Итоги V Международного театрального фестиваля стран Центральной Азии подвели в четверг, 30 октября, в Актау в Мангистауском областном музыкально-драматическом театре имени Н. Жантурина. В торжественной церемонии награждения победителей и закрытия фестиваля принял участие аким области Алик Айдарбаев.
Вот и пролетели стремительно все шесть дней фестиваля, собравшего в стенах нашего храма искусства театральные коллективы из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Башкортостана, России и Казахстана. Дни насыщенные, яркие, фестивальная программа которых изобиловала талантливыми режиссерскими работами. Уверена, в памяти каждого мангистауского ценителя искусства, поклонников музы Мельпомены, эти дни останутся как светлый праздник для души. Во все постановочные дни в театре наблюдался аншлаг. В числе зрителей был и глава региона Алик Айдарбаев, по достоинству оценивший профессионализм актеров Астанинского театра молодежи, привезшего на фестиваль одну из лучших своих работ – комедию «Ревизор» Н.В. Гоголя – обращение к русской классике, так актуальной и в наши дни.
Напомню, подобный фестиваль проводится у нас впервые. В этом году организаторы проекта (Министерство культуры и спорта РК) расширили границы фестиваля, который выехал за пределы северной и южной столиц и предоставили право открыть фестиваль на региональном уровне мангистаусцам. Афиша фестиваля изобиловала палитрой многоликой и многожанровой культуры и школ театрального искусства стран центрально-азиатского региона. Вниманию актауского зрителя и на суд взыскательного жюри, в составе которого работали известные артисты и мэтры культуры и искусства как Казахстана и России, так и стран Центральной Азии, были представлены спектакли Чуйского областного театра имени Шаршена Термечикова (Республика Кыргызстан), Хатлонского областного театра музыкальной комедии имени Ато Мухаммаджанова (Республика Таджикистан), Кашкадаринского областного музыкально-драматического театра имени Муллы Туйчи Ташмухамедова (Республика Узбекистан), Астраханского драматического театра (Россия), Башкирского Государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, Казахского государственного академического музыкально-драматического театра имени Калибека Куанышбаева, Казахского национального университета искусств имени Темирбека Жургенова, театра молодежи города Астана. Ну и, разумеется, Мангистауского областного музыкально-драматического театра имени Н. Жантурина. Опережая события, не терпится сообщить, что творческий коллектив театра имени Жантурина за фестивальную постановку «Цунами» был удостоен специального приза, учрежденного акимом области, – 1 миллиона тенге. Как позже признались мне члены жюри, это их решение было единогласным, без предвзятостей. К сказанному хотелось бы добавить и мнение их коллег по театральному цеху центрально-азиатского региона, которые дали нашим актерам очень высокую оценку за профессионализм и актерское мастерство. «У жантуринцев – блестящее будущее. У них – талантливый режиссер. Да и актеры сами, невзирая на молодость, очень талантливы. Это такой спаянный, пластичный и дружный коллектив, который обладает крепким внутренним стержнем и богатым резервным запасом. Для него нет предела совершенству», – так отзываются о жантуринцах и россияне, и народный артист Республики Таджикистан, директор Хатлонского областного театра музыкальной комедии имени Ато Мухаммаджонова Аловуддин Абдуллаев, коллеги – актеры театра имени Куанышбекова. Такого же мнения о творческом мастерстве и индивидуализме мангистауских актеров известный в Казахстане кинодраматург, режиссер театра и кино, народный артист РК Талгат Теменов, возглавивший жюри. Аловуддин Абдуллаев высоко отзывался в целом и о профессионализме казахстанских артистов: «Игра казахских коллег перевернула во мне представление о казахстанских театрах. У вас прекрасная режиссура, фантастические постановки, разножанровая школа, у которой есть чему научиться. В плане обмена опытом, признаюсь, мы выросли на голову выше, хотя в нашей актерской труппе немало заслуженных артистов и деятелей Таджикистана».
Ну, а теперь о самой церемонии закрытия V Международного театрального фестиваля стран Центральной Азии, прошедшей в драмтеатре. Праздничное действо открыли юные грации образцового коллектива театра моды «Колибри» оригинальной композиционной постановкой «Коллекция масок».
Затем слово было предоставлено акиму области Алику Айдарбаеву. Глава региона поблагодарил всех участников фестиваля – людей искусства, положивших на алтарь служения зрителю все свои силы, талант и энергию, – за яркий праздник души, созданный ими для нас в эти дни, и выразил надежду, что фестиваль, ставший площадкой для культурного диалога народов центрально-азиатского региона, и в дальнейшем продолжит добрые традиции культурного обмена.
Выступивший следом председатель жюри Талгат Теменов поблагодарил руководство области и хозяев фестиваля за высокую организацию мероприятия такого уровня и теплый, радушный прием. – Мы настолько в эти дни стали близки с Актау, что он стал для нас родным. Уезжая, мы увозим частичку вашего тепла и радушия, которым вы окружили нас в эти дни, – сказал он, обращаясь к мангистаусцам. Подводя итоги фестиваля народный артист РК не преминул отметить, что членам жюри было нелегко определить победителя фестиваля, настолько насыщенной была программа фестиваля, состоявшая из ярких сильных спектаклей, блестящих и сильных актерских работ. Тем не менее, победитель, точнее, победители определились. Все члены жюри были единодушны во мнении: лучшими спектаклями фестивальной программы признать блестящие и талантливые постановки пьес Н. Гоголя «Ревизор» и «Жанна Д'Арк» по пьесе Жана Ануя «Жаворонок» творческих коллективов театра молодежи города Астана и Казахского государственного академического музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева. Оба спектакля по праву заслуживают Гран-при.
Хотелось бы вкратце остановиться на игре актеров театров-победителей.
Астанинские актеры сыграли «Ревизора» на одном дыхании, приводя своей изумительной и завораживающей игрой зрителя в восторг. Все, кто смотрел пьесу Ревизор», не могли не провести параллель между временем, описываемым великим русским драматургом и современностью. Признаться, ритм постановки всецело соответствует ритму нашей жизни. Все, что происходит на сцене – из нашего времени, хоть и описано Н.В.Гоголем около двух столетий назад. Спектакль необычайно живой – эту живость привносит мило порхающий в диком переполохе уездного города Хлестаков, которого блистательно воплотил на сцене молодой актер Даурен Сергазин. Фантастическая игра актёров заворожила зрителей уже с первой минуты. Небольшой зрительный зал способствует ощущению сопричастности с действием, происходящим на сцене. Мимика, жесты, пластика актёров - на самом высоком уровне. Энергетика захлёстывала. Гоголь в спектакле действительно многолик и многопланов (но главное, современен и поныне!), и самый положительный из всех героев – Смех – не покидал действие ни на минуту.
Директор областного кукольного театра Фарида Атакеева после просмотра «Ревизора» призналась: «Хотя я не особо выделяю классику как таковую, но придя на спектакль, ни одной секунды не пожалела, что оказалась в зрительном зале. Постановка отработана с большим чувством юмора. Действие захватывающее и живое. Актёры играют просто великолепно. Изумительная, потрясающая игра. К чести мангистаусцев, мы становимся театралами, и радует, что на спектаклях был аншлаг».
Восторженно отозвались об игре казахстанских актеров и астраханские коллеги по театральному цеху: «Это великолепно! На основе гоголевского «Ревизора» ребята создали озорной сегодняшний день. Это наш Хлестаков! Таких гениальных актеров, как Даурен, нужно беречь!».
Блистательно сыграла роль народной героини эпохи позднего средневековья Франции Жанны д`Арк (в одноименном спектакле по пьесе «Жаворонок» и актриса Казахского государственного академического музыкально-драматического театра имени Калибека Куанышбаева Айнур Бермухамедова (вновь забегая вперед, отмечу, Айнур была номинирована и удостоена приза за лучшую женскую роль). В ее игре история национальной героини Франции – отвага, стремительный взлет, одиночество, чудо и смерть – мистическим образом превращала театр в особое сакральное пространство. Талантливая актриса театра представила истинную историю судебного процесса и смерти отважной героини французского народа, борца за свободу. Вся умопомрачительная игра актеров театра была основана на невероятных эмоциях и их выплеске! Игра, достойная Гран-при фестиваля!
Как уже отмечалось, на фестиваль творческие коллективы привезли свои лучшие постановки, и все они были отмечены жюри. Так, приза в номинации «Лучший дебют» был удостоен коллектив Казахского национального университета искусств имени Темирбека Жургенова за спектакль Н. Гоголя и А. Шнитке «Шинель».
В номинации «Лучший актерский ансамбль» лучшими были признаны актеры Астраханского драматического театра, поставившие очень зрелищный, очень смешной и отчасти грустный спектакль «Любовь до гроба» по комедийной остросюжетной, парадоксальной «черной» пьесе итальянца Альдо Николаи – одного из самых популярных современных зарубежных драматургов.
В номинации «Лучший актерский дуэт» признания удостоены актеры Хатлонского областного театра музыкальной комедии имени Ато Мухаммаджанова (Таджикистан). Приз и диплом номинации «Надежда» жюри вручило Чуйского областного театра имени Шаршена Термечикова (Республика Кыргызстан).
К чести актеров Мангистауского областного музыкально-драматического театра имени Н. Жантурина сразу три его актрисы – Гюль Зиятова, Бану Манкеева и Айнура Абенова удостоились приза в номинации «Лучшая роль второго плана».
Лучшим актером, исполнившим мужскую роль, по мнению жюри (как, впрочем, и зрителей) стал актер театра молодежи города Астана Даурен Сергазин, великолепно сыгравший роль Хлестакова в спектакле Н. Гоголя «Ревизор» (признанный лучшим спектаклем фестиваля, как и «Жанна д`Арк»).
Специальным призом жюри был отмечен башкирский коллектив за экспериментальный спектакль «РудиNeveroff» Айрата Абушахманова – спектакль, рассказывающий о человеке-легенде, непревзойденном артисте балета, величайшем танцовщике XX века Рудольфе Нуриеве. Но сами актеры, как они признавались позже, не ставили своей задачей превзойти Нуреева или достичь внешнего сходства с ним. Причем, почти каждый актер театра воплощает сразу несколько образов, между которыми прослеживаются внутренние связи. И опытные актеры, и молодежь театра работали с полной отдачей; зрители аплодировали стоя. Как сообщил директор Башкирского Государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури, в 2013 году весь мир отметил 75-летие со дня рождения Гения танца, башкирский же театр самым первым внес свою лепту памяти Рудольфа Нуриева, посвятив ему свою постановку.
По мнению Константина Щербакова, заслуженного деятеля искусства России и заслуженного деятеля искусства и культуры Польши, лучшие спектакли фестиваля, как и работа жантуринцев, достойны того, чтобы выставить их на фестивалях самого высокого уровня!
Меня, человека стороннего, удивила атмосфера, царившая все дни фестиваля: актеры, имевшие возможность смотреть спектакли коллег с первого дня театрального праздника, искренне болели друг за друга, тепло аплодировали выступавшим коллегам. А как радовались за их победы в номинациях, стоя аплодируя друзьям, выходившим на сцену за заслуженной наградой! Вот он – дух актерского сопереживания и чувство дружеского локтя!
Итак, итоги подведены, победители определены. Фестиваль достиг своей цели, многогранная театральная карта во всем ее многообразии представлена, атмосфера взаимопонимания с целью дальнейшего взаимообогащения культур и развития новых форм межкультурного общения создана, открыты новые имена, каждый из участников фестиваля увозил с собой частичку тепла фестивальной атмосферы. Жантуринцы могут вздохнуть свободно, хотя отдыхать им некогда: впереди – новые постановки, другие театральные форумы и фестивали, а значит, нужно высоко держать планку лучших, недаром они были удостоены чести проведения международного фестиваля. Дом-театр, единый органический коллектив, как отозвался о них Константин Александрович Щербаков, готов к новым встречам.