Развитие малого и среднего бизнеса является главным инструментом индустриальной и социальной модернизации Казахстана в ХХI веке. Чем больше доля малого и среднего бизнеса в экономике – тем более устойчиво развивается государство. Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» была озвучена задача по приватизации субъектов квазигосударственного сектора страны.
Согласно глобальному рейтингу, Казахстан входит в группу стран с самыми благоприятными условиями для ведения бизнеса, и эта тенденция должна поддерживаться и наращиваться. Сегодня доля малого бизнеса в ВРП области составляет 18,3%, что требует усиления деловой активности МСБ. Глава государства поставил задачу доведения доли МСБ в экономике страны к 2020 году до 40%. Со времени провозглашения Казахстаном суверенитета и началом перехода к рыночным отношениям, важнейшей частью экономических реформ являлась приватизация государственной собственности.
– Приватизация проводится для того, чтобы привлечь частный сектор, который является более успешным управленцем, соответственно, может внедрять новый опыт, новые креативные идеи, – говорит руководитель управления финансов Мангистауской областиМарина Альбекова. – Вторая волна призвана сократить государственное участие в экономике и создать условия для развития частного бизнеса в новых отраслях. Население в свою очередь получит улучшение качества, расширение спектра и снижение стоимости предоставляемых услуг, за счет внедрения конкуренции. Таким образом, приватизация должна дать мощный импульс развитию предпринимательства, так как в частном секторе появится большое количество объектов и направлений бизнеса, которые раньше были закреплены за государством.
Приватизация направлена на получение в долгосрочной перспективе отдачи в форме расширения налогооблагаемой базы, на создание дополнительных рабочих мест, повышение эффективности функционирования отраслей экономики. Ее задачами являются создание конкурентной среды, и как следствие, повышение эффективности деятельности предприятий, развитие малого и среднего предпринимательства, содействие демонополизации экономики, сокращение расходов государственного бюджета, а также привлечение частных инвестиций в развитие объектов приватизации. Данный процесс означает продажу государством государственного имущества физическим лицам, негосударственным юридическим лицам в рамках специальных процедур, установленных законодательством. Добавим, что начиная с 1991 г. Конституция РК впервые определила право частной собственности, как категорию экономических отношений, и именно тогда были предприняты первые меры по приватизации и разгосударствлению экономики, целью которых было преобразование государственной собственности в другие формы собственности и создание условий для перехода к рыночной экономике.
– Если вернуться к истории, можно сказать, что реформа собственности в Казахстане уже прошла несколько этапов, начиная с 1991 года, когда продавались объекты торговли, сферы услуг, реализовывались секторальные программы приватизации, передавались права владения и пользования акциями министерствам и ведомствам. Появилось понятие республиканской и коммунальной собственности, и далее от отраслевых программ вопросы приватизации осуществлялись по введенным законодательным актам, таким как «О приватизации», «О государственных предприятиях», об АО, ТОО, – говорит Марина Борисовна. – На сегодняшний день в РК действуют основные законодательные акты, регулирующие имущественные отношения и вопросы приватизации – Гражданский кодекс Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан "О государственном имуществе", и другие нормативные правовые акты.
Принципы новой волны
Во-первых, это абсолютная прозрачность приватизации. Во-вторых, планируется использование различных механизмов государственно-частного партнерства. Объекты нужно не только продавать сразу и целиком, необходимы и такие формы, как передача в аренду с последующим выкупом, предоставление рассрочки, безвозмездная передача и так далее. В-третьих, приватизируемые объекты социальной сферы не должны менять свою направленность. В то же время, важным является развитие в Казахстане системы правовых гарантий частной собственности.
– Новая волна приватизации должна будет реализоваться с учетом необходимости открытия для конкуренции новых отраслей, – продолжает М. Альбекова. – Это позволит снизить чрезмерное участие государства в экономике, что ограничивает конкуренцию, поскольку частный бизнес не обладает двумя конкурентными преимуществами, которые есть у государственных предприятий: доступ к дешевому капиталу и административный ресурс.
На сегодняшний день в рамках принятого Комплексного плана на приватизацию определены объекты как республиканской, так и коммунальной собственности. По республиканской собственности на приватизацию определены 29 организаций и 3 объекта. Предлагается также передать в доверительное управление частному бизнесу 11 организаций, реорганизовать или ликвидировать 74. В результате количество организаций республиканской собственности сократится на 28 процентов, или на 114 организаций, и составит 277 организаций.
В структуре коммунальной собственности регионов сегодня более 82 процентов составляют организации социальной сферы. По нашей области – это 65 процентов. Однако их потенциал приватизации пока остается низким, поэтому они останутся в коммунальной собственности. По линии коммунальной собственности всех регионов предлагается передать на приватизацию 416 (без учета СПК) организаций, что составляет 38 процентов.
По Мангистауской области на приватизацию принято решение по 16-ти государственным организациям и по 14-ти дочерним организациям СПК «Каспий». В числе государственных организаций: шесть объектов относятся к физической культуре и спорту, два — к жилищно-коммунальному хозяйству и автомобильным дорогам, два центра переподготовки и повышения квалификации, а также одно предприятие массовой информации.
– Изначально на передачу объектов в частный сектор было представлено большее количество организаций, в числе которых были сельские клубы, предприятия жилищно-коммунальной сферы, здравоохранения, образования и культуры. По ним были даны соответствующие обоснования о невозможности их передачи в конкурентную среду, в связи с необходимостью участия государства в их деятельности, – сообщила Марина Альбекова. – По дочерним организациям СПК решение об их приватизации было принято в связи с тем, что часть из них либо не функционирующие, либо широко представленные на конкурентном рынке.
Собственный капитал предлагаемых на приватизацию объектов варьируется от 2 до 500 млн. тенге. Здесь необходимо отметить, что при выставлении на торги по каждому объекту будет проведена независимая оценка рыночной стоимости, которая будет взята за основу стартовой стоимости объекта.
Передача в частный сектор будет происходить на конкурсной основе. При разработке конкурсной документации, основные условия будут согласовываться с профильными органами управления данных организаций. Приватизация будет проводиться тремя способами. Первый – купля-продажа по конкурсу на торгах в форме аукциона либо коммерческого тендера (продажа объектов при предложении максимальной цены и согласии покупателя на выполнение поставленных условий). В настоящее время данный способ приватизации с 2014 года осуществляется только в режиме он-лайн, т.е. на электронной площадке. Второй – продажа государственных долей участия в уставных капиталах юридических лиц по праву других участников на преимущественную покупку. Третий способ – передача объектов в доверительное управление с правом последующего выкупа, (критериями продажи являются объем, сроки инвестиций, и условия приватизации объекта).
На сегодняшний день создана комиссия по приватизации, куда входят уполномоченные государственные органы и представители НПП. Утверждены графии продаж, где из 16 ГКП в 2014 голу планируется продать два, в 2015 – два, и в 2016 – двенадцать предприятий.
– На первых порах планируется передача предприятий физической культуры на условиях доверительного управления, – говорит Марина Альбекова. – Государство сохраняет за собой право бесплатных секций, но, в то же время, частный бизнес должен вкладывать деньги в это предприятие с тем, чтобы вывести его на более качественный уровень. Тем самым, мы переходим к более современным процессам менеджмента управления. Взаимоотношения государства и частного бизнеса, получившего данное предприятие, будут выстраиваться на взаимовыгодных условиях. Существуют возможности получения денежных средств из бюджета в виде государственного заказа. В принципе, по всем предприятиям основными условиями со стороны государства будут: сохранение профиля деятельности объекта доверительного управления, функционирование бесплатных групп для детей и определенных категорий населения, организация, проведение соревнований различных уровней, в т.ч. международного масштаба, обеспечение сохранности при эксплуатации объектов доверительного управления в надлежащем состоянии и др.
В целях соблюдения прозрачности проведения процедур приватизации сегодня существуют требования по проведению торгов, размещению объявлений через СМИ и на веб-портле Реестра государственного имущества (www.gosreestr.kz). Вся информация об объектах приватизации будет доступна на портале в режиме он-лайн. В целом, политику приватизации субъектов квазигосударственного сектора проводит на республиканском уровне Министерство экономики и бюджетного планирования, органом осуществляющим приватизацию является уполномоченный орган по управлению государственным имуществом – Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК, на местном уровне – от акимата – управление финансов Мангистауской области.
– Международная практика показывает, что частный сектор лучше управляет такими предприятиями. Нами будет контролироваться выполнение условий доверительного управления, думаю, что бизнес тоже будет заинтересован в их выполнении в период срока доверительного управления. Кроме того, существует постприватизационный контроль, когда при продаже объекта устанавливается право продавца на осуществление контроля за сохранением деятельности после его продажи. В целом, политика приватизации субъектов квазигосударственного сектора направлена на улучшение бизнес-климата в стране и регионах, расширение частных инвестиций, в том числе в несырьевые сектора экономики. Это принципиально важный шаг для укрепления отечественного предпринимательства, – заключила Марина Борисовна.