«Танец – единственный вид искусства,
в котором мы сами являемся инструментом»
Рахель Фарнхаген
Сегодня мы предлагаем читателям «ОМ» интервью с нашим известным и именитым земляком, танцором международного класса по латино-американским танцам, хореографом-постановщиком, педагогом, основателем в Актау направления «социальные танцы Сергеем Скачковым.
- Сергей, расскажите немного о себе, о своей семье?
– Мои родители, как и многие другие актаусцы, когда-то очень давно приехали строить наш прекрасный, молодой город на берегу Каспия. Все было как у всех людей – работали, воспитывали детей. Я родился в марте 1969 года, но вообще в нашей семье четверо сыновей. Конечно, каждый мечтал о чем-то своем, хотелось найти свою дорогу в жизни, и, думаю, нам всем это удалось.
- А с чего началось ваше увлечение танцами?
– Впервые идея о танцах пришла моей маме, и в 5 лет она отвела меня в студию классического академического танца в КДК имени Абая. Я ей очень благодарен за это! Спасибо, мама! Потому что она попала в точку. Это стало именно тем занятием, которое сделало мою жизнь яркой и счастливой. А когда мне исполнилось 10 лет, я поступил в Московское хореографическом училище, где в течение года продолжал обучение, осваивая основы классического танца. Вернувшись в Шевченко, в 1980 году, я стал заниматься бальными танцами в КДК имени Абая и … жизнь завертелась –закружилась – фестивали, конкурсы бальных танцев, турниры… пришло признание и аплодисменты, дипломы республиканские, всесоюзные и международные.
- А служба в армии как повлияла на этот жизненный распорядок, не изменила ли отношение к своему делу?
– Я служил в 1987-1989 годах и конечно мечтал о возвращении к занятиям танцами. Но говорю совершенно искренне: в армию я рвался сам, несмотря на то, что в тот период горячих точек было достаточно, мне очень хотелось самому пройти настоящую мужскую школу молодого бойца. Мне нравилась служба и все, что с ней связано – дисциплина, порядок, тренировки и марш-броски, дежурства и солдатская жизнь. Многие из этих качеств пригодились мне как танцору.
Отслужив, я очень быстро вернул прежнюю форму, и танцевальная жизнь забила ключом: репетиции, поездки, конкурсы, новые интересные встречи, конгрессы – я очень много учился и думал о том, как создать свой профессиональный коллектив. В 2000 году вместе с моим педагогом Верой Соседовой мы поставили шоу-программу “Возрождение Фантазии”. У нас был большой танцевальный коллектив “Фламинго”, около 60 человек, состоящий из 3 возрастных групп. А в 2003 году создали “Возрождение Фантазии-2”. Мы гастролировали с этой программой по Казахстану: Актюбинск, Чимкент, Астана и конечно по Мангистау – Бейнеу, Шетпе, Ералиево, Форт-Шевченко, воинские части и промышленные предприятия, выезжали с этой программой в Москву. Мы принимали участие в 3-х фестивалях «Каспий – море дружбы». Наш коллектив «Фламинго» был удостоен звания Народного и получил благодарственное письмо от нашего президента Нурсултан Абишевича Назарбаева. Это было очень почетно, и каждый год мы подтверждали свой уровень и звание народного.
- Однако вы решили, что это не предел, и, насколько мне известно, продолжили обучение?
– Да, вскоре участники основного состава подросли и разлетелись из нашего города на учебу, и я подумал, не пора ли и мне поучиться чему-то новому. Так я поступил в Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП), который успешно окончил в 2006 году , и получил диплом по специальности «хореограф-постановщик джазового танца». Понимаете, опыт-опытом, но академическая база тоже нужна. Учась в университете профсоюзов, я столкнулся с тем, что музыку, буквально, «разбирают по полочкам» – выводят целые формулы каждого музыкального произведения. Хотя я сам умел анализировать музыку – придумывал, расставлял позиции, ставил танец, но признаюсь, – делал это больше интуитивно. Получив академическую базу знаний, теперь я делаю все это с научным подходом. Почти… Кроме того, учеба дала мне редкую возможность показать свои работы признанным авторитетам, чьи советы и даже критика – дорогого стоят.
В 2008 году я создал собственную студию танца Сергея Скачкова “DanceМания» , которой я и руковожу по сей день. У нас есть все направления латино-американских танцев – сальса, меренга, бачата, ча-ча-ча, румба, самба, хастл-латина и конечно, аргентинское танго, бальные танцы, джаз-латина. Возраст танцоров самый разный, от 3 до 63 лет.
- Как складываются отношения со столь разновозрастной аудиторией?
– Я никого и никогда не «ломаю», не травмирую детей «отсевами» – что уж греха таить – это была нормальная практика советской хореографии. Ведь для ребенка, да и для взрослого, важна не столько отработка движений, сколько сама музыкальная терапия. Моя задача заключается в том, чтобы научить человека выражать себя через музыку и танец. И делать это максимально гармонично.
А в 2010 году я стал «суверенным» танцором и преподавателем социальных танцев. Это новая форма активного отдыха – социальные танцы быстро завоевала популярность среди молодежи и взрослого населения от 19 до 65 лет и я рад, что помогаю их популяризации в Актау.
Социальные (social dancing) или массовые, общедоступные танцы возникли в 20 веке, их танцуют в паре для собственного удовольствия, выплеска эмоций и общения. Это активное проведение отдыха и свободного времени. Это умение танцевать с любым партнером где угодно и как угодно. Для этого нужно желание, базовая техника и умение импровизировать.
- Кто составляет основной контингент «социальных танцоров»?
– Увлечение социальными танцами для всех начинается по-разному. Кто-то стремится спастись от одиночества и найти новых друзей или спутника жизни. Кто-то приходит со своими «половинками», желая дать новый толчок отношениям. Другие просто не могут жить без движения или ищут новые способы самовыражения. У всех свои причины. В это течение попадают люди самых разных возрастов и социальных групп. Социальный танец – особый мир, объединяющий, казалось бы совсем непохожих людей. Любители танцев собираются в клубах и кафе. В таких местах царит атмосфера радости и вечного праздника. И совершенно не важно, насколько хорошо вы танцуете – вам всегда будут рады, вы быстро со всеми познакомитесь и получите огромное удовольствие от общения и танца.
- Можно ли сказать, что у каждого танца есть свой характер, темперамент?
– Безуслоно, но есть еще и история. Пожалуй, самые популярные танцы пришли к нам из Латинской Америки. В движениях латино-американских танцев, как в книге, можно прочитать историю отношений мужчины и женщины: например сальса и меренга – это история знакомства, аргентинское танго – это история развития чувств и зарождения страсти, румба — история любви: печальная и страстная; самба и ча-ча-ча — любовь со счастливым концом.
Соответственно для проведения вечеров социальных танцев нужны танцевальные площадки и мы чаще всего используем площадки городских кафе и ресторанов. Таким образом уже несколько лет я организую и провожу мастер-классы и вечера. Могу сказать, что к мастер-классам люди проявляют большой интерес, они популярны и привлекают как людей уже танцующих, так и тех, кто желает научиться танцевать.
- А чем полезны танцы с физической точки зрения?
– Танцы это движение, а движение, как известно, это жизнь. Танцы помогают улучшить осанку, обрести гибкость и стройность, танцы это еще и терапия – помогают преодолеть депрессию. Они прекрасно развивают координацию движений, дарят им свободу, развивают дыхательную систему, способствуют поддержанию общего тонуса, позволяют сохранить работоспособность и жизнерадостность. Практически – продлевают жизнь. А главное – дарят радость общения.
- Сергей, каковы ваши творческие планы?
– Конечно, я продолжу развитие социальных танцев в Актау, но это не столько планы, сколько моя обычная, повседневная работа. А вообще, хотелось бы реализовывать проект по созданию мюзикла, пусть для начала небольшого. Наработки у меня уже имеются…
Ну, что ж, успехов вам в реализации ваших планов, и побольше учеников – одаренных и творческих!