Именно такую цель поставили работники детского сада № 42 города Актау, который на сегодняшний день является единственным в республике, где была создана малая детская Ассамблея народа Казахстана, получившая название «Росток».
Идея создания Ассамблеи народа Казахстана была выдвинута Президентом Нурсултаном Назарбаевым на первом этническом форуме в 1992 году. Мы уже рассказывали о том, что в 2008 году педагогический коллектив ДДУ № 42 принял решение о создании на базе данного сада малой детской Ассамблеи народа Казахстана. Тогда ее главными целями были провозглашены формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста, любви и уважения к своему народу, к Родине, а также знакомство с традициями национальностей, проживающих в Казахстане. Председателем детской Ассамблеи является директор ГККП «ДУВЦ № 42» Татьяна Артеменко.
– В нашем детском саду № 42 «Түймедақ» работает, если так можно выразиться, миниатюрная копия Ассамблеи народа Казахстана – рассказывает Татьяна Григорьевна. – В стенах нашего сада детям передается уникальный опыт дружбы и согласия между народами, который для наших соотечественников является предметом особой гордости. На различных мероприятиях, проводимых в рамках работы Ассамблеи, воспитанники в свободной форме говорят о дружбе, братстве, толерантности и терпимости, провозглашенных основой нашего многонационального общества Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым. Отрадно, что эти главные постулаты находят отражение в жизни общества, начиная с дошкольного возраста.
Как было отмечено, организованная на базе сада мини-ассамблея и системная работа, ведущаяся в данном направлении, очень сблизила детей, более того, это положительно сказывается на микроклимате в коллективе, сплочает родителей вокруг интересов детского сада.
За годы в рамках работы Ассамблеи проведен ряд мероприятий: «С чего начинается Родина», «Всем, кому дорог мир», «Доброе братство – милее богатства», «Дружба начинается с единства», «Согрею шар земной своею маленькой рукой». Дети с большим удовольствием надевают национальные костюмы разных народов, живущих под единым шаныраком Мангистау, изучают их обычаи и традиции. Они танцуют национальные танцы, свободно поют песни и читают стихи на разных языках.
Красочно оформлен музей дружбы этнокультурных объединений, где можно найти массу необходимой литературы и многочисленные экспонаты с национальной атрибутикой, по которым дошколята изучают историю становления каждого из них. Стоит также отметить, что каждый стенд «Зала дружбы» дети и воспитатели создавали вместе – шаг за шагом. За время работы накоплено более сотни фотографий, по которым можно составить летопись истории ДДУ с многонациональным детским и педагогическим коллективом. Сувениры и поделки, сотворенные руками дошколят говорят о том, как они представляют свое отношение к многонациональному обществу Казахстана, как воспринимают культуру и самобытность разных народов.
– Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего детского сада, – продолжает Татьяна Артеменко. – Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У многих детей и подростков искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению Казахстана. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения родной землей. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Итак, педагоги убеждены: дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».