Сегодня в эпоху новых технологий и компьютеризации мы практически круглосуточно окружены звуковым фоном: с самого рождения нас сопровождает телевидение, мы слушаем радио, смотрим фильмы, концерты, телепередачи, качество и звуковое сопровождение которых не может не радовать своим новым форматом. И в этом заслуга не столько журналистов, актеров, теле- и радиоведущих и других, сколько специалистов, которые «управляют» звуком и изображением, при этом всегда скромно оставаясь в «тени», за кадром.
Как вы поняли, речь, конечно, идет о звукорежиссерах, режиссерах и инженерно-техническом персонале– «повелителях» звуков и всего постановочного процесса, обеспечивающих высокое техническое качество изображения и звука. Единой команды, работающей на телезрителей.
Они не «засвечиваются» в кадрах,их фамилии появляются лишь в титрах к передачам, нисколько не привлекая к себе внимание телезрителя, радиослушателя. Но именно от профессионализма этих незаметных широкой публике специалистов зависит успех дела – передача и прием телевизионного сигнала – изображения и звука.Мне повезло работать с людьми, большинство которых стояли у истоков радио и телевидения Мангистау, с людьми, которые были мастерами своего дела, работая с которыми я училась осваивать навыки новой для меня профессии, открывала для себя новый мир, новых людей, расширяла круг общения и друзей.
В начале своего повествования об истории становления нашего телевидения мы уже рассказывали о самых первых инженерах, дикторах, кино- и телеоператорах, режиссерах, звукорежиссерах, представителях журналистского корпуса. Из числа самых первых специалистов, открывавших в далеком 1970 году Шевченковскую телестудию, сегодня остались Тамара Константиновна Кангожина и Людмила Алексеевна Кулешова. Ныне оба ветерана труда – на заслуженном отдыхе. В числе первых хотелось бы упомянуть также имя самой первой кинопроявщицы, ныне покойной, Татьяны Петросянц. Приехала дипломированный специалист в Шевченко из Баку, имея за плечами опыт работы на телевидении.
Чуть позже на телевидение пришли Улемекен Хасанова, Бахыт Сахипова, буквально перешагнувшие со школьной парты в мир телевизионного вещания, Виталий Трутков, Ардак Нуралиева, Гульсара Бралиева, Геннадий Лагутин, Габибат Мансурова, Меруерт Сисеналиева, Сания Айдын, Улмекен Нугманова, Людмила Покатилова, Казихан Кужирова, Сергей Зильберман, Жанылдык Кистаубаева, Татьяна Крутько, Нина Храмова, Татьяна Лаврусик, Кадырбек Абитов, Бейбитжан Нурсеит, Александр Воронцов и многие другие, прошедшие режиссуру и звукорежиссерскую школу Хаджимурата Кангожина, Петра Захарова, Бориса Неберикутя, Валерия Лазарева, Александра Клюшина, Германа Хангина – профессионалов, людей неуемной творческой мысли.
С Меруерт Сисеналиевой и Казихан Кужеровой мне довелось работать на областном радио. Вместе с ними работали Сагынган Ескалиева и БагжанСундетова (ныне покойная). Все они были специалисты высочайшего класса, мастера своего дела.
Меруерт, как я уже рассказывала, начала свою трудовую деятельность на телевидении диктором весной 1975 года. Век дикторской службы – короток, и спустя время Меруерт вливается в команду профессиональных операторов и звукорежиссеров телерадиокомпании, переименованной в комитет по телевидению и радиовещания области, сначала – звукорежиссером на телевидении, после – оператором на радио, и каждый раз, год от года, оттачивала свое мастерство. С закрытием радио работала заведующей видеотекой телевидения. На заслуженный отдых ветерана труда коллектив телерадиокорпорации, которой она отдала почти 40 лет, проводил в 2014 году. Ее труд оценен высоко – в 2008 году руководством республиканской корпорации Меруерт Сисеналиева была награждена медалью «Алтын жаршы» («Золотой вестник»).
Для Казихан Кужировой областное радио, куда ее приняли в 1978 году вначале электромехаником, стало ее вторым домом. Здесь она проработала вплоть до его закрытия.
В начале 90-х, когда Борис Александрович Иванов «переманил» меня с газеты «Каспийский меридиан» на радио, радишники выходили в эфир уже в записи. Работа к тому времени была поставлена на новые рельсы, по новым технологиям, и работать было куда легче, чем в первые годы открытия радио. Ну, а старые его работники помнят, как приходилось корпеть над огромными бобинами, на которые переписывали с диктофонов записи, и которые не приведи, господь, уронить или случайно размотать! Хлопот не оберешься! Собрать заново ленту было делом немыслимым.
– Работали, – вспоминала Казихан, – на огромных МЭЗ-28 – допотопных монтажных магнитофонах. В те годы не было специальных клеев, и ленты при монтаже приходилось вручную склеивать скотчем, который был в дефиците. Затем на смену МЭЗ-28 пришли МЭЗ-102, и работа пошла более цивильней.
Эти так называемые «цивильные» огромные монтажные ящики с множеством кнопок, клавиатур, назначение которых было ведомо лишь Казихан и Меруерт, помню и я. В монтажной они были богинями, творя чудеса из того, что имели! Сколько раз часами напролет мы сиживали вместе в монтажной, чтобы переписать ту или беседу-интервью на МЭЗы с пленочной кассеты репортерского диктофона. Диктофон – это еще мягко сказано. Это с нынешними диктофонами любо-приятно работать: невесомые, размером меньше, чем ладонь, легко вмещаемые во внутренний карман пиджака или в сумочку, красивого дизайна, удобные в работе. Запись – чистая, без помех. Записывают разговор на расстоянии 10-15 метров и более. А «Репортер-6»прежних лет представлял собой внушительного размера громоздкое, 7-8-килограммовое устройство, которое журналисты между собой называли бандурой. И эту тяжесть мы таскали на плече, пешком «колеся» по микрорайонам, от объекта к объекту. Разговор записывали на магнитофонную кассету, но вместе с голосом пленка фиксировала в момент разговора все посторонние звуки, которые очень усложняли расшифровку. Помехи, различные звуки, повторы в беседе, слова-паразиты и покашливания интервьюируемых, паузы операторы тщательно удаляли с бобины, на которую мы переписывали свою запись с «Репортера». Этот процесс был очень длительным. Пленку перематывали десятки раз вперед-назад, чтобы ухватить за «хвост» предыдущее слово, склеить его, после удаления всего ненужного, с последующим словом. Нужно воздать должное терпению и усердию операторов, которые допоздна оставались на работе, пока не подготовят чистую, без изъяна, качественную запись с гладкой речью наших собеседников, готовую к записи уже на эфирную пленку. Бывало мы, журналисты,уходим с работы, а операторы, звукорежиссеры – все еще за режиссерским пультом МЭЗов. Утром, приходя в редакцию, застаем их за тем же процессом. Казалось, они и днюют, и ночуют в монтажной, в радиорубке.
Помню, однажды с Казихан чистили пленку, готовя запись к завтрашнему эфиру. Днем ранее я беседовала с одним из руководителей области. Первым вопросом, который мне задала Казихан после прослушивания отрывка беседы, был: «Не могла ты записать кого попроще?». Негодование коллеги можно было понять: мой собеседник задал ей работенку не на час-другой. Предложения (через слово-другое) изобиловали словом-паразитом «Тэ-ээк». Казихан в тот день ушла домой с работы поздно ночью, почти под утро – поджимало время, материал был спешный. В эфире на следующий день беседа прозвучала гладенькая, чистая, слушать– одно удовольствие. А какой труд, профессионализм и высокое мастерство стояли за всем этим!
В радиостудии с журналистами работали звукооператоры Сагынган Ескалиева и Багжан Сундетова– специалисты высочайшего класса, замечающие любые скачки тембра голоса и неточности в произношении. Они были «повернуты» на чистоте звука и звучания, требовали от нас стопроцентной отдачи. Благодаря им каждая передача выходила особенной, интересной и динамичной. А как мы радовались всем коллективом, если наши передачи, занявшие на республиканских конкурсах призовые места, звучали в республиканском эфире!
И Казихан, и Меруерт, и Сагынган оставались на радио до последнего дня его закрытия, работая практически бесплатно. С января 1999 года в республике было свернуто радиопроизводство. Борис Александрович Иванов, стоявший у истоков Мангистауского областного радио, приложил немало усилий, чтобы сохранить свое детище. Последние «могикане» радио продержались до декабря 2004 года: 31 ноября в эфире прозвучала последняя передача областного радиовещания.
Казихан Кужирова отдала любимому делу более 35 лет. Ветерана труда, в копилке наград которой – многочисленные почетные грамоты, благодарственные письма, юбилейные медали, в том числе ведомственные, – на заслуженный отдых проводили в 2012 году. Годы работы на радио Казихан вспоминает как лучшие годы ее жизни. Здесь прошла ее молодость, пора зрелости, за этот период выросли и оперились ее дети, здесь она делилась с коллегами радостями и печалями, здесь в трудные годы жизни ее поддержали коллеги. До сих пор с теплотой вспоминает коллег, с кем проработала бок о бок, – инженеров Геннадия Танцерева, Александра Кушка, Наталью Тисленко, Татьяну Боравую, Галыма Темиртасова, Сансызбая Оразгалиева, Ануара Жанибекова, Нурлана Бакешова, Гульнару Науршаеву, Клару Сармурзину, Амзе Молдабаева и многих-многих других, кто достойно продолжил лучшие традиции Шевченковской телестудии, с чьими именами связана целая эпоха возрождения и становления древнего Магистау. Казихан, как и Меруерт Сисеналиева, Сания Айдын, Тамара Кангожина и Людмила Кулешова, ни на минуту не задумываясь, вернулись бы снова на любимую работу – на телевидение и радио, если б жизнь дала им шанс начать все сначала, с нуля. Ветераны производства рады тому, что их дело ныне достойно продолжает новое поколение мангистауских телевизионщиков, которые не забывают их.
Сегодня Мангистауский областной филиал АО «РТРК «Казахстан» использует самые современные технологии телепроизводства, продолжает изучать, учитывать интересы и запросы своей аудитории и делает все, чтобы зритель, каждый раз включая канал, говорил: «Наше телевидение».
Нынешний наш телеканал «Казахстан- Актау», у истоков которого стояли люди, которые умели доводить до зрителя слово и заставлять думать, представлен широким блоком и разножанровым форматом телевещания, укомплектован творческими специалистами, соответствующими своему времени, учитывающими пожелания телезрителей, информирующими о важных событиях в жизни Мангистау и нашего государства. Это самые свежие новости, актуальные телепроекты и, конечно, кинопоказ.
Сегодня «Казахстан-Актау» – это новое оформление, новый логотип, новая телестудия, кардинально измененная сетка вещания. В эфире телеканала появились новые программы и новые лица.
Жанровую структуру вещания составляют информационные программы, тематические передачи, социально-политические и, в первую очередь, историко-познавательные проекты, в которых главное место отводится истории, богатейшему и уникальному историко-культурному наследию Мангистау, документальные и художественные фильмы, спорт, музыкально-развлекательные, молодежные и детские программы – передачи, ориентированные на аудиторию самых разных возрастов.
Охватывая вещанием всю территорию региона, телеканал «Казахстан-Актау» остается верным принципам областного телевидения, продолжая и приумножая заложенные со времени своего основания лучшие традиции коллег прошлого столетия.