Руководителей предприятий жилищно-коммунальной сферы собрали представители Мангистауского областного комитета Коммунистической Народной партии Казахстана четырнадцатого октября. Целью встречи стало обсуждение путей и способов решения проблем потребителей многоквартирных жилых домов.
Жалобами на проблемы в жилищно-коммунальном секторе завалены приемные местных филиалов партий, а также исполнительных органов. Анализ публикаций городских СМИ свидетельствует: главная проблема реформы ЖКХ заключается в том, что люди с трудом понимают суть многих реформ, зато систематически сталкиваются с коммунальными проблемами и не знают, как их решать.
Как отметила первый секретарь МОК КНПК Рухия Алдонгарова, ЖКХ представляет базовую отрасль, которая нуждается, во-первых, в государственном регулировании, во-вторых, в разработке и реализации просветительской работы в государственном масштабе по повышению культуры производства и эксплуатации технических средств, а также культуры потребления услуг ЖКХ гражданами.
– На сегодняшний мы день не имеем скоординированной работы между всеми участниками сферы услуг ЖКХ, не говоря уже о клубке взаимных претензий между поставщиками энергоресурсов, КСК, жителями домов, акиматами и контролирующими органами, – говорит Рухия Алдонгарова. – В настоящее время городское ЖКХ разделено на сферы интересов ТОО «МАЭК-Казатомпром», ГКП, ПКСК и КСК, где отсутствует единая организационная, структурная, инвестиционная, техническая политика и статистика, вследствие чего затруднены количественные и качественные оценки, как текущего состояния, так и перспективы развития ЖКХ в целом.
Также коммунисты высказали недовольство нерациональным ведением коммунального хозяйства и его ценами.
– Сфера коммунальных услуг обходится дорого из-за использования старых технологий. Речь о централизованной подаче тепла в дома, – продолжает Р. Алдонгарова. – Огромные затраты уходят на производство тепла и еще больше на его транспортировку в дома. Почему за столько лет, а у нас сменилось несколько акимов города и области, так и не нашла себя реализация идеи во вновь вводимых объектах устанавливать локальные (домовые) котлы, которые исключают потери тепла при его передаче. Это же относится к подаче горячей воды. Население потребляет горячую воду не постоянно, а в определенном режиме. Сегодня МАЭКу приходится держать технологическую систему, подогревающую горячую воду круглосуточно. Было бы рационально подогревать воду в квартире лишь в момент потребления, это намного сократило бы затраты на ее подогрев. Вместо этого, местная исполнительная власть давала указания энергопроизводящим и энергопередающим компаниям подключать все новые объекты без учета ограниченных мощностей этих компаний, что еще больше усугубляло ситуацию с тепло-, водо-, и электроснабжением, – заключила она.
Но, бесспорно, самым дискуссионным оказался вопрос о расходах по содержанию многоквартирных домов.
– В период демонополизации единой коммунальной системы, сложившейся в КАСКОРе, можно с уверенностью сказать, что ГКП, являющиеся энергопередающими организациями, передавались в коммунальную собственность администрации города без проведения единой государственной, технической и финансово-экономической политики. И это до сих пор отражается на ситуации. То же самое и с ЖЭКами «перелицованными» в ПКСК, – сетует Р. Алдангорова. – По сей день население ежемесячно осуществляет платеж и за текущие расходы по содержанию дома, и в то же время не знает, как расходуются эти средства. Здесь нет прозрачности, никто не отчитывается, сколько поступило средств, как и куда они потрачены, или будут направлены. Приватизация жилья дала право новым владельцам распоряжаться квартирой – продавать, покупать. Но вместе с тем, новые владельцы неохотно берут на себя ответственность за сохранение жилья в достойном виде, а значит, и осуществлять расходы по его содержанию. Доля аварийного жилья в городе будет увеличиваться, если не предпринимать энергичные меры в этом отношении.
Конечно, решение данного вопроса невозможно без активного участия самих владельцев квартир.
– Сегодня ЖКХ – это комплекс проблем, решать которые должны в том числе владельцы квартир, которые, к сожалению, равнодушно относятся к своей собственности и думают: «Лишь бы не я», – говорит директор филиала АО «Казахстанский центр модернизации развития ЖКХ» Руслан Жукенов. – Вопрос в том, что население не хочет заниматься содержанием общего имущества, однако работодателями для КСК являются именно собственники квартир. Сегодня уже не секрет, что регистрация кондоминиума – не только один из выходов в данной ситуации, но и один из путей решения проблем в сфере ЖКХ в целом. По закону управляющие кондоминиумом должны наказываться за недобросовестную работу.
Так же многие участники встречи согласились, что в Актау необходимо возобновить работу жилищной инспекции.
– По закону о жилищных отношениях отдел ЖКХ города – это исполнительный орган, а надзорным является жилищная инспекция, – продолжает Р. Жукенов. – В данный момент в Актау ЖКХ и жилищная инспекция выступают в одном лице (нет отдельных штатных единиц), что является нарушением, и это чуть ли не единственный случай в Казахстане. Когда инспекция функционировала, собственники квартир могли напрямую задавать вопросы или жаловаться, сегодня такой возможности нет. Необходимо внесение изменений в структуру управления ЖКХ города.
Данную точку зрения разделяет и президент ОО «Общество по защите прав потребителей Мангистауской области» Никар Рафикова, которая поясняет, что между КСК и сервисными организациями обязательно должно быть прозрачное разделение обязанностей. Однако сейчас это никто не контролирует, получается, что ПКСК сами выполняют работы и сами себя контролируют.
– В правила содержания общего имущества многоквартирных домов внесены существенные изменения, что нужно доводить до служб, занятых в данной сфере. Если говорить о них кратко, то все КСК и ТОО, которые работают в сфере содержания общего имущества, должны изменить статус, – говорит Никар Маликовна. – Дело в том, что законодатель разделил функции управления и сервиса. Управленцев выбирают собственники, и отдельно сервисную компанию, а потом дают управленцам полномочия заключать договоры с подрядчиками по сервису. Причем все нюансы по проведению работ должны быть прописаны в договорах. Этого у нас не произошло, в большинстве сегодняшних договоров это не прописано, поэтому жильцы не знают о том, какие работы должны выполняться. Возникают проблемы. Нет диалога с собственниками, которые в большинстве платят за услуги, но не получают их. Люди не могут получить ежеквартального отчета о том, за что они платят, не обратившись в суд. Все несоответствия нужно устранять. В городе Жанаозен ситуация похожая. Люди также не знают, за что конкретно они платят.
Председатели кооперативов собственников квартир, которые также присутствовали во время дискуссии, говорили, в основном, о том, как тяжело им приходится. Однако, заметим, что никто из них не покинул своих постов, и не перестал заниматься данным видом деятельности, а значит, работать есть резон. Между тем подчеркнем и то, что доходы КСК должны контролироваться собственниками квартир, все действия должны согласовываться с собственниками. Каждый год ПКСК и КСК обязаны заключать новый договор с каждой квартирой.
Помимо этого, председатели говорили и том, что ТОО «МАЭК-Казатомпром» нужна финансовая поддержка государства или повышение тарифов, потому, как на сегодняшний день комбинат не может в полной мере обеспечить область необходимым теплом, питьевой водой. Также председатели жаловались на нерадивых жильцов, отказывающихся платить по счетам. Долги исчисляются миллионами тенге.
– Работу с каждым домом можно сделать прозрачной, если жители будут ежемесячно оплачивать все работы, но на сегодняшний день мы «перекидываем» средства с дома на дома, поскольку из-за долгов нет возможности покрыть все расходы по обслуживанию каждого дома (подготовка к отопительному сезону), – сообщила председатель ПКСК «Шанс» Татьяна Вежновец.
В завершение участники встречи согласились, что внесение изменений в структуру управления ЖКХ города, введение прозрачной системы использования энергоресурсов жителями каждого подъезда многоквартирных домов, а также увеличение размеров штрафов за самовольное использование электрической, тепловой энергии и воды должно быть приоритетным направлением для оздоровления отношений в системе ЖКХ региона.