«76 шаг. Обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности»
(План нации «100 конкретных шагов»)
«Педагогика любви и творчества» под таким названием прошла с 1 по 12 февраля в средней школе №2 декада по предмету самопознание. Организатором декады является учитель биологии и самопознания СШ №2 Светлана Викторовна Агеева.
Добро и зло… Нравственные категории, лежащие в основе человеческой жизни, устройства мира, Вселенной. Что есть добро? Что есть зло? Каково их соотношение в мире? Можно ли его изменить? Эти вопросы волновали людей, наверное, на протяжении всего срока существования человечества. Волнуют они и современных людей. Тем более, что сейчас очень напряженная обстановка во всем мире.
По словам Светланы Викторовны, проблема воспитания в детях доброты, любви и милосердия сегодня встала очень остро.
– Формирование этих качеств с детства выступает противодействием агрессии, терроризму, жестокости, явлениям, подрывающим основы самой жизни. Любовь и милосердие несут в себе не только умение жить мирно, не причиняя вреда другим, но и любить их, проникаться к ним сочувствием, жалостью, искренней готовностью помочь бескорыстно, уметь прощать. Воспитанию в детях добрых чувств помогают уроки самопознания в школе. Инновационная дисциплина успешно выполняет ключевую роль в формировании ценностных ориентиров юных казахстанцев. Основу этой дисциплины составили стержневые нравственно-духовные ценности и личностные качества, позволяющие человеку жить в гармонии с собой и миром. Не умаляя значимости других предметных областей, но усиливая их личностно-ориентированный характер, самопознание содействует воспитанию учащихся в духе человеколюбия и милосердия, – пояснила педагог.
Девиз декады – «Все люди рождаются свободными!». В декаде принимали участие ученики с 5 по 11 класс.
В течение декады были проведены дебаты среди сборных команд 10 «А» и 11 «А» классов на тему: «Общечеловеческие ценности». Цель: познакомить учащихся с жизненными ценностями, развить спорные ситуации и найти компромисс. Нравственность, милосердие и другие общечеловеческие ценности обсуждались в ходе дебатов. Дискуссия получилась оживленной. Ребята хорошо подготовились к игре, подобрали соответствующий материал, и очень аргументировано доказывали свою правоту. Учащиеся много и очень рассудительно оспаривали свою точку зрения, считая, что милосердие и нравственность – это необходимые жизненные ценности каждого человека. Их необходимо развивать с детства. Каждый день – это маленькая жизнь, в которой нужно увидеть главное.
Красной нитью в ходе дебатов проходила тема о том, что общечеловеческие ценности – естественное решение межэтнических и межконфессиональных противоречий.
Жизнь – это счастье! Нужно это не забывать и видеть это самому и помогать видеть другим! Милосердие в этом помогает человеку! Каждый ученик в ходе дебатов отстаивал именно свою точку зрения. Насыщенная интересная игра заинтересовала многих.
На следующий день проводилась игра-викторина «Смех в жизни человека» среди учеников 8-ых классов. Ребята своими ответами доказывали, что роль смеха в жизни человека очень велика, что смех помогает установить контакт с другими людьми не только детям, но и взрослым. Он делает добрыми отношения с близкими, снимает скованность.
А учащееся 5-10 классов не переставали удивлять учителей, представив на выставке свои творческие работы (рисунки), а также принимая участие в очередном городском стихотворном конкурсе по выразительному чтению, который состоялся в СШ №20.
Среднюю школу №2 представляли ученики 8-го класса – Виолетта Фукс и Андрей Белунин. Наша школа заняла по итогам городского конкурса III-место.
Открытый урок, проводившийся в 8 «А» классе на тему: «Доброта – солнце согревающее сердце человека», подарил ученикам море эмоций.
На протяжении двух недель все мероприятия, проводимые в рамках декады «Самопознание: педагогика любви и творчества», проходили в увлекательной, интересной и своеобразной форме, что помогло ученикам проявить свою индивидуальность и деловой характер.
Эффективность декады самопознания – это ее результативность, слаженная работа учителя и заинтересованность учеников в их творческой и поисковой деятельности. Это доверие, уважение и взаимопомощь.
– Все традиционные и нетрадиционные формы и методы работы дают определенный результат в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей, формирования у них нравственных устоев. Чтобы деяния человека носили лишь позитивный и созидательный характер, были направлены на помощь нуждающимся, надо думать лишь о хорошем, направлять свои мысли в нужное русло, стараться ограждать свой разум от жадных и злобных помыслов, и тогда привычка делать окружающему миру добро станет второй натурой, и лишь такую жизнь можно назвать настоящей духовной жизнью. Этому мы обучаем своих детей и уверены: все, что мы вкладываем в них, обязательно в будущем прорастет добрыми всходами! – подчеркнула Светлана Агеева.