В рамках фестиваля кочевой цивилизации «Тысячелетие вокруг Астаны», приуроченного к празднованию Дня рождения столицы Республики Казахстан, в кочевом музее этноаула, раскинувшегося на площадке возле ТРЦ «Хан Шатыр», состоялась выставка ювелирных изделий из фондов Мангистауского областного историко-краеведческого музея.
Ко дню рождения Астаны сотрудники Мангистауского историко-краеведческого музея в очередной раз решили порадовать жителей и гостей столицы уникальными экспонатами из запасников музея. На этот раз к 18-летию красавицы Астаны краеведческий музей представил коллекцию ювелирных украшений из серебра, выполненных мастерами-зергерами рода адай.
Ювелирная коллекция из серебра Мангистауского историко-краеведческого музея считается одной из лучших в Республике Казахстан и насчитывает более тысячи уникальных экспонатов. На выставке, предложенной вниманию жителей и гостей столицы большинство из привезенных восьмидесяти экспонатов – подлинники и датируются XVIII – нач. XX вв.
Излюбленный металл мангистауских зергеров
Уникальная выставка из серебра – благородного, почитаемого испокон веков казахами, металла со вставками из полудрагоценного камня – сердолика, особенно распространенного в мангистауских степях, весьма гармонично дополнила и подчеркнула красоту юной Астаны.
Как известно казахское ювелирное искусство, уходя корнями в глубь веков и тысячелетий, занимает особое место в истории национальной культуры.
Как отметила директор Мангистауского областного историко-краеведческого музея, заслуженный деятель культуры Республики Казахстан Тамара Жумалиева, у казахов ювелирное дело носило профессиональный характер и тем самым отличалось от других видов казахского прикладного искусства, которым был присущ характер домашних промыслов.
Основным и любимым материалом, с которым работали казахские ювелиры было, конечно же, серебро. Мягкий, эластичный драгоценный металл с матовым блеском позволял мастерам-зергерам (ювелирам) использовать в своей работе различные способы обработки металла – ковку, литье, чеканку, зернь, штамповку, скань в сочетании с цветовой гаммой и формой камней.
– Сырьем для изготовления ювелирных украшений служили серебряные монеты. Ведь недаром немецкий этнограф и путешественник Рихард Карутц, автор книги «Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке», изданной в г. Санкт-Петербурге в 1911 году, писал, что «серебряный рубль отправляется скорее в косы женщины, чем в сундук, в плавильник странствующего ювелира, делающего из него кольца, пояс, чем в кошель мужчины». Действительно, составной частью таких накосных украшений казахских девушек и женщин, как шолпы и шашбау, являются серебряные монеты, соединенные между собой цепочками, – рассказывает Тамара Калмурзаевна.
На выставке в десяти витринах расположились комплексы ювелирных украшений казахской девочки, девушки, невесты, молодой женщины, женщины среднего возраста и комплекс ювелирных украшений бабушек, а также мужские аксессуары из серебра (табакерка, пуговица-туйме, стальной нож, с рукоятью из кости, инкрустированной серебром, серебряные зубочистка, ухочистка, перстень).
Центральными экспонатами выставки являются мужской пояс, выполненный из накладных серебряных пластин, нашитых на кожаную основу, и саукеле – свадебный головной убор невесты. Саукеле – один из немногих экспонатов на этой выставке, являющийся реконструкцией по образцам подлинников, хранящихся в фондах музея. Автором работы является реставратор Мангистауского историко-краеведческого музея Сагидулла Оразов. Необходимо отметить, что Сагидулла Оразов продолжает традиции мангистауских мастеров-зергеров рода адай и сам принадлежит к знаменитому и почитаемому у казахов роду адай - коскулак, являясь прямым потомком Бекет-ата в седьмом поколении.
Посетителей на выставке поражали величественность и монументальность, выразительность и архаичность форм мангистауских украшений из серебра. К примеру, нагрудное украшение – ониржиек, состоящее из трех, либо пяти или семи пластин квадратной, прямоугольной, либо сложной формы, соединенных между собой по вертикали петельно-кольцеобразным способом, или рассчитанные на два пальца массивные перстни свах – кудагай жузик – символ единения двух семей, который мама невесты дарила матери жениха – свекрови своей дочери.
– Именно мангистауские ювелиры-зергеры сумели сохранить до ХХ века практически без изменений древнюю технику полихромного стиля, при которой из небольшого количества серебра, создавались украшения, поражающие своей монументальностью и сложностью декора. Главный секрет заключался в том, что мангистауские мастера владели техникой накладных пластин, которые паялись в объемную форму, а изнутри заполнялись мастикой. А затем уже лицевая сторона пластин декорировалась вставками из сердолика, сканью, зернью, орнаментированными пресс-лентами. Совокупность всех этих способов обработки серебра и позволяла зергерам рода адай создавать величественные украшения, которыми славится Западный Казахстан, – пояснила директор Мангистауского историко-краеведческого музея.
Извечная загадка серебра
Как отметили сотрудники музея, украшения из серебра носились казахскими женщинами и девушками, исходя из благопожелательной и очистительной цели. Серебро выполняло в казахских степях, прежде всего, охранительную и оберегающую от сглаза и нечистой силы функцию. Поэтому серебро сопровождает казаха с младенчества на протяжении всей жизни. Когда новорожденному исполняется сорок дней, проводят специальный обряд (кырыкынан шыгару) и купают ребенку в воде, бросая туда серебряные монеты и кольца, так как считается, что серебро обладает бактерицидным и оберегающим свойством.
К примеру, древнейшим оберегом казахи считают серьги, и поэтому казахской девочке в младенческом возрасте прокалывают уши, а затем казашки носят серьги всю жизнь. С возрастом форма сережек сначала усложняется, а затем упрощается. На выставке как раз были представлены различные виды серег, исходя из возраста и социального статуса женщин. На Мангистау, к примеру, распространены орнаментальные, плоские серьги-лунницы (ай сырга), так как луна у казахов являлась объектом поклонения, а также серьги в виде колокольчика с густой проволочной бахромой по краю (конырау сырга) и серьги с подвесками на длинных цепочках.
На мангистауской земле особое внимание уделялось защитной силе колец и перстней. Ведь недаром до сих пор сохранилась имеющая глубокий смысл поговорка: «Күміс жүзікті әйелдің берген асы адал» («Чистой считается только та пища, которая приготовлена женщиной с серебряным перстнем на руке»).
Мужчина имел право не принимать из рук женщины пищу, приготовленную без серебряного перстня на пальце, так как такая пища считалась нечистой.
На выставке были представлены различные виды колец и перстней – отау-жузик, кус тумсык-жузик, тасбака-жузик, кудагай-жузик, а также мужские перстни.
С детства мы слышим от бабушек, что волосы нельзя стричь, а волосы, оставшиеся на расческе, нельзя ни в ком случае выбрасывать. Существует поверье, что сила человека сосредоточена в его волосах, поэтому, чтобы ими не завладели злые нечистые силы, необходимо их отпугивать от волос. Эту отпугивающе-охранительную функцию и выполняли искусно изготовленные мангистаускими мастерами-ювелирами накосные украшения – шолпы и шашбау.
– Но, конечно же, вершиной мастерства мангистауских зергеров является нагрудное украшение – ониржиек, которое входило в комплекс ювелирных украшений невесты. Девушка, надевая его в день свадьбы, должна была носить весь период, пока могла иметь детей. Основная функция ониржиека – защита материнской утробы и груди от влияния нечистых сил с целью рождения здорового потомства, – подчеркнула Тамара Калмурзаевна.
На выставке были представлены также распространенные в Мангистау своеобразные по форме височные серьги – шекелик, крепящиеся за волосы у виска, либо за петли головного убора в височной области, специальные обереги – тумарша и бойтумар, а также инкрустированная серебром кожаная женская обувь.
Одетая в серебро история Мангистау
Посетители этноаула проявили большой интерес к экспозиции кочевого музея. Особый интерес вызвала, конечно же, выставка нашего краеведческого музея. Интерьер шестиканатной мангистауской юрты с богатым убранством как бы переносил посетителей в атмосферу кочевого быта, когда народ, живя в единстве с природой, выработал присущее только кочевнику мировосприятие, которое, в свою очередь, получило наиболее яркое выражение в самобытной материальной и духовной культуре казахов рода адай.
Многие посетители, выслушав рассказ экскурсовода, возвращались на второй день уже с друзьями, близкими, чтобы и они смогли увидеть эту красоту. Заинтересовавшись самобытной культурой Мангистау, они тут же на выставке знакомились с буклетами, в которых были представлены уникальные ландшафты Мангистау, представляющие собой сочетаемое несочетаемого – море и пустыню, меловые утесы и ковыльные степи, песчаные каньоны и уголки оазисов, и здесь же на выставке планировали всей семьей предстоящий отпуск на берегу седого Каспия.
Посетители средних лет вспоминали и рассказывали детям, что у бабушки были такие же перстни и браслеты, которые она передала им.
А люди старшего возраста благодарили сотрудников музея за то, что они смогли привезти в столицу дух бесконечной и вольной мангистауской степи с ее удивительными традициями и обычаями.
– Замечательная выставка, удивительные экспонаты. Я очень рада, что сегодня оказалась здесь. Где еще можно было бы увидеть такую красоту! Самое удивительное то, что, посетив выставку ювелирных изделий из серебра, мы смогли узнать много интересного про казахские обычаи, традиции, историю и культуру. Казалось бы, Мангистау находится далеко от Астаны, а сегодня, благодаря такой выставке и убранству мангистауской юрты, мы почувствовали мангистаускую самобытную культуру здесь, в столице. Оказывается, наши предки, отдавая предпочтение из всех благородных металлов серебру, прекрасно знали и понимали все его свойства, несущие в себе очистительную и оберегающую функцию. Спасибо огромное сотрудникам музея за предоставленную жителям и гостям столицы возможность осознать корни самобытной истории и культуры нашего народа, – поделилась своими впечатлениями от выставки жительница столицы Жанна Алимбет.
Выставку Мангистауского областного историко-краеведческого музея в рамках расположившегося в этноауле кочевого музея посетило огромное количество астанчан, иностранных делегаций, гостей столицы. Посетил выставку аким города Астана Асет Исекешев. Высокую оценку экспонатам музея дал автор Государственного герба Республики Казахстан Жандарбек Малибеков, подчеркнув, что изделия мангистауских мастеров-зергеров представляют собой целый пласт духовной культуры казахского народа.
Напомним, что Мангистауский областной историко-краеведческий музей был образован в 1975 году. На протяжении четырех десятилетий краеведческий музей продолжает радовать посетителей своими уникальными экспонатами, передвижными и стационарными выставками, внося огромный вклад в дело популяризации истории и культуры родного края.
Музейная экспозиция состоит из залов природы, археологии, истории и этнографии, зала истории советского периода, независимости, зала нефти и зала, посвященного творчеству народного писателя Республики Казахстан Абиша Кекилбаева.
Фонды музея насчитывают более 56 тысяч единиц хранения, в том числе ювелирная коллекция из серебра насчитывает более тысячи поистине великолепных и непревзойденных экспонатов.
Актау - Астана