«Шаг 76. Повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. Поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности. Внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования успешных школ»
(План нации «100 конкретных шагов»)
Во время весенних каникул на площадке регионального филиала Службы центральных коммуникаций состоялся брифинг с участием руководителя управления образования Мангистауской области Зейнеп Тастемировой.
Через считанные часы начнется последняя в этом учебном году школьная четверть, и в очередной раз помчится в Страну знаний по волнам многострадальной системы отечественного образования неугомонный корабль с сотнями тысяч казахстанских школьников.
Интерес казахстанского общества к системе образования, как и критика по отношению к нему, с каждым годом подогреваются многочисленными инцидентами в данной сфере (от нехваток учебников в регионах в начале учебного года и громких коррупционных скандалов в Министерстве образования и науки до непонятной для родителей и абитуриентов системы распределения государственных образовательных грантов и остающихся в основном на уровне деклараций свежих идей новоиспеченных министров) и не ослабевают в силу того, что проблемы, возникающие в системе образования, затрагивают каждую семью, в которой подрастают дети. В начале учебного года казахстанские родители, обеспокоенные будущим своих детей, и педагоги, уставшие от шараханий национальной системы образования из стороны в сторону, не знали, чего ожидать завтра, и всерьез говорили о том, что отечественная система образования не справляется с возложенными на нее функциями, что в Министерстве образования и науки РК нет понимания того, каким должно быть качественное образование, а само руководство не владеет текущей ситуацией и не в состоянии спланировать ее стратегически. Изменится ли теперь состояние дел с приходом нового министра образования Ерлана Сагадиева? Какие новые веяния ожидают выпускников школ и колледжей в конце учебного года? Что предстоящий учебный год через несколько месяцев готовит тем, кто собирается грызть гранит знаний и науки, и тем, кто будет сеять «разумное, вечное, доброе»? Эти и другие вопросы, которые волнуют родителей и школьников, были озвучены представителями средств массовой информации в ходе брифинга региональной Службы центральных коммуникаций с участием руководителя управления образования Мангистауской области Зейнеп Тастемировой.
О 12-летнем обучении и трехъязычном образовании
Как сообщила руководитель областного управления образования, согласно прогнозным данным на 2016-2017 учебный год в первый класс пойдут порядка 15 тысяч детей. И самое главное – с 1 сентября 2016 года мангистауские первоклассники переходят на 12-летнее обучение.
– Мы переходим на 12-летнее обучение по опыту Назарбаев Интеллектуальной школы. Этот поэтапный переход на обновленное содержание завершится к 2019 году. В двух школах Мангистауской области (физико-математическая школа №11 города Актау и школа-лицей им. М. Горького города Форт-Шевченко Тупкараганского района) проводится экспериментальная работа по внедрению новой продолжительности обучения и новой учебной программы. В экспериментальных классах обучаются 204 учащихся, – подчеркнула Зейнеп Жумагалиевна.
Также стало известно, что первоклассников, которые будут обучаться по новой программе, ждут такие новшества, как пятидневная учебная неделя и интегрированное обучение ( к примеру, такие предметы как физкультура, музыка и труд будут объединены в один предмет под названием («Искусство»).
По информации Зейнеп Тастемировой, в рамках исполнения поручений Главы государства приказом управления образования от 21.12.2015 года утверждена «Дорожная карта по развитию трехъязычного образования в Мангистауской области на 2016-2020 годы».
Согласно Дорожной карте одиннадцать школ (гимназии и лицеи) по области определены как пилотные по внедрению трехъязычного обучения предметов естественно-математического цикла.
– Для обеспечения потребностей данных школ в педагогических кадрах ведется работа по переподготовке 19 учителей по программе трехъязычного обучения, из них 6 учителей биологии, 5 учителей математики, 5 учителей физики, 3 учителя географии. На сегодняшний день в 54-х детских дошкольных организациях и четырех школах обучение и воспитание проводится на трех языках. Всего же по Мангистауской области требуется подготовить для работы по программе трехъязычного обучения порядка 150-200 учителей, – отметила Зейнеп Тастемирова.
О трехсменках и аварийных школах
На сегодняшний день в области функционируют 133 дневные общеобразовательные школы с контингентом 112 797 учащихся. Обучение проводится в одну смену в 11 школах, в две смены – 121 школе, в три смены – одной школе (СШ им. Е. Умирбаева г. Форт-Шевченко Тупкараганского района). В настоящее время в городе Форт-Шевченко за счет средств недропользователей завершается строительство новой школы на 550 мест с интернатом, рассчитанным на 120 мест. Тем самым, по словам руководителя областного управления образования, в регионе будет ликвидирована проблема трехсменного обучения. Вместе с тем вследствие наблюдающегося увеличения численности учащихся школ за счет естественного и миграционного прироста населения эта проблема может возникнуть вновь.
– К примеру, если контингент учащихся на начало 2014-2015 учебного года составлял 106 542 человека, то в текущем учебном году в школах нашей области обучается 112 797 человек, то есть за год прирост школьников составил 6255 человек. В предстоящем учебном году в первый класс поступят около 15 тысяч детей. Кроме того 11 200 детей в 115-ти школах обучаются в подготовительных классах по программе предшкольной подготовки. При этом 3407 детей подготовительных классов в 30-ти школах обучаются в промежуточную третью смену. На сегодняшний день количество обучаемых почти в три раза превышает проектную мощность зданий СШ №18 (город Жанаозен) и СШ №6 (с. Кызылтобе-2) и СШ №9 (с.Баскудук). Особенно эта проблема актуальна для Мунайлинскогго района, где наблюдается наибольший прирост доли детского населения, – констатировала Зейнеп Жумагалиевна.
В прошлом учебном году с вводом в эксплуатацию новых зданий средних школ №5 в селе Мунайшы и в селе Куланды Каракиянского района по 624 мест каждая была решена проблема аварийных школ в области.
ЕНТ: новый формат?
Вопросы, заданные в ходе брифинга спикеру, касались школьной формы, ЕНТ, ВОУД.
Как отметила руководитель управления образования, согласно приказу №26 от 14.01.2016 г. МОН РК «Об утверждении требований к обязательной школьной форме» каждая общеобразовательная школа утверждает с согласия родителей дизайн и расцветку формы для учащихся. Основное требование – в новой школьной форме не должно быть больше трех цветов.
Также Зейнеп Тастемирова рассказала о формате ЕНТ в этом учебном году.
– Механизм проведения ЕНТ остается прежним. По результатам тестирования будут распределены государственные гранты и знаки «Алтын белги». То есть все остается как прежде. Но предусмотрена повторная сдача ЕНТ на платной основе для тех, кто не прошел пороговый уровень, то есть не набрал 50 баллов. Тем самым они получают возможность поступить в вуз на платное отделение. Такая информация была озвучена на селекторном заседании правительства, но пока подтверждающего нормативного документа из Министерства образования и науки у нас нет, – подчеркнула она.
ВОУД (внешняя оценка достижений учащихся) будет проводиться в этом году в 20 школах Мангистауской области в четвертых и девятых классах. Перечень этих школ утверждает министерство образования. Отвечая на вопросы журналистов, Зейнеп Тастемирова подчеркнула, что результаты тестирования в рамках пробных ВОУД, не должны проставляться в школьном журнале и не должны влиять на аттестацию учащегося. Это, прежде всего, проверка достижений учебного заведения.
Также в январе текущего года утверждены основные нормы педагогической этики, согласно которой учителя не должны задевать честь и достоинство учащихся и их родителей.
Колледжи на пути к аккредитации
В рамках реализации поручений Главы государства по внедрению модели бесплатного технического образования в колледжах Мангистауской области продолжается работа по внедрению дуального обучения.
– На сегодняшний день в 17-ти колледжах региона на 22-х специальностях около 700 студентов обучается по системе дуального образования. В новом учебном году мы планируем внедрение системы дуального образования и на других специальностях, – сказала З. Тастемирова.
До 2020 года все колледжи должны пройти аккредитацию по утвержденному управлением образования плану. Отметим, что из действующих в регионе 26 колледжей только три колледжа на текущий момент прошли аккредитацию.
– Аккредитация необходима каждому колледжу, чтобы выйти на международный уровень подготовки специалистов по новым стандартам. Сегодня только Мангистауский политехнический колледж включен в список десяти ведущих партнерских колледжей Республики Казахстан для распространения передового опыта. И это для нас – очень большое достижение, – отметила руководитель управления образования.
По словам Зейнеп Тастемировой, некоторые колледжи в регионе со слабой материально-технической базой, скорее всего, будут объединены, и работа по повышению качества образования во всех колледжах региона будет продолжена. Напомним, что по результатам комплексного тестирования абитуриентов в 2015 году только 7% выпускников колледжей Мангистауской области смогли преодолеть пороговый уровень и поступить в вузы.
Мысли вслух, или Вопросов больше, чем ответов
Брифинг прошел очень оживленно, что явилось очередным свидетельством того, что сфера образования, являющаяся в любом государстве фундаментальной составляющей будущего нации, всегда привлекала и привлекает к себе пристальное внимание общественности. И, несмотря на то, что Зейнеп Жумагалиевна старательно ответила на все вопросы, у журналистов осталось, на мой взгляд, много вопросов, но уже не к спикеру, а к Министерству образования и науки. Точнее, осталось ощущение неопределенности того, как на самом деле все эти благие цели будут претворяться в жизнь. Ведь от того, насколько до мельчайших деталей будет просчитан механизм введения в действие этих новшеств, зависит многое, точнее – всё. Совсем не хочется потом констатировать печальный факт – хотели как лучше, а получилось как всегда.
К примеру, очень хорошая идея – введение трехъязычного обучения. Да, конечно, подрастающее поколение должно владеть несколькими языками. Это требование и необходимость времени, в котором мы живем. Но как эту мировую практику применить к нашей стране, где даже представители титульной нации далеко не всегда владеют родным, а значит, и государственным языком. На протяжении последних двух десятков лет мы наблюдаем за тем, как преподается казахский язык в русских школах в течение одиннадцати лет. Вроде и учебники есть, и методики имеются, и учителя хорошие. Но почему по окончании школы выпускники русскоязычных школ не говорят по-казахски и не владеют государственным языком в совершенстве? То же самое можно сказать и о выпускниках казахских школ, изучающих с первого класса русский язык. По мнению руководителя областного управления образования, всё в данном случае зависит от учителя. Это и понятно, что учитель является ключевой фигурой в системе образования. Но тогда получается, что учителя не справляются со своей задачей? Тогда как же эти учителя смогут преподавать свои предметы на английском языке (к примеру, физику, математику, географию)? Ведь даже уроки английского языка сейчас во многих школах ведутся не полностью на английском языке. Хотя, на мой взгляд, и думаю, что со мной согласятся многие родители, языковые уроки должны вестись именно на этом языке. И что даст мангистаускому региону переподготовка 19 учителей, если области нужны порядка 150-200 учителей, которые будут преподавать по системе трехъязычного обучения. Не выльется ли эта очень хорошая идея внедрения полиязычия в школе в обыкновенный ликбез и заучивание терминов по учебным дисциплинам на английском или казахском (русском) языке из-за нехватки квалифицированных кадров?
Что касается перехода на 12-летнее обучение, то об этом говорилось давно, и многие уже смирились с мыслью неизбежности данного процесса. Мне, почему-то все время, когда речь заходит о 12-летке, вспоминается карикатура из известного советского журнала, когда вводилось 11-летнее обучение: мама первого сентября тащит за руку упирающегося ребенка в школу, а бедный первоклассник, обливаясь слезами, кричит: «Одиннадцать лет! За что?».
Еще одно новшество, в котором лично я не вижу логики. Пересдача на платной основе ЕНТ. Но только для тех, кто не преодолел пороговый уровень. Не преодолел, так не преодолел. Значит, так учился. Почему тогда не разрешить пересдачу на бесплатной основе претендентам на знак «Алтын белгі», которые до заветной медали, к которой упорно шли долгих 11 лет, не набрали 1-2 балла в силу тех или иных причин? На мой взгляд, это было бы более справедливо по отношению к детям, которые старались и учились все 11 лет. Получается, что вводя пересдачу для тех, кто не набрал даже 50 баллов из 125, мы даем им возможность получить высшее образование. Зачем заполнять платные отделения вузов студентами, которые потом с дипломами о высшем образовании, качество которых оставляет желать лучшего, будут пополнять ряды безработных, когда в стране не хватает рабочих рук и специалистов, которых готовят колледжи?
Но самое главное, что позволив повторную пересдачу, мы можем открыть еще одну нишу для латания кадровых дыр в системе образования. Ведь ни для кого не секрет, что сегодняшние успешные выпускники школ не идут на педагогические специальности, потому что слово «Учитель», к сожалению, у нас не звучит гордо вопреки обещанию, данному в свое время одним из очередных министров образования Жансеитом Туймебаевым. Соответственно и статус учительской профессии далек от привлекательности. Все чаще говорят о династиях нефтяников, шахтеров, врачей. И все реже о династиях учителей. Потому что быть учителем, к сожалению, не престижно. Может быть в сельской местности статус учителя остается еще на должном уровне, но уж точно не в городах. Как признаются сами преподаватели педагогических факультетов вузов, на педагогические специальности абитуриенты поступают по остаточному принципу, то есть те, которые не прошли на другие специальности. Какие из них выйдут потом специалисты? Смогут ли они соответствовать новым требованиям системы образования? Ведь именно школьному учителю во все времена принадлежала и принадлежит главная роль в формировании будущего нации.