В детской школе искусств города Актау, которая уже 53-й год подряд прививает детям любовь к миру прекрасного, предоставляя каждому ребенку возможность самовыражения через музыку, прошел областной семинар-практикум для преподавателей «Актуальные вопросы музыкальной педагогики и исполнительства: традиции и инновация».
Детская школа искусств – это особый мир приобщения к прекрасному и возвышенному, попадая в который, дети раскрывают свой творческий потенциал и под руководством опытных, влюбленных в свое дело педагогов сначала постигают азы музыкального искусства, а затем идут к вершинам мастерства.
Здесь, в старейшей школе Мангистау со своими сложившимися традициями, творческим коллективом, сочетающим в себе бесценный опыт маститых наставников и энтузиазм молодых преподавателей, в которой на семи отделениях обучается 586 учащихся, рождается искусство. Но таинство рождения искусства – это результат кропотливой, неустанной работы педагогов дополнительного образования. А работы, как известно, без трудностей и проблем не бывает. Но, нет ничего такого, чего нельзя добиться, считает директор детской школы искусств города Актау Сара Габбасова.
– Общаясь с коллегами из других ДШИ, я не понаслышке знаю, какие проблемы имеют место в системе дополнительного образования. К примеру, в музыкальных школах из-за нехватки преподавателей-теоретиков, теоретические дисциплины ведут музыканты-инструменталисты, которым просто необходима в таком случае методическая помощь. Ведь если потерять одно звено в сложной цепи процесса музыкального обучения, это отразится на развитии музыкального интеллекта ребенка в целом. Поэтому мы перед началом учебного года на педсовете решили: а почему бы нашей школе не взяться за оказание методической помощи коллегам из сел и районов области? Ведь у нас есть опытные педагоги, воспитавшие не одно поколение музыкантов и лауреатов крупных конкурсов, – говорит директор ДШИ Сара Хамитовна.
Идею поддержали педагоги дополнительного образования региона. В конце марта в детской школе искусств города Актау прошел областной семинар-практикум для преподавателей «Актуальные вопросы музыкальной педагогики и исполнительства: традиции и инновация» с целью активизации методической работы в школе, повышения уровня профессионального мастерства педагогов и распространения передового педагогического опыта преподавателей ДШИ.
В ходе семинара преподаватели, рассуждая о модернизации системы образования, пришли к выводу: несмотря на то, что понятие «инновация» применительно к системе дополнительного образования вызывает много вопросов и суждений, она не должна противопоставляться традициям, а со временем плавно перейти в разряд традиции.
Заведующая фортепианным отделением, педагог высшей категории с 27- летним стажем Наталья Пихтерева поделилась с коллегами своим опытом работы в рамках реализации принципа индивидуально-личностного подхода в процессе обучения. На уроке, который Наталья Викторовна провела с ученицей первого класса Валерией Мухамбеткалиевой, акцентировав внимание на организации игрового аппарата на начальном этапе обучения инструменталиста.
– К овладению игре на фортепиано в любом возрасте следует подходить осознанно. Объяснение же технических приемов начинающим пианистам должно соответствовать уровню их мышления и физического развития. Ведь насколько разными приходят к нам дети, настолько разными будут результаты, – отметила она.
На открытом уроке преподавателя высшей категории Татьяны Веказиной с учащейся шестого класса фортепианного отделения Меруерт Жумагуловой особое внимание было уделено развитию музыкального мышления в процессе работы над исполнительскими навыками.
– Музыкой стала заниматься у Татьяны Петровны с девяти лет. Сначала было трудно, но сейчас я уже себя без музыки не представляю, – говорит Меруерт.
В этом году М. Жумагулова ознакомилась с пьесами из цикла «Времена года» П.И. Чайковского и представила участникам семинара результат своего огромного труда под руководством Т.Веказиной.
– Меруерт, несмотря на свой юный возраст, настоящий взрослый музыкант. Ее отличают ответственность, трудолюбие и осознанный подход к музыке, – считают преподаватели ДШИ.
Как известно, среди пианистов самая распространенная профессия – это концертмейстер, без которого не смогут обойтись ни в хоровом коллективе, ни в музыкальных и общеобразовательных школах, ни в музыкальных и педагогических колледжах и вузах.
– Но в обширном поле деятельности пианиста-концертмейстера работа в школе искусств занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность. Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств требует от него особого универсализма, мобильности, умения работы с учащимися различных специальностей, – подчеркнула концертмейстер, преподаватель первой категории Марина Бирюкова, открывая урок, раскрывающий особенности работы хорового коллектива и концертмейстера.
Для педагога по специальному классу концертмейстер является, прежде всего, единомышленником, незаменимым помощником и правой рукой. Вот такой творческий тандем преподавателя Натальи Оленюк и концертмейстера Марины Бирюковой сложился в детской музыкальной школе двенадцать лет назад. В ходе семинара Наталья Борисовна и Марина Александровна продемонстрировали результаты своей совместной работы с группой среднего хора детской школы искусств.
Преподаватель высшей категории отделения теоретических дисциплин Е.Слайковская ознакомила участников семинара-практикума с инновационными технологиями в процессе преподавания музыкальной литературы в детской школе искусств.
Классический танец – основа любой хореографии, но так как условия, в которых вынуждены заниматься танцевальные коллективы, не дают возможности в полной мере соблюдать каноны классической хореографии, преподаватель высшей категории хореографического отделения Л. Кармаза и концертмейстер Ю. Анкудинова проинформировали специалистов о тонкостях исполнения классического танца.
После того, как учащиеся освоят основы классического танца можно начинать изучение народного танца. Как строить урок народного танца, правильно и гармонично чередуя движения и нагрузку с одних мышц на другие, на что необходимо обратить первоочередное внимание в танцевальных комбинациях – обо всем участники семинара узнали из практического показа на открытых уроках преподавателей отделения «Хореография» Л.Морозовой и Э.Исламгалиевой.
Подводя итоги семинара, директор ДШИ Сара Габбасова подчеркнула:
– На семинаре мы не ставили своей задачей перечислить все инновационные методики, известные на сегодняшний день, а постарались обнаружить отправную точку для успешного введения инноваций.