Филиалом АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Мангистауской области с 29 февраля до 26 марта 2016 года в рамках обновления повышения уровня среднего образования Республики Казахстан были организованы курсы для учителей русского языка и литературы школ с казахским языком обучения.
На курсах педагоги знакомились с новыми направлениями в сфере образования РК, с основными принципами групповой работы, изучили навыки эффективного обучения. В рамках программы преподаватели учились составлять план урока с учетом обновленных идей краткосрочного планирования, а также разрабатывали задания на развитие критического мышления, необходимого для цивилизационного сообщества. Идея критического мышления является актуальной для развития преподавания и обучения в Казахстане. Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учѐбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать.
Тренером на курсах была Кымбат Асанова. Она с удовольствием делилась со слушателями своими знаниями и помогала в освоении современных педагогических подходов к обучению, развитию речевой активности, знаний культурных норм и ограничений в общении и этикета в контексте обновленного содержания образования и использования системы критериев оценивания.
Амандурсун Нурбаева учительница СШ №15 г. Актау сказала, что темы занятий необходимы учителям, потому что школа современной формации должна готовить человека, способного активно и творчески мыслить и действовать, развиваться интеллектуально, нравственно и физически. На курсах были даны содержательные лекции с практической направленностью, предоставлены разнообразные электронные методические материалы.
─ Мы познакомились с видами оценивания (формативное и суммативное), модерацией, составлением портфолио учителя и ученика и узнали, как применять их на практике. В группах и индивидуально составляли среднесрочные и краткосрочные планы, с использованием новых педагогических подходов и технологий, методов критического мышления. Довольно сложные теоретические темы были представлены в доступной и интересной форме.
А. Нурбаева рассказывает, что затем они сами проводили микроуроки по новой технологии, работали в группах, также была и парная работа. Каждая группа или пара защищала свои работы, презентации. Были представлены интересные разработки: «Стоп-кадр» сказки «Честный мальчик», «Гора истории» по сказке «Иван-царевич и серый волк», «Отслеживание мыслей персонажей» по рассказу А.П.Чехова «Толстый и тонкий», кластер «Праздники» и другие. Все уроки проводились с использованием интерактивной доски, фото и видеосъемки.
Одна из участниц, учитель русского языка и литературы щколы-гимназии им. М.Абдихалыкова С. Акмурзаева, подчеркнула, что большое значение для слушателей имело рассмотренное на курсах направление развития четырех ключевых речевых навыков: чтения, говорения, слушания и письма. По ее мнению, особенностью обновления содержания образования являются такие аспекты, как определение ценностей ─ как важных жизненных ориентиров; усиление значимости предметов естественно-математического цикла; трехъязычное образование.
Было отмечено, что курсы понравились своим интересным содержанием, новизной, что позволило по-новому взглянуть на образовательную программу. Все единодушно отметили высокий уровень организации, доброжелательную атмосферу занятий, огромный профессионализм тренера К.А. Асановой. А также отличные условия для работы: удобный кабинет с компьютерами и Интернетом, столовая для кофе-брейка и выразили глубокую признательность и благодарность коллективу СШ №17 и директору А.С. Нуржановой.
В последний день курсов был проведен круглый стол, где в теплой дружеской обстановке обсуждались новые цели и задачи для дальнейшего профессионального роста, слушатели делились педагогическими находками, рекомендациями, пополняли свою методическую копилку.
Состоявшиеся курсы можно считать первым шагом к созданию условий для проектно-исследовательской деятельности; ориентации педагогов и учащихся на применение полученных знаний в решении учебных и жизненных задач, к объединению и внедрению новых предметов.