Народная память хранит немало легенд и преданий, в которых повествуется о жизни и подвигах батыров, о добрых и праведных делах святых и провидцев края. Легенды эти бережно передавались из поколения в поколение. Среди тех, кто увековечен в веках, немало и женщин, которыми по праву гордится народ. Главной героиней одной из легенд, дошедших до наших дней, является девушка по имени Каламкас – славная дочь мангистауской степи.
Рассказывают, Каламкас была самой красивой девушкой в округе, руки и благосклонности которой добивались многие джигиты. Но сердце красавицы было отдано лишь одному из них – Каражану. Каражан был видным и храбрым джигитом, но происходил из бедной семьи. Отец Каламкас, богатый, влиятельный и знатный человек в округе, и слушать не желал о бедняке. И тогда Каражанбас предлагает любимой бежать. Поздней ночью, сев на быстроногих скакунов, молодые умчались из аула. Узнав о побеге дочери с бедняком, разгневанный отец девушки посылает за ними погоню. Быстроногие скакуны настигли беглецов, люди бая вернули девушку в аул, а джигит был обезглавлен. Сердце убитой горем девушки не вынесло смерти любимого, и через несколько дней Каламкас умирает. Аксакалы поговаривают, что души влюбленных встретились после смерти на небесах, чтобы уже не разлучаться никогда. После гибели своих любимцев народ увековечил память о них, назвав их именами два месторождения, умножившие славу родного Мангистау. Они соседствуют с тех пор и на земле – Каражанбас и Каламкас. Скудные дожди в тех краях, нет-нет, да оросят изредка суровую землю Бузачей, – это, поговаривают в народе, девичьи слезы.
Есть и другая версия легенды о Каламкас. Раньше на Мангистау насчитывалось более двух тысяч колодцев, среди которых было немало шынырау-колодцев, что означает «колодец-провал». Такие колодцы были и на Бузачах. Один из них принадлежал Еселбаю из рода Кесик. Шестеро детей было у него: трое сыновей и три дочери. По степным традициям дочь Каламкас воспитывалась у старшего брата отца – Байгелды. Аул Байгелды был очень бедным. Чтобы не умереть с голоду и выжить в суровых условиях края, люди промышляли охотой на диких животных и рыбной ловлей.
Одна из зим выдалась крайне суровой. Жгучий мороз сковал колодцы льдом. С каждым днем становилось все труднее ловить рыбу и животных, заканчивались запасы колодезной воды. Чтобы не умереть с голоду, старейшины рода на совете аксакалов приняли решение – вырыть в нескольких местах ямы-араны для ловли сайгаков. В местности, которая называлась Кызылсор, Байгелды присмотрел местечко, где часто паслись сайгаки. Здесь и решили выкопать араны. Охотники выслеживали животного и гнали его к яме. Так и спасались от голода.
Однажды в аул прибыли торговцы из Астрахани. Они предложили жителям добыть им рыбу в обмен на хлеб и одежду. Скрепив договор крепким рукопожатием, мужчины аула надолго ушли в море. Через некоторое время стали заканчиваться запасы мяса. Закончилась и питьевая вода. Каламкас, видя, как страдают от жажды старики и дети, собрала своих подруг. И когда все заснули, девушки ушли за аул, где приметили место для рытья колодца. Каламкас с подругами работали всю ночь. Проснувшиеся утром люди застали их за работой. В последствии колодец был назван именем девушки…
А тем временем у сородичей заканчиваются и последние припасы еды – вяленой рыбы и мяса, заготовленных ранее мужчинами. Ушедшие в море рыбаки – кормильцы аула – все еще не вернулись, и оставшимся грозит неминуемая голодная смерть. Но Каламкас помнит слова Байгелды, сказанные им перед уходом в море: «Когда людям станет трудно, помоги им, не оставь их в беде». И девушка принимает решение возобновить охоту на животных, как этот делали ранее мужчины. Оседлав коня (Каламкас была прекрасной всадницей, метко, как заправский мерген, стреляла из лука), она выезжает в степь, чтобы проверить, в каком состоянии находится аран. Обильный снегопад тщательно замаскировал яму. Но это только на руки охотникам – в аран наверняка попадет не одно, а несколько животных.
Вернувшись в аул, Каламкас обошла всех своих подруг, предупредив о предстоящей охоте. На следующий день девушка стрелой носилась по степи на быстроногом скакуне, увлекая своим примером охотниц. Вернулись девушки в аул с богатой добычей, где их с надеждой ожидали голодные сородичи, Увидев богатый улов, воспрянули духом женщины, дети, старики.
Дни шли чередой. Зима уже заканчивалась. Аул жил в ожидании рыбаков, которые вот-вот должны вернуться. Наступали теплые дни, и люди возлагали на весну свои чаяния и надежды на лучшие перемены. Но через некоторое время закончились и последние запасы добытого девушками мяса. И снова плач голодных детей преследует Каламкас, не оставляя ее равнодушной к людской беде. Вновь девушка с подругами отправляется на охоту.
Рассказывают, в день последней охоты Каламкас солнце светило особенно ярко. Девушки, не в первый раз вышедшие на охоту, уже умело, с криками и с шумом гнали сайгаков со всей округи. Перепуганные животные кидались из стороны в сторону, но Каламкас, предводительница охотниц, уверенно направляла их к вырытой яме. Гоняясь за сайгаками, она не заметила, как ее конь тоже летит к арану. Лишь в последний момент поняла девушка, что нависла над ней смертельная опасность, но повернуть скакуна было уже поздно. Попытка перепрыгнуть через яму не увенчалась успехом, – задние ноги коня зацепились за край арана, и он вместе с отважной девушкой рухнул вниз. Падая, Каламкас задела рог животного, – он насквозь пронзил ей почку. Когда ее извлекли из ямы, она еще была жива и успела сказать девушкам, как разделить добычу между сородичами. Горько рыдали безутешные подруги над бездыханным телом Каламкас. С плачем-жоктау вернулись они в аул, где их к тому времени ожидали уже вернувшиеся с рыбной ловли мужчины. Но встреча оказалась безрадостной. Потеряли самую лучшую девушку аула. Ее похоронили с почестями на западной стороне колодца, вырытого ею. С тех пор в народе эту местность стали назвать именем мужественной девушки, сделавшей все для того, чтобы спасти людей от неминуемой голодной смерти.
У нефтяников есть традиция – при открытии новой буровой давать ас и обязательно съездить на место захоронения отважной девушки, отдавшей жизнь во имя спасения людей. Здесь, у ее могилы, мулла читает суре из Корана, прося бата-благословения у Каламкас-аулие. Буровики свято верят в то, что рух (дух) святой обязательно даст свое благословение на доброе дело и будет незримо помогать им в работе.
На месте захоронения Каламкас воздвигнуто надгробие, по форме напоминающее девичий национальный убор – саукеле. Сегодня многие официальные лица, деятели культуры Мангистау, потомки рода Кесик предлагают воздвигнуть памятник в честь славной дочери мангистауской степи – девушку-всадника на коне. Такая скульптурная композиция могла бы украсить и город. Каламкас – брэнд полуострова сокровищ.
P/S: Самая первая нефть на месторождении, названном в честь девушки, когда-то в одиночку охотившейся здесь и кормившей своих соплеменников, была добыта в 1976 году на скважине №3. «Черное золото» края – сокровище недр Мангистау – давно уже стало источником силы и славы Мангистау, сегодня Каламкас, как встарь, беззаветно служит народу.