на тему «Стань примером для своего ребенка» одновременно во всех общеобразовательных школах нашей страны.
В Мангистауской области родительские собрания прошли на 126 площадках, в том числе и в средней школе №9 города Актау. Как отметила директор школы Акбиби Шаграева, в конференции принимают участие родители первоклассников средних школ №№ 9 и 5 города Актау, подчеркнув, что в этом году в шесть первых классов СШ №9 поступило 137 первоклашек.
В конференции приняли участие помимо родителей представитель института семейного воспитания Екатерина Назаренко, руководитель Актауского городского филиала партии «Нұр Отан» Андрей Могилин, заместитель директора по воспитательной работе центра учебно-методического и дополнительного образования Жиде Жеткизген.
В начале родительской конференции Жиде Жеткизген зачитала ее участникам приветственное письмо Министра образования и науки Республики Казахстан Ерлана Сагадиева, в котором были подчеркнуты главная цель и основные задачи конференции, проходящей в национальном масштабе.
«Для казахстанских первоклассников начинается новый этап жизни – обучение в школе. От того насколько качественным оно будет, по сути, зависит будущее нашего общества. Уже к 2028 году сегодняшние первоклассники войдут во взрослую жизнь и начнут трудиться во благо Казахстана. Задача сегодняшней родительской конференции – создать прочный фундамент сотрудничества семьи и школы. Не случайно Министерство образования и науки Республики Казахстан поддержало инициативу института семейного воспитания о проведении республиканской родительской конференции. Своевременно обеспечить детей психологической поддержкой в определенных ситуациях, оказать профессиональную помощь можно только при тесном взаимодействии семьи и школы», – говорится в приветственном письме.
*****
В ходе конференции речь шла о том, что составляет основу успешной адаптации ребенка к школе, как помочь первоклассникам адаптироваться к новым условиям. Необходимо отметить, что разработанный институтом семейного воспитания сценарий проведения конференции, включающий в себя психолого-педагогическую помощь родителям, психологические упражнения, тесты, видеоролики, ролевые игры, вызвал огромный интерес у родительской аудитории, особенно у той ее части, дети которой впервые сели за парту.
Как отметила Екатерина Назаренко, институт семейного воспитания разработал программу конференции и наполнил ее не только полезной информацией для родителей, но и материалами, которые создают позитивный эмоциональный настрой, вызывают теплые чувства, напоминающие о том, что связывает родителей и детей, чтобы каждый из присутствующих вспомнил – для того, чтобы воспитать хороших детей надо сделать их счастливыми.
– Институт семейного воспитания уверен, что в каждом родителе достаточно сил, энергии, мудрости, чтобы стать надежной опорой для своих детей, – подчеркнула Екатерина Григорьевна.
Как было отмечено в ходе конференции, в семьях, где царит атмосфера равнодушия к интересам ребенка, где родители избегают активного ответственного участия в воспитании ребенка, дети испытывают трудности в процессе обучения, в общении с учителями и сверстниками. Протест ребенка, пребывающего под прессом родительского равнодушия, агрессии и тирании, перерастает из ожесточения в злобу. В подростковом возрасте это приводит к различным формам девиантного поведения (курение, алкоголь, интернет-зависимость).
– А если ребенок растет в атмосфере любви, уважения и взаимопонимания, то у него формируется адекватная самооценка, он уверен в себе, у него есть желание хорошо учиться, он умеет дружить со своими одноклассниками, уважительно относится к учителям. Соответственно, когда он подрастает, то у него появляется желание профессиональной и личностной реализации,–пояснила представитель института семейного воспитания.
Поэтому в сложных современных условиях семье требуется систематическая квалифицированная помощь со стороны школы. Педагогическая некомпетентность родителей может запустить процессы, которые, к сожалению, могут стать необратимыми. Именно поэтому повышение педагогической культуры родителей – задача каждой отдельной семьи и всего общества в целом.
Продемонстрированные во время конференции видеоролик «Моя семья», видеоролик о взаимоотношениях папы и дочери напомнили родителям непреложную истину о том, что именно семья, семейные ценности связывают между собой разные поколения, формируя мировоззрение маленького человечка.
*****
А советы, полученные родителями от психолога СШ №9 Миры Кенжебаевой, которая прошла в институте семейного воспитания курсы повышения квалификации педагогов и школьных психологов в области семейного воспитания, думается, были полезными и своевременными для всех. Ведь ни для кого не секрет, что отправляя своего малыша в первый класс, мы сразу же ждем от него оглушительных успехов, хотим быть счастливыми родителями и радоваться достижениям своего ребенка в школе, забывая о том, что первый класс для вчерашнего малыша, детство которого закончилось в одночасье, – время глубоких перемен.
– С поступлением в школу адаптационный период в жизни переживает каждый ребенок. К примеру, в первое время состояние ребенка может измениться: он может стать беспокойным, тревожным, гиперактивным, или наоборот гиперпассивным, может нарушиться общее физическое состояние. Но через некоторое время все нормализуется. Начальное обучение – стартовая площадка, от которой зависит, кем и каким станет ваш ребенок. Родители должны быть готовы к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев и ребенку будет необходима помощь самых близких ему людей – родителей. Поэтому взрослым нужно всеми силами поддержать своего ребенка, – подчеркнула Мира Орынбасаровна.
Почему у ребенка возникают трудности, когда он приходит в первый класс? Дело в том, что, во-первых, в школе ребенку выдвигаются новые требования: внимательно слушать, не отвлекаться, подчиняться установленным правилам и порядкам. Во-вторых, дома он должен соблюдать режим дня, выполнять определенные поручения по самообслуживанию. В-третьих, ребенок входит в новые отношения со своими сверстниками-одноклассниками. Он начинает волноваться, сможет ли он учиться как все, примут ли его ребята. И все это ребенок в один момент должен пропустить через себя.
– При всех изменениях, произошедших в жизни ребенка, родителям не стоит забывать, что первоклассники остаются очень эмоциональными, обладают повышенной возбудимостью, быстро утомляются, их внимание неустойчиво, а поведение зависит от внешней ситуации. Дети пока еще не умеют работать с коллективом, новые условия и обстановка в школе не на всех действуют одинаково, поэтому возникает психологическое напряжение, выражающиеся в нарушении сна, потере аппетита, ухудшении работоспособности, и как следствие – потеря интереса к обучению. Если мы учтем все это, то наши дети спокойно преодолеют период адаптации, – пояснила школьный психолог и раскрыла три важнейших компонента родительской стратегии, так называемый закон трех «А»: адаптация, авторитет, активность. Закон адаптации предусматривает оказание ребенку со стороны родителей моральной и эмоциональной поддержки в непривычной обстановке. Второй закон направлен на укрепление авторитета родителей и формирование авторитета учителей и школы. Третий закон – закон активности предусматривает необходимость установления тесного контакта родителей с педагогом, согласования с ним требований, чтобы ребенок не пострадал от разногласий.
*****
Советы, озвученные школьным психологом, думаю, станут памяткой для каждого родителя.
Совет первый: внимательно выслушайте ребенка, как прошел его день в школе. Помните, что то, что вы считаете незначительным, для вашего ребенка может быть очень важно.
Совет второй: поддержите в ребенке его стремление стать школьником, развивайте и поощряйте его желание учиться. Выражайте искреннюю заинтересованность его делами, отмечайте его успехи и не скупитесь на похвалу.
Совет третий: помогите малышу войти в новый режим жизни. Составьте вместе с ним режим дня и контролируйте его исполнение. Соблюдение режима дня, включающее в себя обязательный сон не менее 9-10 часов в сутки, – лучшее лекарство от перевозбудимости и раздражительности детей.
– Работоспособность человека неодинакова на протяжении всего дня. Исследования специалистов установили два периода максимальной активности – с 8 до 11 часов и с 16 до 17 часов, а затем идет интенсивный спад. Поэтому переносить выполнение домашнего задания на вечернее время малопродуктивно. Помните, что ваш ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети впервые сталкиваются с необходимостью вставать рано утром. На протяжении 3-4 часов дети активно учатся. Такая нагрузка в 6-7 лет равна напряженному рабочему дню взрослого человека, – проинформировала Мира Кенжебаева.
Совет четвертый: помните, что для ребенка что-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. И этим его нельзя ни в коем случае попрекать, так как упреки понижают его самооценку. Ваш ребенок пришел в школу учиться, а когда человек учится, ему свойственно ошибаться, у него не все сразу может получаться. И это естественно. Сохраняйте спокойствие. Видя родителей спокойными и уверенными, малыш почувствует, что школы бояться не следует.
Совет пятый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками, хвалите его за общительность, поговорите с ним о правилах общения, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Уверенный в себе, общительный малыш легко адаптируется в любой ситуации.
Совет шестой: умейте быть мудрым по отношению к школьным успехам своего ребенка. Не превращайте своего малыша в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны, но ведь они – не вся жизнь вашего ребенка. Школьная отметка – показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Она ни в коем случае не характеризует личность вашего ребенка. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими. Почаще хвалите его и помните, что никакое количество пятерок не может быть важнее счастья вашего ребенка. Не относитесь к первым неудачам ребенка, как к краху всех ваших надежд. Помните, ребенку нужна ваша поддержка и любовь.
Совет седьмой: старайтесь не перегружать ребенка дополнительными занятиями в первом полугодии первого класса. Не пытайтесь объять необъятное, записывая ребенка на фигурное катание, в музыкальную школу, бассейн и т.д.. Ребенок в данной ситуации сам себе не хозяин, за него решают другие зачастую без учета его интересов и желаний. Поэтому ребенок начинает тихо ненавидеть все то, чем ему приходится заниматься по указке взрослых и рвется на улицу, чтобы стать свободным там, где его никто не контролирует.
Как отметила после конференции одна из мам – Марьям Алиева, ребенок которой в этом году пошел в первый класс, и сейчас с удовольствием ходит в школу, совершая каждый день для себя новое открытие, главное – чтобы интерес ребенка к процессу обучения не пропал, тогда у него все будет получаться.
– Соблюдение простых правил, изложенных на родительской конференции, поможет детям сделать первые уверенные шаги в новую неизведанную страну знаний, а царящая между школой и родителями атмосфера доверия, уважения, тесной взаимосвязи и заинтересованности в успешной адаптации первоклассников в школе позволит направить имеющийся в каждом ребенке огромный интеллектуальный потенциал в нужное русло, а самое, главное – сохранить интерес детей к обучению. Поэтому такие конференции, как эта, в ходе которой мы много нового узнали для себя, просто необходимы для родителей первоклассников, – поделилась впечатлениями Марьям Алиева.
Напомним, что институт семейного воспитания проводит конференции в национальном масштабе в пятый раз. 16 мая 2015 года одновременно в 1750 общеобразовательных школах Республики Казахстан институт семейного воспитания провел республиканскую конференцию «Психологическая помощь родителям выпускников при подготовке к сдаче ЕНТ».
Участниками конференции, состоявшейся 10 сентября этого года, стали 357 тысяч родителей, дети которых впервые переступили порог школы.