Августовское совещание работников сферы образования, проходившее под девизом «Білімді ел – мәнгі ел», стало стартовой площадкой для новых свершений педагогов Мангистауской области.
Через несколько дней прозвенит первый в новом учебном году школьный звонок, и сотни тысяч казахстанских учащихся вновь сядут за парты. Ни для кого не секрет, что в прошлом учебном году систему школьного образования буквально штормило с приходом нового министра образования. Заявленные реформы в сфере образования, включающие в себя переход к трехъязычию, 12-летней модели образования, новой методике преподавания казахского языка в школах с русским языком обучения, изменение формата ЕНТ, переход на пятидневную учебную неделю с возможным сокращением летних каникул, требования к обязательной школьной форме, вызвали общественный резонанс, так как новшества в системе образования затрагивают каждую семью, в которой подрастают дети. К тому же сфера образования, являющаяся в любом государстве фундаментальной составляющей будущего нации, всегда привлекала и привлекает к себе пристальное внимание общественности.
О наболевшем и актуальном
На августовском совещании учителей были даны подробные разъяснения по всем этим вопросам, а также подведены итоги прошлого учебного года и поставлены задачи на предстоящий учебный год.
Выступившая в ходе совещания заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан Зейнеп Максутова отметила, что с 1 сентября этого года казахстанские школы переходят на обновленное содержание среднего образования, которое намечено Главой государства в Плане нации «100 конкретных шагов» и в государственной программе образования на 2016-2019 гг.
– С внедрением обновленного содержания будет осуществляться переход на пятидневную учебную неделю. При этом не будут сокращаться летние каникулы. Педагогам и учащимся будут предоставлены 34 выходных дня для самостоятельной работы, –пояснила Зейнеп Максутова. – В летний период более 54 тысяч учителей начальных классов прошли курсы повышения квалификации по обновленному содержанию. В соответствии с обновленным содержанием учебники для первых классов уже доставлены в регионы. Таким образом, с первого сентября 2016 года первоклассники будут обучаться по единому базовому учебнику, что даст возможность выровнять уровень образования во всех школах страны, как сельских, так и городских. Права на издание единого базового учебника принадлежат только государству. Обеспеченность Мангистауской области учебниками составляет сто процентов, – сообщила она.
Как было подчеркнуто в ходе августовского совещания, на 12-летнюю модель образования, включающую в себя предшкольную подготовку (нулевой класс) и 11 классов средней общеобразовательной школы, мы переходим с 2019 года.
В преддверии учебного года наиболее актуальным для родителей является вопрос о школьной форме. Сам министр образования Ерлан Сагадиев в ходе республиканского августовского совещания призвал директоров школ не создавать ажиотаж вокруг школьной формы.
Как отметила Зейнеп Максутова, согласно приказу №26 от 14.01.2016 г. МОН РК «Об утверждении требований к обязательной школьной форме» каждая общеобразовательная школа утверждает с согласия родителей дизайн и расцветку формы для учащихся. Основное требование – в новой школьной форме не должно быть больше трех цветов.
– Родители и педагоги сами определяют, какой должна быть школьная форма. МОН РК лишь утвердило требования к обязательной единой форме. Обязанность родителей – обеспечить ребенка школьной формой, которая должна сооответствовать по цвету, фасону школьной форме, утвержденной в данном учебном заведении. При этом директор школы не имеет права обязывать родителей приобретать школьную форму у конкретных производителей, – подчеркнула представитель министерства образования.
Одним из наболевших и актуальных вопросов являются бумажные отчеты. По словам заместителя директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК, анализ министерства показал, что количество запросов государственных органов, а также обращений физических лиц иногда доходит до 9 тысяч документов в год.
– При этом налицо избыточность отчетов, дублирование данных, частый запрос свежих данных. К тому же на сегодняшний день сложилась такая ситуация, когда все госорганы имеют право выходить с запросами напрямую в школу, что, в свою очередь, отвлекает педагогический коллектив школы от основной работы. Поэтому МОН разрабатывает национальную образовательную базу данных (НОБД) как единую базу данных для всех госорганов и акиматов. В НОБД дополнительно вносятся 12 новых показателей для формирования данных по запросу других госорганов, а также вводится требование по обновлению НОБД два раза в год – в октябре и марте, а внедрение с 2017 года электронного дневника «Күнделік» позволит в течение трех лет поэтапно отказаться от традиционной бумажной документации и уйти от заполнения академической отчетности в школах, – пояснила Зейнеп Максутова.
Когда новшества эффективны
В выступлениях заместителя директора департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан Зейнеп Максутовой, акима Мангистауской области Алика Айдарбаева, руководителя областного управления образования Зейнеп Тастемировой, учителя начальных классов школы-лицея им.М.Горького Натальи Некрасовой красной нитью проходила тема перехода на обновленное содержание среднего образования.
Как подчеркнул аким Мангистауской области Алик Айдарбаев, внедрение с нового учебного года программы обновленного содержания среднего образования позволит не только перейти поэтапно на пятидневную учебную неделю, но и сократить количество школьных предметов с 19 до 14.
– Переход к новому типу содержания школьного образования должен быть основан на функциональной грамотности. И если классическое образование направлено на знание и понимание, то обновленное – еще и на применение, анализ, синтез и умение оценивать, – подчеркнул аким области.
Учитель начальных классов школы-лицея им. М.Горького (Тупкараганский район) Наталья Некрасова заверила главу областной администрации и всех участников совещания в том, что мангистауские школы готовы начать обучение по обновленному содержанию.
Напомним, что в прошлом учебном году 30 пилотных школ в республике открыли свои двери для первоклассников в целях апробации программы по обновленному содержанию образования. В рамках этого эксперимента школа-лицей им.М.Горького приняла в четыре первых класса 98 учащихся, с которыми работали 12 учителей. Целый год каждый класс учился по учебникам с обновленным содержанием. Предметы в школе остались прежними, добавился лишь новый предмет – естествознание.
– Особенностью обновленной учебной программы является то, что она направлена на развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации соответственно возрастным возможностям как основы для эффективной организации индивидуальной и командной работы. Для того, чтобы педагогический процесс был более эффективным, при работе с детьми нами уделялось большое внимание проведению наблюдений и экспериментов, что придало обучению творческий и исследовательский характер. Нам важно было научить учащихся собирать материал, фиксировать его и самое сложное – обобщать полученные данные. На этом этапе маленькие дети учились рассуждать и делать выводы, – рассказала Наталья Павловна. – В течение всего учебного года наши дети познавали мир, делали открытия, удивлялись, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. По мнению педагогов, работавших в первых классах, новая программа доступна и удобна, цели обучения оптимальны и измеримы, учебные планы четко выстроены, взаимосвязаны и последовательны, – подчеркнула Наталья Некрасова.
Еще одно новшество предстоящего учебного года – введение нового элективного курса «Робототехника». МОН РК уделяет большое внимание этому важному элементу общеобразовательной программы, так как робототехника активно входит в жизнь каждого школьника. В Казахстане создана Национальная детская лига робототехники, проводятся районные, городские, областные соревнования. Лучшие 300 команд примут участие в финальных соревнованиях, которые пройдут в рамках EXPO-2017. О том, как развивается робототехника в школах Мунайлинского района, какие полезные навыки может дать этот предмет учащимся, рассказал учитель СШ №3 Мунайлинского района Нурлыбек Испулов.
В приоритете – сотрудничество и взаимодействие
Одним из ключевых вопросов, обсуждавшихся в ходе августовской конференции, был вопрос развития и дальнейшего совершенствования дуального обучения в сфере технического и профессионального образования.
Глава государства в своем Послании народу Казахстана заявил, что с 2017 года в республике стартует проект «Бесплатное техническое образование для всех».
– По поручению Главы государства программа по предоставлению бесплатной специальности уже подготовлена. В этом году мы принимаем все нормативные документы. В следующем году она будет запущена. В этом году по обновленным программам запланировано обучение более двух тысяч преподавателей колледжей и внедрение обновленных программ в 807 колледжах страны. За четыре года мы должны полностью обновить содержание учебных программ в колледжах, – подчеркнула заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан Зейнеп Максутова.
Напомним, что в колледжах республики идет процесс поэтапного внедрения подготовки кадров в рамках дуального обучения. В нашей области обучение по дуальной системе ведется в 17-ти колледжах страны по 22 специальностям. Заключены трехсторонние договора с 51 предприятием-партнером, в числе которых и завод «Каспий битум».
Генеральный директор ТОО «СП «Каспий битум» Чжао Цзинчжун уверен, что успешное развитие экономики любой страны неразрывно связано с успехами системы образования.
– Это две стороны одного процесса. Решение задачи создания человеческого капитала с целью обеспечения трудовыми ресурсами различных отраслей экономики страны является гарантией конкурентоспособности государства в мировом экономическом пространстве. Это серьезная и трудная задача, но при объединении усилий заинтересованных сторон сегодняшнего диалога она может и должна быть решена, – выразил свою точку зрения Чжао Цзинчжун и рассказал, какую работу проводит предприятие под его руководством в данном направлении.
Между ТОО «СП «Каспий битум» и Мангистауским политехническим колледжем заключен меморандум о сотрудничестве для прохождения производственной практики студентов, обучающихся по техническим специальностям. В рамках меморандума ежегодно 20-30 студентов политехнического колледжа проходят практику.
– Наш социальный партнер – Мангистауский политехнический колледж – включен в число ведущих десяти колледжей страны. Колледж привлекает наших специалистов для консультаций по дипломным проектам выпускников, к работе государственной экзаменационной комиссии. Тем самым мы участвуем в оценке подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования. Преподаватели политехнического колледжа получили возможность пройти стажировку на базе ТОО «СП «Каспий битум» по применению новых технологий на производстве и приобретению навыков по применению новых инструментов и оборудования. В 2016 году 22 выпускника Мангистауского политехнического колледжа приняты на постоянную работу. Мы также готовы сотрудничать с другими учебными заведениями региона, – отметил генеральный директор ТОО «СП «Каспий Битум» Чжао Цзинчжун.
Аким Мангистауской области Алик Айдарбаев также дал положительную оценку инициативе депутатов областного маслихата, которые взяли своего рода шефство над колледжами региона.
Акцент – на развитие ГЧП
Участники совещания не обошли стороной вопрос дошкольного воспитания и обучения. На сегодняшний день 32556 мангистауских детей посещают 245 дошкольных учреждений, 169 из которых – государственные, 76 – частные.
– Планируется до конца года обеспечить 81,1% детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением. Возвращены для использования по назначению четыре здания детских садов в 6,13, 14, 27 микрорайонах. Во всех районах и городах практикуется открытие групп с неполным пребыванием детей, предшкольной подготовки, функционирование частных детских садов. Но, несмотря на увеличение сети дошкольных организаций, остается острой проблема нехватки мест в детских садах городов Актау, Жанаозен и Мунайлинского района, – сообщила руководитель областного управления образования Зейнеп Тастемирова.
Аким области Алик Айдарбаев в связи с этим дал поручение акимам районов и городов усилить работу по развитию государственно-частного партнерства (ГЧП), а управлению образования – провести работу по повышению квалификации воспитателей детских садов независимо от формы собственности, а также рассмотреть вопрос о целесообразности открытия на базе КГУТИ им. Ш. Есенова факультета дошкольного образования.
С предложением об открытии дошкольного факультета к ректору КГУТИ им. Ш.Есенова на августовском совещании обратилась директор частного детского сада «Жанель» Элеонора Усембаева.
Настрой на дела
Глава региона в ходе августовского совещания дал конкретные поручения акимам районам, городов и руководству областного управления образования в целях обеспечения безопасности детей держать под контролем вопрос организованного подвоза учащихся в школу, а также обеспечения всех школ области высокоскоростным широкополосным Интернетом.
Как отметили участники совещания, задач в новом учебном году много, но поставленные стратегические цели по внедрению обновления содержания образования и обеспечения условий для получения учащимися качественного образования достижимы при слаженности действий педагогических коллективов, родительской общественности и местных исполнительных органов.
Необходимо отметить, что августовское совещание работников системы образования Мангистауской области, длившееся почти три часа, включая приятную церемонию награждения лучших учителей региона, прошло очень интересно и на одном дыхании. А это, скорее всего, является гарантией того, что выработанные в ходе совещания инициативы будут способствовать качественному развитию системы образования.