«Век живи – век учись», гласит народная мудрость, и как нельзя актуально это изречение в сфере образования. На мой взгляд, деятельность человека, несущего свет, выполняющего важную миссию – закладывание знаний в учеников, в дело воспитания подрастающего поколения, – невозможна без постоянного совершенствования знаний.
В этом году мне повезло обучиться новейшим кембриджским методикам обучения. Не буду скрывать, увлекательный процесс ознакомления с методами и приемами наших иностранных коллег побудил меня и моих коллег пересмотреть традиционные методы обучения. Курсы, проходившие в Мангистауском филиале АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», внесли новую, свежую струю в наш дружный коллектив. Мы с коллегами активно делились впечатлениями, своими достижениями на каждом этапе усвоения данной методики. Такие курсы, на мой взгляд, позволяют обеспечить должное качество повышения квалификации учителей, беря за основу обновление содержания образования. В процессе овладения кембриджскими методами обучения, основанными на семи модулях, мы обращались к трудам корифеев педагогической науки, таких, как Выготский, Барнс, Мерсер и других.
В современном, быстроменяющемся мире креативный подход к процессу овладения знаниями, безусловно, необходим. Современные дети хорошо владеют навыками работы на компьютере, что непременно нужно задействовать и использовать в процессе обучения. «Как это осуществить?», – спросите вы. Как известно, существуют разные формы работ с учениками – коллективная, индивидуальная, парная, эвристическая. При овладении новыми знаниями очень важна поисковая форма работы, так как при этом ученик сам занимается поиском информации, увлечен процессом добывания знаний.
В связи с внедрением новой методики система образования области и всей республики в целом сегодня претерпевает значительные изменения, что позитивно сказывается в работе учителей. Она уникальна и очень полезна как для молодых специалистов, так и для учителей с большим опытом и стажем работы. Такое взаимодействие поколений, обмен опытом между целыми странами просто необходим для соответствия международным стандартам образования.
Существует обширная методическая литература, в которой можно найти ответы на все вопросы, возникающие при работе с данной методикой.
Если говорить об одном из семи модулей – критическом мышлении, в оригинале представленном как «thinkingaboutthinking», «мышление о мышлении», – то тут можно выделить целый ряд выводов: при наблюдении ребенок отмечает для себя некую информацию, при анализе он учится пропускать через себя информацию, выделяя тезис, на этапе рефлексии – ученик делает заключение. Интерпретация – это своеобразное «зеркало», сквозь него мы видим информацию, полученную учеником его глазами, что дает нам возможность учесть все плюсы и минусы его работы, возможность анализировать также и нам, учителям, нашу работу, делать выводы и заметки на дальнейший процесс обучения.
Ведь не зря же говорят, «тот, кто почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу», так и нам необходимо делать все для того, чтобы все новое своевременно усваивалось, активно применялись новые методики.
Моим коллегам, кто все еще сомневается в необходимости внедрения данной методики, больше доверяя привычным, проверенным годами методам обучения, я непременно советую окунуться в мир новых ощущений радости овладения современными методиками обучения подрастающего поколения, идти в ногу со временем.
Алтынай ДЖУМАБЕКОВА,
учитель ГУ «ОСШ №1
с гимназическими классами», город Актау