«Необходимо принять решительные меры по развитию конкуренции в экономике и
наведению порядка в тарифах на услуги ЖКХ и естественных монополий.
В сфере коммунальных услуг и регулирования естественных монополий тарифообразование
и расходование собранных с потребителей средств до сих пор не прозрачно.
Отсутствуют эффективный мониторинг и контроль инвестиционных обязательств монополистов».
(Из Послания Президента страны народу Казахстана)
Жители одного из домов Актау решили снизить до минимума расходы на общедомовые нужды.
Жители ЖК «Престиж» в 13 микрорайоне Актау, устав платить баснословные суммы на общедомовые нужды, решили снизить пресловутый ОДН в квитанциях.
«Два года назад мы решили отказаться от услуг нашего КСК и нанять управляющую компанию. Дому уже больше 10-ти лет, но за это время здесь никакие работы не проводились. Все обветшало, постоянно были жалобы то на низкое давление воды, то на холод или сильную жару в квартире. Но больше всего нас беспокоила графа ОДН. У некоторых жильцов приходило и по 150, и по 200 киловатт. Мы устали платить за кого-то», - рассказывает одна из жительниц дома.
Управляющая компания предложила жильцам – сделать расходы на ОДН минимальными. Убрать эту графу вовсе из квитанций не получится, так как жители все равно будут платить за свет в подъездах, уличное освещение, за электроэнергию, которую потребляет лифт или насосы. Но и здесь нашлось разумное решение проблемы – в доме начали применять энергосберегающие технологии.
«ОДН из чего складывается? Из того же освещения в домах. Но есть разница – или у вас будут гореть 50 ламп стокиловаттных, или всего в 18 киловатт? Или на улице – будут установлены светильники по тысяче киловатт или лампы на солнечных батареях, которые вообще не потребляют электроэнергию, а питаются только от солнечного света. Все эти лампы уже установлены в доме. Кроме того, во многих домах есть несанкционированные подключения – это могут быть офисы, магазины, паркинги. За них жители могут платить из своего кармана. В этом доме есть паркинг, но счетчики там закрыты за десятью дверями, никто не знает, работают они или нет. Представителей РКЦ туда почему-то не допускают, поэтому они считают по среднему. Соответственно, энергию, потребленную сверхнормы, нужно куда-то списывать, и она идет на ОДН», - рассказывает Каиргали Калмуханов, директор управляющей компании «Аманат Актау».
Кроме замены ламп, в этом доме первым делом установили АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии). Теперь по данным, поступающим на прибор, можно будет определить, сколько потребили квартиры, сколько электричества ушло на освещение подъездов и прочего. Но всем жителям придется сдавать информацию со своих приборов учета в один день.
«Это делается для того, чтобы дельта, или разница, была минимальной. Потому что, когда жители сдают показания кто-то 10-го числа, кто-то 20-го, эта разница в виде ОДН и появляется. Конечно, мы понимаем, что всем в один день тяжело будет сдать показания, но мы к этому идем, с жителями ведем переговоры. Создали даже общий чат, где все могут голосовать», - отмечает руководитель компании.
Экономить в этом доме будут и на воде. Здесь когда-то были установлены общедомовые приборы учета воды. Но за 10 лет их ни разу не меняли. Теперь их планируют заменить на новые – АСКУВ (автоматизированная система коммерческого учета воды). А в каждой квартире жителям рекомендуют устанавливать онлайн-водомеры. С них не нужно будет самостоятельно снимать показания. В один день, т.е. 25-го числа каждого месяца данные со счетчиков будут отправляться напрямую в РКЦ и в «Каспий жылу су арнасы».
«Я думаю, мы придем к тому, что у каждого в квартире будет такой счетчик. Потому что никто не хочет платить за «чужого дядю». А сейчас получается, что в дом поступила тысяча литров воды, к примеру, а показания сдали на 900 литров. Эти 100 оставшихся литров и распределяют среди всех жильцов», - утверждает директор компании.
Тепловые счетчики, которых никогда и в помине не было ни в этом, ни в большинстве других домов Актау, также установят здесь на следующей неделе.
«С таким счетчиком выходит хорошая экономия. Дело в том, что 1 Гкал при теплосчетчике стоит 2100 тенге, а без него – по среднему – 3600 тенге. А одна квартира может потреблять и полторы гигакалории, и даже две. Представьте, сколько вы можете сэкономить на отоплении? Семь месяцев отопительный сезон и каждый месяц экономия будет примерно в 3 тысячи тенге. Этот счетчик также автоматически будет передавать показания 25-го числа каждого месяца», -отмечает Каиргали Калмуханов.
Раз уж переходить на энергосбережение, так по полной программе. В доме установят СУАПР (смесительный узел автоматического погодного регулирования).
«Это также позволит жителям сэкономить деньги. Ведь у нас не всегда бывает холодно, к примеру, минус 20. А нам подают максимальную температуру. Становится жарко в квартире, мы открываем окна – и именно туда вылетают наши деньги. А этот смесительный узел позволяет регулировать температуру дома и делать ее комфортной», - рассказывает руководитель управляющей компании.
И самый главный вопрос – за чей счет «банкет»? Естественно, за счет жителей. Они платят деньги, а компания расплачивается с поставщиками оборудования. Сейчас все приобретено в рассрочку.
«Мы сейчас собираем взносы согласно решению общего собрания. По 6800 тенге ежемесячно в течение полугода с каждой квартиры. В этом доме 54 квартиры, если их будет больше, то и взносы будут меньше. После того, как мы рассчитаемся за все это оборудование, суммы в квитанциях у жителей за воду, свет и тепло станут меньше примерно на 30 процентов», - говорит К. Калмуханов.
Пока это экспериментальный дом, но в будущем, если проект докажет свою эффективность, его будут использовать и на других домах.