200 лет применительно к человеческой жизни, конечно, много. Но такие личности, как Тарас Шевченко, о которых можно сказать, что они были явлением своей эпохи, никогда не останутся в прошлом, они с нами, всегда – только в сегодняшнем и грядущем. Очевидно, это удел немногих избранников судьбы…
В полном собрании произведений Т.Г. Шевченко поэзия занимает два тома. Раскрываю второй том на страницах его произведения, которое тревожит, волнует. Вот оно, первое поэтическое произведение про казахские степи, о казахском народе: «Топор был за дверью у господа бога». В нем есть историзм мышления, ощущение времени, чувствуется глубокий лиризм – все лучшие качества Шевченко-поэта. Им полностью завладели раздумья о прошлом и будущем обездоленных казахов. В поэме-легенде рассказывается о священном дереве и тяжком наказании за нарушение векового табу. Однажды человек на свою беду украл у бога топор и пошёл за дровами в зелёную дубраву. Не успел ударить по дереву, как вырвался топор из рук и начал деревья косить, как траву. В одно мгновение заполыхал и пожар. От дыма наступила кромешная тьма. В озёрах кипела вода, пылали города и сёла, рыдали люди, выли звери. Топор и огонь уничтожили всё, не оставив ничего. Далеко вокруг чернела пустыня, пепел разнесло ветром. «Но, колыхаясь, зеленело в пустыне дерево одно»… Одинокое, но мощное, как символ веры в обновление.
Десять лет пробыл рядовой Шевченко в неволе, из которых два лета плавал по Аралу на шхуне «Константин» в составе морской экспедиции под руководством лейтенанта А. Бутакова. Две зимы прожил на острове Кос-Арале – постоянной базе экспедиции, а также в Раимском укреплении на Сырдарье, обрабатывая полученные материалы по результатам картографических, геологических и ботанических исследований. Казалось, что вскоре придёт долгожданная свобода, что вот-вот закончатся «все годы унижения и поругания», но по доносу, в котором указывалось, что «Шевченко дерзко нарушает волю монарха, рисует, пишет стихи, ходит в штатской одежде», его, как «не исполнившего воспрещение», ещё на семь лет сослали в Новопетровское укрепление – в Форт-Шевченко.
«До вас, я думаю, не дошло сведение, что именно это – Новопетровское укрепление, но я вам расскажу, – писал в 1852 году поэт на Украину одному своему давнему знакомому. – Это на северо-восточном берегу Каспийского моря, на полуострове Мангышлак. Пустыня, совершенная пустыня, без всякой растительности, песок да камень, и самые нищие обитатели – это кочующие кое-где киргизы» (так назывались в официальных документах того времени казахи, туркмены и, собственно, киргизы).
Наиболее продуктивным в творческом отношении является аральский период ссылки поэта. Особенно много произведений им было написано на острове Кос-Арал. Только стихов было написано им более 80-ти, в общей сложности произведений – свыше 120. Среди них поэмы «Марина», «Цари», «Барнак», стихотворения «П.С.», «Пророк», «И вырос я в краю чужом», «Считаю в ссылке дни и ночи»…
Что касается Мангышлака, как утверждают исследователи творчества Шевченко, поэзией он здесь не занимался – факт исключительный, загадочный и удивительный. Литературное творчество Кобзаря ограничивается русскими повестями, в которых, кстати, ни его пребывание на Мангышлаке, ни сам полуостров, не упоминаются. Только в его живописи и рисунках воспроизведены картины жизни этой части Казахстана. Но как точно воспроизведены! В истории края Тарас был первым художником, так ярко и мастерски, с огромной любовью отобразившим его жизнь.
«Пожар в степи» – первый рисунок Шевченко, сделанный во время Аральской экспедиции. С него начинается творческая деятельность живописца в ссылке. Собственно, это был не пожар, а огонь, пущенный казахами-кочевниками, чтобы сжечь прошлогодний ковыль и дать возможность вырасти новой зелени. По просьбе начальника экспедиционного транспорта генерала Шрейбера он воспроизвёл это зрелище на акварельной картине, которую тому и подарил. Знаменитое произведение, к счастью, не затерялось и находится ныне в Киеве.
Из всего изобразительного наследия Шевченко, насчитывающего более 1100 работ, почти 350 посвящено жизни и быту казахского народа, природе степного края. Широко известны его картины и рисунки «Джангизагали», «Лунная ночь на Кос-Арале», «Форт Кара-Бутак», «Казах на коне», «Казахи у огня», «Казахи в юрте», «Казашка Катя», «Байгуши», «Мальчик с кошкой» и другие. Изображая степь, её обитателей, Шевченко открывал их широкому миру. Думается, читателям газеты будет интересно узнать, что просвещённая Европа впервые детально увидела и узнала о жизни, обычаях и быте прикаспийских казахов из богато иллюстрированной книги польского историка и художника, бывшего политического ссыльного и друга Тараса Шевченко Б.Залесского «Жизнь киргизских степей». Она была напечатана в 1865 году в Париже со многими рисунками Шевченко, а век спустя, в 1993 году, переиздана в Алма-Ате.
Многие акварели и карандашные рисунки Тарас посылал через своих друзей на продажу. «Посылаю тебе 17 штук для виленского альбома, – писал он 13 мая 1857 года Б.Залесскому. – Выбери из них, которые тебе покажутся лучшими и пригоднейшими к делу, и назначь цену, какую найдёшь приличною. Мне теперь более, нежели когда, деньги необходимы». Что касается известной картины «Мальчик с кошкой», то Шевченко выслал её супруге вице-президента Академии искусств Анастасии Толстой. Этой картиной он давал информацию о своем положении и окружении. На картине он изображён в солдатской шинели ссыльного. На первом плане сидит подросток-казах, а напротив него изображена кошка с поднятыми кверху лапками, которыми она пытается ухватиться за палец мальчишки. Место этой сцены – землянка в гарнизонном саду. Позже Шевченко узнал, что графиня Толстая была очень рада рисунку и принимала самое деятельное участие в его освобождении из ссылки.
Сам факт того, что Шевченко блестяще окончил Петербургскую Академию художеств, которая в то время была средоточием мастеров мировой величины, категорически отвергает его стереотип как просто одарённого лирика. «Могучий талант, – отзывался о нем украинский публицист Борис Олейник, – который по параметрам свершений родственен титанам Возрождения, а по глубине знаний в сфере человеческого духа соприкасается с энциклопедистами. Художник высокого класса, один из родоначальников нашей прозы, драматургии и такого ныне популярного синтетического жанра, как эссе (вспомним его «Дневник»), обладающий незаурядными познаниями в философии, общественных науках, в антике, революционер по духу, делу и над всем этим гениальный поэт – вот истинный Шевченко».
И при всём этом он был прост, всегда оставался с народом, с людьми, и благодарные потомки увенчали его наивысшим званием – вечного своего современника.