13-14 марта на самой высокой точке Мангистау – горе Отпан, где расположился историко-культурный комплекс «Отпан тау», прошла встреча нового года, овеянная местными традициями и древними устоями, бережно хранимыми мангистаусцами.
Вечером 13 марта здесь был зажжен «бірлік оты» (огонь сплоченности), олицетворяющий единство и солидарность общества – основной принцип идеологической политики нашего государства.
Мангистау – регион с самобытной культурой, и его самобытность заметна уже в подходе его жителей к летоисчислению. Только на Мангистау его жители использовали солнечный календарь, созданный на основе календаря Джалали, начало года по которому совпадает с 14 марта по григорианскому календарю. Обратимся к истории. В 1079 году (по григорианскому календарю) в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха был принят официальный солнечный календарь, разработанный группой астрономов Исфахана во главе с Омаром Хайямом. В 1911 году Меджлис (парламент) Каджарского Ирана официально утвердил государственный календарь, базирующийся на календаре Джалали с названиями месяцев в честь зодиакальных созвездий (точнее знаков) и именованием годов по двенадцатилетнему животному циклу. А в 1922 году по примеру Ирана в Афганистане, где до тех пор официально использовалась только лунная хиджра, был введён иранский солнечный календарь с зодиакальными названиями месяцев (они, как и в Иране, называются арабскими названиями). Изначально, как и в календаре Джалали, число дней месяцев варьировало в зависимости от движения солнца по зодиаку (от 29 до 32). Месяцы по данному календарю называются hamal, sawr, awdʒzɒ, saratɒn, asad, sonbola, mizɒn, 'aqrab, qaws, dʒadi, dalvæ, hut ( передано знаками международной транскрипции). Мангистаусцы в силу своей географической и духовной близости к Хиве – центру исламских научных знаний, и имевшие тесные связи с исламским миром, стали использовать этот календарь (трудно сказать, почему выбор пал именно на него), и на свой фонетический лад стали называть месяцы амал, сәуір, зауза, саратан, әсет, сүмбіле, мизан, ақырап, қауыс, жеді, дәлу, үт. И, соответственно, празднование начала года местное население называет именем первого месяца в календаре – амал.
В этот день принято надевать самые лучшие наряды и идти в дома к старшим, чтобы поздравить их. Сам ритуал называется «көрісу» – люди пожимают друг другу руки и произносят пожелания хорошего года. Есть еще ритуал «төс түйістіру», когда трижды обнимаются, чем показывают, что не имеют друг к другу обиды. Во всех домах накрываются дастарханы, и каждый пришедший может отведать с праздничного стола. У казахов есть хорошая духовная традиция – младшие по возрасту просят у старших благословенения – «ақ бата». Благословению придавалось огромное значение, существуют передающиеся из уст в уста рассказы о том, как благодаря полученному благословению жизнь того или иного человека кардинально менялась в лучшую сторону, и наоборот, как жизнь человека, разгневавшего старших и получившего от них «теріс бата» (проклятие), шла наперекосяк. Раньше (сейчас эта традиция почти исчезла) женщины открывали свои сундуки и вытаскивали из них все, чем можно было порадовать глаза – нарядную одежду, отрезы, платки, шали, и вешали все это на натянутые в доме веревки.
Два дня жители и гости Мангистау праздновали на самой высокой точке гряды родных гор Каратау наступление нового года по традиции своих предков. Праздничные мероприятия также прошли во многих населенных пунктах области.
Сегодня амал из народного превратился в праздник всего общества, его на Мангистау стали отмечать официально, и он становится праздником, объединяющим и сплачивающим все общество.