Делегация работников управления культуры от Мангистауской области, в число которой вошли специалисты историко-краеведческого музея, вернулась из Хивы, куда была приглашена на поминальный ас в честь святого Бекет-ата. Его, к слову, организовал один из жителей региона. Мангистауские музейщики смогли посетить медресе Шергазы в Хиве, где обучался этот святой и музей, открытый при медресе.
– В музее при образовательном учреждении для священнослужителей открыты три зала, посвященные акыну-импровизатору Шерниязу, туркменскому поэту-классику Махтумкули и великому просветителю гуманисту Бекет-ата. Шернияз и Махтумкули, согласно историческим данным, так же обучались в медресе Шергазы. Кроме этого, мы поклонились праху наших предков – Косаю и Кулбараку, которые похоронены там, – рассказала заведующая сектором отдела хранения областного историко-краеведческого музея Раушан Молдаева.
Помимо Хивы, члены делегации побывали в г. Шимбай, где работает немало мастеров, изготавливающих деревянные корпусы для юрт. Они не только ознакомились с работой мастеров, но и сняли весь технологический процесс их изготовления на видеокамеру для более детального изучения материала и использования его в ходе экскурсионных лекций и работе по республиканской программе «Нематериальное культурное наследие». Существенно то, что эта информация будет использована для популяризации юрты на мировом уровне.
– Совместно с Кыргызстаном около двух лет назад началась работа по включению юрты, как объекта нематериальной культуры, во Всемирный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, – сказала научный секретарь музея Галия Шантимирова. – Ранее в штаб-квартиру ЮНЕСКО отправлялись фотографии, фильм по внутреннему убранству юрты. Однако у нас не было информации по изготовлению деревянного корпуса юрты – кереге (решетчатые стены, в зависимости от их количества юрта бывает 6-12 канатная) и уеке (длинные жерди, соединяющие шанырак с кереге), потому что у нас лес не растет, дерева нет, соответственно, с техникой изготовления деревянного остова мы не знакомы. Издревле он привозился из Киргизии, а все остальное, в том числе и убранство юрты, изготавливалось здесь. Теоретическую информацию мы имели, а вот с практической частью ознакомились впервые. Полученный в Шимбае материал восполнил этот пробел. Эта информация также будет отправлена, – сказала она.
Как известно, ранее в ЮНЕСКО, как объекты материальной культуры номинировались подземные мечети Мангышлака. Подземная мечеть Бекет-ата, подземная мечеть и некрополь Шопан-ата, подземная мечеть и некрополь Шакпак-ата, Султан-епе, Масат-ата использовались как центры обучения, но еще и исцеления страждущих и больных. Их по праву считают святыми местами, они являются местом поклонения не только местного населения, но и жителей близлежащих стран. Их архитектура, акустика, письмена на стенах являются предметом изучения экспертов.