«В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно.
Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы
на самом передовом оборудовании и самом современном производстве.
Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей,
в целом всего подрастающего поколения».
(Из Послания Президента страны народу Казахстана)
Ряд важных поручений в сфере образования дал аким области Алик Айдарбаев на августовской конференции педработников Мангистау, прошедшей накануне начала учебного года. Речь шла не только об обновлении содержания образования, но и конкретных шагах для улучшения качества и эффективности системы дошкольного, среднего и специального образования региона, на которое ежегодно направляется значимая доля бюджета области.
Итоги и планы
Об изменениях и достижениях в системе образования региона доложила начальник соответствующего управления Мангистауской области Динара Жумашева.
– Уважаемые коллеги, наша профессия – это непростой, но благородный труд в деле воспитания подрастающего поколения, – обратилась к собравшимся Динара Нагимуллиевна. – Страна может стать конкурентоспособной только через воспитание образованного поколения. В результате вашего труда, перед учениками открываются новые горизонты. Вооружаясь новыми знаниями, они должны стать достойными гражданами своей страны, строителями ее будущего.
На сегодняшний день ведутся плановые работы с целью обновления содержания образования, повышения квалификации педагогов и использования инновационного подхода к учебно-воспитательному процессу образовательных заведений. Так, в процесс обучения и воспитания в дошкольных организациях области внедрены пять республиканских программ. В области функционирует восемь лицеев и семь гимназий с контингентом 7 тыс. 984 учащихся. В сорока девяти школах имеются гимназические и лицейские классы. Также в 73 школах различные предметы изучаются углублено. В семнадцати школах проводится экспериментальная работа, в том числе в специализированной физико-математической школе № 11 города Актау – четыре эксперимента, что показывает стремление администрации и всего коллектива к новаторству. С целью пропаганды передового опыта работы Назарбаев Интеллектуальных школ, уровень которых должен стать ориентиром, работают два образовательных учреждения.
– Школы области оснащены кабинетами новой модификации – это аудитории химии, физики, биологии, 113 школ области оснащены мультимедийными и лингафонными кабинетами. В текущем году дополнительно приобретаются восемь кабинетов химии. С целью обновления компьютерного парка на три года из местного бюджета запланировано выделение 650 млн. тенге. На сегодняшний день 122 школы подключены к широкополосному интернету, 45 организаций образования подключены к системе электронного обучения, в новом учебном году их число увеличится еще на 15 школ и 6 колледжей. Доля школ, оснащенных интерактивными досками, составляет 93%, – сообщила Д.Жумашева.
Качество образования напрямую связано с качеством работы педагогов. По поручению Главы государства с 2012 года основательно изменилась система повышения квалификации педагогов, она претворяется в жизнь Назарбаев Интеллектуальными школами и национальным центром повышения квалификации «Орлеу». За последние три года по данной программе трехуровневые курсы повышения квалификации прошли 1210 учителей. С целью повышения качества корпуса директоров средних школ, данные курсы прошли 30 директоров. Двадцать преподавателей специальных предметов и мастеров производства колледжей прошли курсы повышения квалификации на международном уровне в Республике Беларусь, Федеративной Республике Германии, Королевстве Норвегия и Французской Республике.
По всем фронтам
Глава государства в стратегии развития Казахстана подчеркнул, чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны растить высокообразованное поколение. Для этого необходимо повысить информационно-техническую грамотность педагогов.
– Новая политика в сфере образования дает нам возможность рассмотреть состояние учебно-воспитательного процесса через призму применения современных технологий. Несомненно, без использования современных информационно-коммуникационных технологий уровень подготовки выпускников не будет соответствовать требованиям стремительно развивающейся экономики, – подчеркнул аким Мангистауской области Алик Айдарбаев. – Система образования должна отвечать потребностям общества. Как вы знаете, государство в их числе приоритетных задач определен процесс обновления компьютерной техники. В нашей области работа по обновлению компьютеров и установке программного обеспечения будет завершена в 2015 году. В этой связи поручаю управлениям образования, внутренней политики, молодежной политики изучить лучшую отечественную и зарубежную практику по обучению педагогов современным технологиям для повышения уровня технической грамотности. Мы должны сделать все, чтобы статус учителя всегда оставался на высоте, а его профессионализм и компетентность всегда совершенствовались. Уверен, что в Мангистауской области трудится немало инициативных и творческих учителей, искренне радуюсь, когда наши педагоги становятся победителями и призерами различных республиканских и международных конкурсов, – заключил он.
Регион, как один из перспективных в стране, характеризуется активной внутренней и внешней миграцией населения, также область является лидирующей по рождаемости. Главной задачей, которую предстоит решить региональным властям, является обеспечение детей дошкольного возраста местами в детских дошкольных учреждениях. Порядка 30 тыс. детей зарегистрировано в очереди в ДДУ из них 14 тыс. – дети от трех до шести лет. Особенно остро стоит вопрос дефицита мест в Актау, Жанаозене и Мунайлинском районе.
– Мы должны использовать все ресурсы, в том числе крупных производителей, предпринимателей, которые могли бы строить для своих работников ведомственные детские сады. Для обеспечения до 2020 года стопроцентного охвата детей дошкольным обучением поручаю акимам городов и районов, управлению предпринимательства области совместно с Мангистауской областной палатой предпринимателей активизировать работу в данном направлении. Управлению строительства, архитектуры и градостроительства рассмотреть возможность открытия детских садов на первых этажах строящихся жилых домов и общежитий семейного типа, – сказал глава региона.
Как известно, в организации процесса образования учебный и воспитательный аспекты неразрывно связаны. Значительная работа по воспитанию подрастающего поколения проводится внешкольными организациями. Так в области функционирует 14 организаций дополнительного образования, в школах действуют спортивные кружки и секции, однако общий охват внешкольной воспитательной работой составляет всего 20% учащихся, что крайне недостаточно. Необходимо активизировать работу детских дворовых клубов, привлекая к данной работе родительскую общественность, представителей гражданского общества.
Кадры
В качестве одного из важных звеньев национальной системы образования Глава государства не раз подчеркивал важность подготовки кадров. В восьми школах по одиннадцати специальностям с охватом 318 студентов организованы экспериментальные площадки дуальной системы обучения. В новом учебном году еще в восьми колледжах региона по восьми специальностям 219 студентов будут обучаться по данной системе. Начиная со второго полугодия прошлого учебного года, во всех колледжах дополнительно изучается английский язык, в трех колледжах в пилотном режиме – китайский. В области подготовку специалистов среднего звена осуществляет 24 организации технического и профессионального образования. В 15 колледжах внедрена дуальная система обучения, для которого, к сожалению, МОН РК до сих пор не разработана нормативно-правовая база. Вследствие этого, предприятия неохотно идут на сотрудничество, поскольку конечным результатом такой системы обучения является трудоустройство выпускника на данном предприятии.
– Считаю, что необходимо активизировать работу областной палаты предпринимателей по привлечению предприятий региона к этой работе, – продолжил Алик Серикович. – Мы все прекрасно знаем, что сегодня остро стоит проблема трудоустройства выпускников, при этом продолжается практика подготовки специалистов без учета запроса на рынке труда, а это значит, что по окончанию колледжа основной контингент выпускников пополнит ряды безработных или будет трудоустраиваться не по специальности. Профессионально-техническое образование в первую очередь должно быть ориентировано на максимальное удовлетворение текущих и перспективных запросов экономики региона. Выпускник должен обладать не только теоретическими, но и практическими навыками, только тогда он будет востребован на рынке труда. Кроме того, в школах должна вестись профориентационная работа. Исходя из этого, акимам городов и районов совместно с управлением образования и молодежной политики образовать мониторинг по каждому выпускнику и создать единую базу состояния занятости. Управлению координации и занятости и социальных программ по итогам мониторинга провести анализ на основе потребности специалистов для предприятий области и разработать план трудоустройства выпускников, – заключил он.
Лучшие школы региона
В десятку лучших школ региона по итогам Единого национального тестирования вошли экономический лицей города Актау, лицеи № 7 и 11 города Актау, гимназии №4 и 13 города Актау, казахско-турецкая школа-лицей-интернат для одаренных детей, лицеи Тупкараганского, Мунайлинского, Бейнеуского районов, а также лицей города Жанаозен.
Также стало известно, что при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан до конца 2014 года в областном центре откроется Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления на 750 мест. По результатам конкурса, который состоится в октябре, 500 учеников региона будут зачислены в данное учебное заведение.
Помощь и учебные пособия
Как сообщила Динара Жумашева, в этом учебном году более 10 тыс. детей из малообеспеченных семей и сирот будут питаться в школах бесплатно. 12 500 первоклассников получат бесплатную школьную форму и будут обеспечены горячим питанием за счет бюджетных средств.
В текущем году из бюджета было выделено более 371 миллиона тенге для приобретения учебников.
– На сегодняшний день договоры составлены, учебники поставляются в школы, – сообщила Д.Жумашева. – Количество учащихся школ области растет, это наблюдается в городе Жанаозен и Мунайлинском районе. Поэтому не исключается небольшая нехватка учебников, мы сделали дополнительный запрос в бюджетную комиссию областного маслихата для увеличения финансирования. Мы уже определили потребность в учебниках на 2015-16 учебный год с учетом увеличения контингента учащихся. Данный анализ направлен руководству области, а также акимам городов и районов для дополнительного выделения бюджетных средств. Добавлю, что каждый учитель, в соответствии со своей методикой преподавания, может просить дополнительные учебные пособия, которые не входят в обязательный перечень учебников, и не подлежат покупке за счет бюджета.
Капитальный ремонт
Тринадцать школ области, находящихся на капитальном ремонте, будут готовы к новому учебному году.
– Хочу сказать, что ремонт в них был начат после завершения государственных экзаменов, то есть после 20 июня,– сообщила Динара Нагимуллиевна. – Таким образом, сроки для проведения ремонта очень сжаты. Климатические условия нашего региона предполагают относительно теплую погоду в первой четверти учебного года, в это время разрешается проводить занятия по физическому воспитанию на улице, поэтому ремонт спортивных и актовых залов будет проведен на заключительном этапе. На сегодняшний день ремонт в учебных классах и столовых должен быть завершен, все акимы городов и районов доложили, что школы примут детей первого сентября. Всего по области в капитальном ремонте нуждаются шестнадцать зданий школ. Также разрабатывается проектно-сметная документация для пристройки помещений для столовых в малокомплектных школах области.
Также стало известно, что в новом учебном году на работу принято 150 молодых специалистов. Некоторые из них приняли участие в совещании, исполнив гимн системы образования нашего региона «Ұстазым» вместе с первоклассниками.