В одну из встреч с известным нашим земляком, академиком Омирзаком Озганбаевым у нас состоялась беседа о почитаемых святых края, о видном деятеле своего времени, народном батыре Ер Косае. Об этом человеке, имя которого известно далеко за пределами области, сложено немало поэм, легенд. Богатырь, защитник Отечества, мудрый наставник, верный соратник, человек, наделенный даром предвидения, целитель – таким сегодня предстает перед нами Косай ата. Хотелось бы рассказать и нашим читателям об интересных фактах и событиях из жизни Ер Косая, об эпохе, в которой довелось жить батыру и его соплеменникам.
Время, в котором жил народный батыр Ер Косай ата, пришлось на нелегкую пору становления Казахского ханства, образованного в 1465 году. Это было время бурных политических событий, происходивших в жизни степняков. Известные султаны Керей и Жанибек отделяются и уходят со своими сторонниками и соплеменниками от хана Абулхайыра – правителя государства кочевых узбеков. Недовольство хана понять можно: вместе с султанами ушло более двухсот тысяч человек. Новым местом обитания, где Жанибек и Керей подняли флаг своего ханства, была облюбована территория между нынешними Жамбылской и Алматинской областями. В состав нового ханства вошли и алшыны – представители Млашего жуза, Адай со своими сыновьями Кудайке, Келинберды и внуками Косаем и Тазеке. Все они приняли самое активное участие в становлении и укреплении нового казахского государства.
Косай батыр, как свидетельствуют исторические данные, родился в 1507 году. Отец Ер Косая, Кудайке батыр, как и его сын, оставил в истории казахского народа свой яркий след. Был одним из видных казахских государственных деятелей, соратником Касымхана, при котором Казахское ханство достигло своего наивысшего расцвета. Под знаменем хана Кудайке батыр не раз отражал войска из Шаш, как в старину называли Ташкент. Похоронен он в 60-ти километрах от Ташкента. Местное население до сих пор называет место захоронения батыра «Құдайке – қазақ моласы».
Его не менее знаменитый сын Ер Косай был современником и ближайшим соратником известной исторической личности Акназара или, как его еще называли, Хакназара.
Середина и вторая половина XVI века отмечены в истории Казахского ханства беспрерывными и не всегда удачными территориальными войнами с Моголистаном, Ногайской ордой и Бухарой. В этот тяжелый период остро появилась потребность в сильном и волевом лидере, который сумел бы укрепить и объединить разрозненные и ослабленные части ханства.
Именно таким лидером оказался Акназар хан – сын Касым хана, внук Жанибек хана. С именем Акназара связывают период возрождения Казахского ханства, ослабевшего от междоусобиц, начавшихся после смерти его отца; в период его правления наблюдался подъём во внутренней и внешней политике государства.
Акназару удалось не только объединить распавшееся после смерти Касым хана Казахское ханство, но и значительно расширить его. К концу его правления границы ханства на западе проходили по Уралу (Жаику), на севере – по Есилю и Нуре, на востоке – Шынгыстау, Балхашу и реке Шу. На юге казахские владения вплотную подходили к Ташкенту. Ему также подчинялась часть башкиров и кыргызов. При нем развивались торговые и культурные связи между близкими в этническом отношении кочевым и оседлым населением Центральной Азии.
Правил Акназар более сорока лет, с 1538 по 1580 годы. В историю казахского государства он вошел как просветитель, реформатор, мудрый и целеустремленный правитель, при котором происходило мощное становление казахского государства. Ер Косай был правой рукой хана, его верным соратником и советником. Во время правления Акназара многие называли его Алшын батыром.
В те годы Туркестан неоднократно подвергался нашествию войск из Ташкента под предводительством одного из правителей Ташкента, шейбанида Баба-султана – сына Науруз-Ахмада. В сражениях с ними, как и в борьбе с калмыками и жунгарами, Косай ата отличился своей недюжинной богатырской силой, за что и прозвали его в народе Ер Косай – герой Косай, мужественный Косай. По преданиям, Ер Косай в противоборстве с калмыцким героем Доржы, одолеть которого ранее никому не удавалось, одержал верх. Против казахского богатыря выставляли своего непобедимого батыра Хорыла и джунгары-ойраты. Но Ер Косай вышел победителем и в поединке с ним.
… В XVI веке, после распада Золотой Орды, происходит бурный расцвет Кссийской империи, набирающей силу. Владения России расширяются за счет завоеванных ею Казани и Астрахани. Империя начинает выходить на рынок Средней Азии. Это время интенсивных торговых взаимоотношений между Азией и Европой. Взоры русских царей были устремлены на Мангышлак, который оставался мощным форпостом – преградой на пути Российской империи, стремившейся к владычеству над Средней Азией.
В 1558 году на Мангышлак, которым правил младший брат хивинского хана Хажима Темирсултан, прибывает английский путешественник Дженкинсон. Правитель степных просторов тепло встречает его, затем снаряжает караван из тысячи верблюдов и в сопровождении охраны отправляет его в Хиву.
В 1567 русские путешественники Петров и Ялычев караванными путями доходят до Китая, а затем добираются до берегов Японского моря. Все эти и другие события, оставшиеся в анналах истории, пришлись на время, в котором жил наш предок Ер Косай.
После смерти Касымхана на трон восходит Шыгай. Но впоследствии происходит разрыв Ер Косая с молодым ханом, и батыр уходит от него. Вместе с ним ушли также 40 тысяч алшынов. Обосновались они в Сырдарьинской пойме. А через некоторое время откочевали в местность Нурата и дальше, вглубь Узбекистана. Ныне это территория современной Каракалпакии.
В памяти народа Косай ата остался не только как батыр, защитник казахского народа в борьбе с иноземными захватчиками. Он обладал также даром ясновидения, исцелял больных и немощных.
Самой большой удачей для мусульманина является встреча с Кыдыр ата. Считается, что тот, кто получит его благословение, будет счастлив, и во всем ему будет сопутствовать удача. Рассказывают, Косай ата получил благословение от самого святого старца. Однажды зимой вместе со своими братьями Тобышем и Муналом Ер Косай вышел в путь. Дорога была дальняя, нелегкая. Зимняя стужа пробирала до костей, младшие братья изрядно замерзли, устали, да и еда, взятая на дорогу, закончилась. Тогда они и обратились к старшему: «Косай ага, в народе вас почитают как святого, творящего чудеса. Вы помогаете многим, помогите и нам. Если в пути не встретим жилья, нам не одолеть дороги, мы замерзнем». Косай ата обратил свой взор на холм, видневшийся впереди, и подбодрил младших: «Поднимемся на ту гору, а там посмотрим, что нас ожидает». Поднявшись на вершину, они увидели внизу, у подножия холма, одинокую юрту, внутри которой ярко горел огонь, призывающий усталых и замерзших путников войти и обогреться в жилище степняка. Войдя в юрту, они поздоровались с одиноким седобородым степенным аксакалом, пригласившим их пройти к огоньку, согреться с дороги и отведать еды с дастархана. Во время вечерней трапезы, за бешбармаком старец дал свое благословение Косаю: «Куда бы ни выводила тебя твоя жизненная тропа, да сопутствует тебе во всем удача. Пусть будет путь твой легким и светлым. Да окружают тебя верные спутники и друзья, а скот твой будет многочисленным. Да исполняются все твои желания, а имя твое будет бессмертно в памяти поколений, и каждый, кто обратится к тебе за помощью, обретет ее незамедлительно!».
После горячей еды путники заснули богатырским сном. А утром, проснувшись отдохнувшими и посвежевшими, не могли поверить своим глазам – ни старца, ни юрты, ни очага. Проснулись посреди степи. И лишь тогда поняли они, что их приветил сам Кыдыр ата. Сила благословения святого Кыдыра была настолько велика, что даже после смерти Ер Косая каждый раз, когда в степи народ выступал против врага, предводители брали благословение теперь уже и у потомков батыра. Если в войске был хоть один потомок Ер Косая, это было доброй приметой скорой победы над врагом. И ныне у казахов принято брать бата у потомков Косай ата. Считается, благословение, данное ими кому-либо, дарует удачу путнику.
Правда, в жизни самого святого не всегда все протекало гладко. Рассказывают, во время перекочевки на зимовку в одну из суровых зим, при переходе через замерзшую реку Сырдарью, все кочевье Косай ата ушло под лед. Полноводная Сырдарья поглотила со всем скотом и домашним скарбом также спутницу жизни аксакала, троих сыновей, снох и шестерых его внуков. Единственный, кто остался в живых из всей семьи, был сам старец, которому в то время шел шестьдесят восьмой год. Выбравшись на берег, почерневший от горя аксакал, плача и горько стеная, воздел руки к небу: «Ей, Алла! Оңын бер, оңының да соңын бер!» («О Всевышний! Дай хорошего последствия!»). Слышавшие его слова люди недоумевали, – о каком хорошем последствии может просить человек в столь преклонном возрасте?
Но проследим дальнейший ход событий. Осиротевший в одночасье Косай ата прибывает к своему младшему брату Тазеке, который приютил его у себя. Жена Тазеке, Акыл, слывшая в народе умной женщиной, понаблюдав за старшим деверем, предложила мужу женить брата. Тот искренне возмутился: «Что ты несешь! В таком возрасте! Да и что скажет народ? Что мы не смогли обеспечить достойную старость аксакалу?!» Приведя веские доводы о силе аксакала, Акыл удалось настоять на своем.
Засватали за аксакала Огылменлы – одну из незамужних дочерей туркмена Бегли ишана, друга Ер Косая. После отъезда сватов девушке приснился сон – некий седобородый аксакал дал ей свое благословение. Но самое удивительное, что поразило ее – вокруг головы старца сиял нимб из шести сверкающих звезд. Поняв значение вещего сна, девушка дала свое согласие. И в действительности, выйдя замуж за Ер Косая, Огылменлы родила ему одного за другим шестерых сыновей: Байбола, Тнея, Айтей, Бегея, Бали, Суюндука. Вот она, просьба, услышанная Небесами: «Оңын бер, оңының да соңын бер!». Взамен троих погибших Всевышний дал аксакалу шестерых сыновей, да еще каких!
Сам Косай ата захоронен в Каракалпакии, в 25 километрах от города Нукуса в местности Бестобе. До сих пор к месту захоронения святого приходят тысячи паломников, немощных и страждущих...
Потомки Ер Косая проделали титаническую работу для определения места захоронения аулие. Сегодня достоверно известно, что святой действительно был похоронен родными на самом высоком холме из пяти. (Бестобе в переводе с казахского языка означает пять холмов). На месте захоронения были обнаружены кулпытас с родовым знаком адайцев – таңба, – и заросший мхом камень, на котором арабской вязью было высечено «Ер Косай». О том, что именно здесь нашел свое последнее пристанище святой, говорит также множество топонимов, связанных с его именем – Қосай копiрi (мост Косая), Қосай төрткүлi (возвышенность Косая) и другие. Из поколения в поколение здесь передают рассказы о том, что на вершине самого высокого холма на Бестобе похоронен казахский святой, рух (дух) которого и после смерти продолжает творить чудеса. Сюда приезжают не только со всех уголков Казахстана, но и из Туркмении, Узбекистана, Ирана. В 1990 году потомки Косай ата воздвигли на месте захоронения мавзолей. Рядом похоронена и его верная спутница жизни Огылменлы ана.
…Время оказалось бессильным над памятью народа, который воздвиг нерукотворный памятник своим великим предкам – любовь, почитание, уважение. А пока жив народ, жива и память о них.