В Актау с участием акима области Алика Айдарбаева прошла международная научно-практическая конференция «Ногайлинские эпосы и феномен Мурын жырау», собравшая ученых, экспертов-историков из Алматы, Астаны, Татарстана, Башкирии, Каракалпакии и всех тех, кто неравнодушен к бесценному творческому наследию знаменитого нашего земляка, сказителя Мурына жырау «Қырымның қырық батыры».
Мероприятие, организованное областным управлением культуры при содействии руководства и ученых-филологов КГУТИ имени Ш. Есенова, было посвящено 155-летию человека-феномена, по праву названного Гомером XX века.
Открыл международную конференцию аким области Алик Айдарбаев, поздравив всех со знаменательной датой – 155-летием сказителя Мурына жырау. Руководитель области рассказал о том, что в целях увековечивания имени акына, Мангистауский гуманитарный колледж будет назван в его честь. Кроме того, Алик Айдарбаев сообщил, что здесь будет установлен памятник, а музей в городе Форт-Шевченко будет реконструирован.
Как отмечали все ученые, получившие приглашение на конференцию, уникальный эпический труд «Қырымныңқырық батыры» («Сорок батыров Крыма») настолько интересен, обширен и увлекателен, что в этой кладези эпической поэзии средневековья можно найти подлинные сокровища.
Эпос, в основе которого лежат реальные события конца XIV-ХVвеков, и в котором рассказывается о реальных исторических героях, является жемчужиной средневековой культуры народов Великой Степи – башкир, казахов, татар, ногайцев, узбеков, каракалпаков, туркмен, населявших в прошлых столетия территорию от Крымского полуострова до Алтайских гор, и противостоявших натискам Золотой Орды. Это обусловило не только многообразие вариантов, версий, но и идейно-тематическую, сюжетно-образную, ментальную специфику произведения, его выраженную этническую символику, вобравшую идеалы народной независимости, борьбы за свободу, защиту родных земель. Устно-поэтическое произведение, посвященное общим проблемам, волнующим тюркское сообщество, обнаруживает общие сюжетные мотивации, эпизодические структуры, архитектонику действ героя и модели решения конфликтов. Таковое обстоятельство особенно примечательно, когда и центральный герой эпоса является общим, – красной нитью проходило в выступлении каждого из докладчиков. По мнению всех, кто выступал на мероприятии, эпос таковым и останется в истории.
Хотя эта тема сегодня хорошо изучена, тем не менее, все еще нет достаточной ее популяризации. Народ должен знать свое духовное и культурное наследие, поскольку в нем сохранена его душа, – справедливо отмечалось учеными-историками.
Содействовать популяризации наследия цивилизации кочевников и всего тюркского мира, как духовному возрождению и укреплению наследия цивилизации кочевников и исторического самосознания тюркоязычных народов – наш нравственный долг. Вместе с тем, это и показатель нашего отношения к своему золотому прошлому, каковым «ногайлы заманы» (ногайлинская эпоха) обозначена в истории наших народов. Это наша общая задача, – заключили ученые-историки. Более подробную информацию читайте в ближайшем номере «ОМ».